Последние новости

РОДИНА НА ВСЕХ ОДНА

Химик, специалист по металлоорганическому синтезу Григорий Аветисян был уже квалифицированным специалистом, кандидатом наук, когда в самом начале 90-х годов минувшего столетия по известным причинам наука оказалась в глубочайшем кризисе, а ученые - невольными жертвами перестройки. В создавшихся социально-экономических условиях стране было не по карману содержать научный потенциал, которым она располагала. Не видя научных перспектив, многие ученые ушли в коммерческие структуры, чтобы не потерять квалификацию, уехали за рубеж. Среди них был и Григорий Аветисян. Оказавшись в Париже, Григорий вынужден был все начинать с нуля. Об этом мы поговорили с ним в один из его приездов в Ереван.

- Я вынужден был уехать, потому что не хотел заниматься чем попало, - рассказывал Григорий. - Никакого приглашения у меня не было. Но наука в Европе, как, кстати, и в бывших странах соцлагеря, ценится не особенно высоко. Единственные страны, где на поприще науки можно добиться успеха, - это США и Великобритания. Вот почему ученые из бывшего СССР едут именно в эти страны. А во Франции устроиться по специальности намного сложнее. Главная трудность - это непризнание наших дипломов. Если в США и Англии можно сдать экзамены, решить определенный тест и сразу приступить к работе, то во Франции надо начинать чуть ли не с первого курса университета. Подобная перспектива вызывала во мне чувство протеста, и я решил обратиться к ректору университета Pario 6 имени Кюри профессору Норману. Показав ему свою диссертацию, я сказал, что у меня множество научных статей, опубликованных в солидных журналах мирового уровня. Но это не возымело действия, разве что ректор все же пошел мне навстречу и сказал, что, если сдам все университетские экзамены, он сможет зачислить меня в аспирантуру. Получив всего лишь месяц для подготовки, я начал бешено заниматься.

Через месяц я снова пришел к ректору, но приняла меня секретарша, выдала лист с 80-ю вопросами и, не предупредив, что на ответы у меня всего лишь час, удалилась. К тому моменту я владел английским, а на французском изъяснялся с трудом, поэтому отвечал на вопросы медленно. Тем не менее на 76 я уже ответил, когда пришла секретарша и сказала, что мое время истекло, а за результатом надо прийти завтра. На следующий день меня принял сам ректор, был намного любезнее, чем в первый раз, и сказал, что я совершенно точно ответил на вопросы. Я предложил сразу же ответить на оставшиеся 4 вопроса - и благодаря этому был зачислен в аспирантуру.

- Каково отношение к нашим ученым у западных коллег? Не встречают ли они в штыки наших соотечественников, которые претендуют на немногие вакансии?

- Об особом предубеждении не могу сказать, но трудности все же неимоверные. Мне пришлось еще год учиться в аспирантуре и, несмотря на коллекцию дипломов, ни одна французская лаборатория не заинтересовалась мной. Дело в том, что здесь вступают в силу иные критерии, - возраст, например. При выборе между мной и французским студентом интерес проявляется к студенту, потому что он молод, у него меньше претензий и т.п. Не думаю, что какая-то лаборатория начала бы оригинальничать и взяла на вакантное место ученого из другой страны.

- А как ты все-таки устроился?

- На протяжении двух лет я безуспешно искал работу. Мои коллеги, выехавшие в США и Англию, сразу нашли хорошо оплачиваемую работу. Но во Франции, как я уже сказал, все намного сложнее. И я решил переквалифицироваться в фармацевты.

- А на какую тему ты защитил диссертацию?

- Синтез новых лекарственных препаратов. Мне пришлось дополнительно сдать экзамен по медицине, фармацевтике и по структуре здравоохранения во Франции. Это самый трудный экзамен, потому что не секрет, что структура здравоохранения во Франции не очень себя оправдывает. Получив новую квалификацию, я добился того, что попал на работу в лучшую лабораторию, - первую фармацевтическую группу в мире (PFIZER).

- А как преодолевались трудности бытового плана?

- Франция была единственной страной, в которой я хотел жить и работать после Армении. Она вошла в наше сознание с самого детства - через классическую литературу, музыку, живопись, кинематограф. Но, к сожалению, о современной культуре Франции я имел мало представления. Например, я не знал о богатстве современной французской гастрономии. По этому поводу я даже шучу: когда меня спрашивают, не являюсь ли политическим беженцем, я отвечаю: "Нет, я гастрономический беженец". Но, если серьезно, то Франция - одна из немногих европейских стран, которая с симпатией относится к Армении, ее истории, культуре. Не случайно она одной из первых признала Геноцид армян в Османской Турции. Франция исторически всегда представляла интересы Армении, в чем велика роль армянской общины, представители которой во Франции занимают влиятельные посты, как, например, юрист по международному праву Патрик Деведжян - блестящая личность. В признании Геноцида он сыграл неоценимую роль. Я слышал его выступление, когда он сказал: "Как можно принимать в Евросоюз страну, которая до сих пор не признала совершенный ею Геноцид?" Чтобы стало очевидно, насколько это недопустимо, он провел такую параллель: "Возможно было бы членство Германии в Евросоюзе, если б сегодня, к примеру, центральные магистрали Берлина носили имена Гитлера, Геббельса, Гимлера, а в центре столицы находился мавзолей Гитлера? Какой была бы Германия сегодня, если бы сама не осудила фашизм? А сегодняшняя Турция до сих пор не осудила свои преступления 15-го года".

- Есть ли у тебя контакты с армянской диаспорой?

- Не могу сказать, что принимаю активное участие в жизни армянской диаспоры, но по мере сил стараюсь быть полезным ей. Сейчас она очень неоднородна. Если в начале прошлого века она состояла из армян, которые спасались от Геноцида в Турции, то сейчас пополнилась новой волной эмиграции, и это в каком-то смысле играет положительную роль. Дело в том, что третье поколение армян - потомки первых беженцев. Они почти не говорят на армянском, хотя и помнят, что являются армянами. Новая волна армян укрепила солидарность общины, принеся много информации об Армении, обострила их любовь к исторической родине, оживила интерес к языку, армянской культуре. Многие из них стали чаще приезжать в Армению.

- Тебя многие годы не было в Армении. Поделись впечатлениями.

- Когда я впервые приехал после 15 лет отсутствия, первое впечатление было шоковым. У меня было ощущение, что я очутился в другом измерении. Я считаю себя ереванцем, очень люблю Ереван. Но есть вещи, которые не укладываются в сознании. В наше время он имел яркие, характерные черты, особенно в архитектуре, и выгодно отличался от других столиц бывшего СССР. И мне больно видеть, как старый Ереван либо полностью стерт, либо остались жалкие остатки чудесных, оригинальных построек прошлого века, которых не встретишь ни в одном уголке мира. Они бессовестно разрушены, и на их месте высятся глыбы, не вписывающиеся в ансамбль и атмосферу города. А чудовищные постройки вокруг Оперного театра? Они просто ужасают своим несоответствием общему облику, стилю Еревана. Исчезла гармония, нет никакого продолжения ни в смысле стиля, ни в смысле исторического восприятия окружающей среды, ансамбля. Моя бабушка-художница говорила: "Надо рисовать так, чтобы каждый предмет чувствовал присутствие другого. Предметы должны говорить между собой, тогда получится натюрморт". Так и в архитектуре. Здания должны общаться между собой, быть в гармонии, а не в конфликте. В Париже тоже есть здания, которые были построены в эпоху Миттерана и не гармонируют с окружающей средой. Но сейчас на это обращают больше внимания, и вся старина в Париже сохранилась полностью, а если что восстанавливается, то с учетом исторического былого облика.

- Приятно, что тебя волнуют проблемы сегодняшней Армении...

- Забыть свою страну невозможно: ведь уезжают потому, что здесь невозможно полностью себя реализовать. Но я очень хочу, чтобы в Армении и богатые, и бедные были равны. Вступив в XXI век, Армения, несомненно, нуждается во всесторонней модернизации. Наука, искусство, культура должны быть подняты на новый уровень. И хочется, чтобы в Армении и богатые, и бедные были равны перед законом. Больно слышать, что человек продает последнее, чтобы обеспечить себя лекарствами или сделать неотложную операцию. Не думаю, что наше государство не в состоянии обеспечить народ хотя бы минимальным. Оно должно стараться, чтобы каждый армянин чувствовал себя защищенным как у себя на родине, так и за ее пределами. А родина у нас одна, где бы мы ни жили, - Армения.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.

    • ПОСВЯЩАЕТСЯ КШИШТОФУ ПЕНДЕРЕЦКОМУ
      2024-04-09 09:15

      Не трудно заметить, что имя Сергея Смбатяна, а также руководимого им Армянского государственного симфонического оркестра часто появляется на страницах прессы. Такой режим наибольшего благоприятствования объясняется, конечно, не субъективными склонностями обозревателей, но необычайно высокой творческой активностью одаренного дирижера, его художественными инициативами, миновать которые невозможно. Тоновая программа, то мировая или ереванская премьера, то важнейшие фестивали, то масштабные гастроли, конкурсы… Вот и недавно, не успел завершиться фестиваль Армянского композиторского творчества, как взял старт другой фестиваль, не менее значимый – "Современные классики", носящий имя Кшиштофа Пендерецкого.

    • ТОРЖЕСТВО "СИМФОНИИ ВОСКРЕСЕНИЯ"
      2024-04-05 10:41

      Каждый чем-нибудь интересный, нерядовой концерт в Большом зале им. Арама Хачатуряна в тысячный раз убеждает: филармония - лучшее место на земле. Только музыка, в отличие от других видов искусства, способна по-настоящему защитить и спасти наши души от всех сует, напастей и тягот нынешней жизни. Это с особой силой дала осознать и прозвучавшая в последний мартовский день Вторая симфония ("Симфония Воскресения") Малера в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна, Академической капеллы Армении (художественный руководитель и главный хормейстер Оганес Чекиджян) и талантливых солистов – Ануш Оганесян (сопрано) и Алины Черташ (меццо-сопрано)- солистки оперной труппы Большого театра России.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ ТРЕБУЮТ ЛИДЕРОВ-ПРОФЕССИОНАЛОВ
      2023-09-07 10:19

      Когда стоит вопрос жизни и смерти, специалисты любительского уровня не помогут Ереванский научно-исследовательский институт математических машин (ЕрНИИММ), больше известный в народе как институт Мергеляна, был в свое время гордостью армянского народа и одной из главных достопримечательностей республики. Высокопоставленных гостей, прибывших в Армению, приводили в ЕрНИИММ показать, что такая маленькая страна имеет научный центр современных высоких технологий мирового масштаба.

    • КЕНДЛ: ФОРМИРУЕТСЯ СООБЩЕСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
      2022-12-22 09:42

      После трехлетнего перерыва, связанного с пандемией коронавируса, Институт синхротронных исследований КЕНДЛ возобновил живые контакты с самым крупным в Германии исследовательским центром ДЭЗИ, который занимается физикой частиц. Коллаборация КЕНДЛ-ДЭЗИ действует в течение всех двадцати лет существования КЕНДЛ, а личные контакты ученых обеих сторон возникли значительно раньше. Недавно директор института КЕНДЛ Баграт Григорян побывал в Гамбурге, встретился с директором ДЭЗИ Гельмутом Дошем и руководителями разных подразделений этого научного центра, что дало реальный практический результат, который послужит дальнейшему развитию научных связей и расширению спектра исследований, проводимых с использованием ускорителей.

    • ИТ-ЭМИГРАНТ – КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕННАЯ?
      2022-04-23 10:22

      Кадровая политика с молоточком в руке Глава Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко через месяц после начала специальной военной операции РФ на Украине заявлял, что из страны уехали 50-70 тысяч IT-специалистов и ожидается новая «волна эмиграции». Армения из этого количества приняла порядка 12 тысяч компьютерных специалистов, оказавшись в топ-3 самых популярных стран среди российских ИТ-эмигрантов…

    • ДЛЯ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ИЗ РОССИИ
      2022-03-15 10:44

      Воскресенье для сотрудников Русского дома в Ереване оказалось полноценным рабочим днем. Именно в выходной было решено организовать здесь встречу с прибывшими в Армению россиянами. В рамках встречи была организована комплексная консультация по первоочередным вопросам обустройства, жизни и деятельности в Армении, проведенная при участии компетентных лиц и специалистов.