Последние новости

НАСТОЯЩИЙ ШАНСОНЬЕ

Концерты бывают разные – помпезные, с оркестром, подтанцовкой, гламурной публикой (этим увлекается попса), хулиганистые - с пивом, с расхристанными артистами на сцене и зрителями в потертых джинсах. Так отрываются рокеры. Еще бывают концерты классической и джазовой музыки, на которые приходят те, кого принято считать интеллигенцией. Эти чаще всего замкнуты, знают цену себе и исполнителям и не размениваются по пустякам.

НО ВОТ НЕДАВНО МНЕ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ ПОБЫВАТЬ НА КОНЦЕРТЕ, который не подходит ни к одному из вышеперечисленных описаний. Не потому, что исполнялась какая-то особенная музыка, а потому, что была на концерте иная атмосфера, долго не покидавшая слушателей. Люди потом еще долго не расходились, общались, обменивались мнениями. В тот день в Доме камерной музыки состоялся сольный концерт композитора и певца Артавазда БАЯТЯНА.

Кому-то это имя малознакомо. Очень может быть. Но зато песни его наверняка хорошо известны и любимы уже не одному поколению слушателей: "Анаит", "С днем рождения", "Надежда, Любовь, Вера", "Чинара" и многие другие звучат в ереванском эфире постоянно. И вот после долгого перерыва, Баятян вновь решил доставить удовольствие своим поклонникам.

С самого начала стало ясно, что концерт больше будет напоминать творческий вечер: с разговорами, вопросами и ответами. Никакой звездности, никаких фокусов, никакой "эстрадности". На сцене почти акустический квартет и солист. Примечательная деталь: свет в зале не выключали, тем самым давая возможность певцу видеть глаза и выражения лиц слушателей. Ведь для подобного жанра музыки это очень важно. Вообще, как мне показалось в тот вечер, у нас появился настоящий шансонье. Только не путайте с пошловатыми представителями шансона, у которых основная тематика – водочка, девочки и разнообразная уголовная феня. И не путайте с бардами, с их лозунгами, призывами или не всегда ярковыраженной мыслью. Это тоже из другой оперы. А именно тот самый настоящий шансонье, как во Франции. Глубокие мысли, наболевшие темы, вечные вопросы, но внешне все простенько, незамысловато, без внешних изысков. Просто человек рассказывает истории. Разные истории – о жизни, о проблемах, о простых людях. Поет, потом что-то комментирует, рассказывает, отвечает на вопросы зала. И вот на нашей сцене появился практически новый жанр.

В творчестве Баятяна нет любовной лирики. По крайней мере, в том ее аспекте, что нас кормят каждый божий день теле- и радио каналы. Никаких "ты ушла, а я тебя буду ждать вечно" и прочих "любовей с морковями". Тексты, автором которых является сам певец, в основном глубоко философские, с подтекстом, гражданского и социального характера. Но не думайте, что это некие песни протеста. Они просто человечные, на темы, которые волнуют всех и всегда. Дружба, человеческие отношения, взаимоотношения поколений. Они лиричные и ритмичные, веселые и грустные. Но обязательно с глубоким смыслом. Атмосфера, обстановка, настроение, создаваемые его песнями, примерно такие, как если бы два друга встретились за чашкой кофе и повели разговор "за жизнь". Просто, спокойно, доверительно.

МНОГИЕ ПЕСНИ, ПРОЗВУЧАВШИЕ В ТОТ ВЕЧЕР, были хорошо знакомы и любимы поклонниками. Но были и абсолютно новые. И хотя все они написаны в разное время, отличить старую от новой было невозможно – та же глубина мысли в текстах, та же мелодичность в музыке.

На армянской сцене Артавазд Баятян уже несколько десятков лет. Создал и был лидером рок-группы, одной из первых и самых популярных в свое время. Потом группа уменьшилась до дуэта, теперь вот Баятян выступает соло. И хочется заметить: так его песни звучат гораздо ярче и выразительнее. Раньше они всегда подавались в рок-обработке, с большим количеством электроинструментов, с усложненной аранжировкой, и это если не заглушало певца, то уже точно отвлекало слушателя от сути песни. Два гитариста (Вардан Габоян и Вардан Гаспарян), игравших на акустических гитарах, контрабасист Армен Овакимян и барабанщик Геворг Арутюнян, игравший на усеченной ударной установке, чтобы все было тихо и даже камерно, добились прекрасного результата. Аранжировки были сделаны в духе цыганского джаза - легко, воздушно, мягко и ненавязчиво. Все внимание – певцу, текстам песен, заложенным в них философским мыслям. После концерта все собравшиеся - а зал был забит до отказа – отмечали эту деталь. А главное - ни в творчестве певца, ни в поведении, ни в манере представления своих песен не было ни капли пафоса или самолюбования. Он пишет, как выступает, а выступает, как живет, - вдалеке от звездной пыли. Хотя, если разобраться, человек, в активе которого пара сотен популярнейших песен и своим творчеством радует уже много-много лет, имеет полное право считаться звездой. Но, как говорил драматург, "мир перевернулся" и теперь у нас звездами музыки считаются те, кто "дружит" с руководством радио, телевидения, гламурных журналов. Ну да ладно, это хорошо известно и не будем отвлекаться от приятного и значимого.

Одной из самых популярных песен Артавазда Баятяна, по праву считается "С днем рождения". На сиденьях зрительного зала разложили программки, в которых, кроме всего прочего, фигурировали слова этой песни. И когда солист предложил спеть эту песню залу, публика с энтузиазмом приняла предложение. А потом приглашений не требовалось - наверное, половину песен зал знал наизусть и пел вместе с автором.

И еще. Артавазд Баятян написал прелюбопытнейшую книгу – оригинальную и мудрую. В ходе концерта должна была состояться и ее презентация. Но по техническим причинам книгу напечатать не успели к назначенному сроку. Может, и к лучшему: во-первых, ничто не отвлекало от собственно музыки, а во-вторых, появилась возможность еще раз пообщаться с этим талантливым и приветливым человеком уже на другой почве.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПЕСНИ ЕРЕВАНА В БОСТОНЕ
      2019-01-24 11:09
      3817

      Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.

    • ПРИГЛАСИЛИ СЛУШАТЕЛЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ ОТ РОДУ
      2019-01-22 11:23
      4327

      О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!

    • О БЕДНОМ ПЕШЕХОДЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО!
      2019-01-18 11:24
      1412

      Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему,  о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.

    • ХАЛТУРНЫЙ НОВЫЙ ГОД
      2019-01-17 13:44
      3266

      Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КОНЦЕРТ-ПОСВЯЩЕНИЕ. АВЕТУ ГАБРИЭЛЯНУ - 120 ЛЕТ
      2019-11-19 13:18
      648

      В потоке концертно-фестивальной жизни не каждое художественное явление оказывается праздником искусства, хотя, разумеется, в идеале встречи с искусством должны быть таковыми. Прошедший недавно в Доме камерной музыки концерт  Государственного квартета им. Комитаса, бесспорно, принадлежит к их числу. Он явился одной из безошибочно выбранных кульминаций, высокой нотой сезона, провозгласившей, кроме всего прочего, что классика всегда нова.

    • КОНЦЕРТ В МОНРЕАЛЕ К 150-ЛЕТИЮ КОМИТАСА
      2019-10-17 12:45
      1732

      28 сентября в Армянской Евангелической Церкви Монреаля при содействии возглавляемого Тамар Паносян общества "Ахбюр" состоялся концерт квартета "Айк", посвященный 150-летию Комитаса.

    • ВЕЧЕР С КУСС-КВАРТЕТОМ
      2019-10-15 13:08
      4475

      Ереванский концертно-гастрольный сезон с самого начала взял необыкновенную высоту: целая россыпь волнами набегающих один на другой концертов из разряда тех, что настоящие меломаны со стажем, надо думать, почти не пропускают.

    • Уникальный оркестр WCIT даст единственный концерт в Армении
      2019-10-05 10:00
      552

      На Площади Республики в центре Еревана в пятницу состоялась единственная репетиция уникального оркестра WCIT, в состав которого вошли музыканты из тех 15-ти стран мира, в которых проводился Всемирный конгресс по информационным технологиям (WCIT).