Последние новости

"ЖИВУ ИДЕЕЙ СДЕЛАТЬ НАШ МУЗЕЙ ЛУЧШИМ В МИРЕ"

Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.

 - Недавно Центр реализовал большой проект при участии наших ближайших соседей, причем не тех, кого нынче предписывают любить, а добрососедей. Можно подробнее?

- Иронизируешь, но тем не менее, все это происходило в рамках гранта министерства, и важно, что в подобных акциях есть государственная поддержка.

 Так вот, идея родилась несколько лет назад, когда я ездил в Тбилиси и, общаясь с коллегами, понял, как мало они о нас знают. Потом ситуация повторилась - мы делали в Мегри совместный проект с арт-деятелями из Ирана, и было то же чувство. В итоге возникла мысль начать в нашем Центре программу "Artistic Residence", и начали мы с Ирана и Грузии. По трое артистов из разных сфер искусства - физический театр, каллиграфия, изготовление кукол, национальный танец, и, что очень важно, кураторство. Причем, эти шестеро не были просто добровольцами. Мы провели тщательную процедуру отбора . Было порядка 30 заявок из Ирана - очень большой интерес, и не намного меньше - из Грузии. Но мы выбрали именно специалистов по тем направлениям, которые были бы полезны здесь и которые сами почерпнули бы для себя много интересного .

 Они пробыли 10 дней в Ереване, потом мы ездили в Гюмри, Ванадзор, Севан, Дилижан - старались и вне столицы все представить по максимуму. Это была очень полезная программа, я бы сказал, взаимовыгодная. В ней участвовали не только наши дети - их в проекте по заключительному итогу поучаствовало больше 500, но и порядка 20-30 деятелей культуры в каждом городе. Большую активность проявили студенты - спасибо Институту театра и кино и Академии искусств. Это наши "дивиденды". Но и для наших гостей этот проект открыл возможность узнать Армению изнутри, по-настоящему. Параллельо с мастер-классами они ездили по музеям, посещали храмы, знакомились с национальной кухней. Реально это было такое мультикультурное поле, и в итоге уезжали они со слезами на глазах. К тому же я старался по мере возможности знакомить их с нашими деятелями искусств из разных сфер, чтобы дальше связи развивались по профессиональным интересам. Наш проект явился как бы стартовой площадкой для дальнейшего развития контактов. Словом, я очень рад, по мне, так все прошло просто блестяще. И гости были очень довольны - они открыли для себя нас, нашу культуру, встретились с нашими артистами, побывали в Матенадаране, в музее Параджанова и Современного искусства. Мы даже добрались до Ахталинского храма... В итоге наши гости подружились и между собой - такие трехсторонние, даже многосторонние связи.

- А есть желание и возможность пролонгировать этот формат просвещения и культурной дипломатии?

- Желание, бесспорно, есть. Мне бы очень хотелось проводить такие акции ежегодно и с разными странами. Мне вообще кажется, что в дальнейшем наш центр - Национальный центр эстетики - должен стать именно такой платформой, поскольку у нас прекрасная разветвленная сеть от Еревана до самых дальних регионов, что заметно упрощает реализацию подобных проектов.

- В нашем последнем разговоре ты упоминал, что собираешься стать "собирателем земель" Центра? Что-нибудь удалось сделать?

- Да, можешь даже поздравить! Наконец-то все магазины и прочее - все, что проживало на территории нашего Центра со стороны улицы Саят-Нова - их там больше нет! Мы всех убрали и почистили и теперь собираемся превратить эту территорию в музейное пространство. Я за всю жизнь лично для себя не ходил столько по всем этим инстанциям - кадастр, архив! Слава Богу, этот ужас позади, и Центр знает, чем обладает. В итоге мы еще добились возвращения наших мастерских на Сарьяна, за Музеем современного искусства. Теперь открыли и оборудовали там арт-студию, и Ануш Гукасян, очень интересный молодой керамист, ведет там курс. Вообще, музей, наконец-то, приобрел бумагу из кадастра, которой не было лет сто. А ты говоришь - режиссура!

- Говорила и буду говорить. Но сейчас спрошу - на какие финансы реализуется и будет реализовываться такое громадье планов?

- Недавно мы узнали, что "Creative Armenia" и Объединенный Армянский Благотворительный Союз реализуют грантовую программу - с акселерацией и образовательной составляющей - с целью создания арт-хаба. Речь идет о создании не просто музейной территории, но некоей бизнес-модели.

 Поскольку я уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу, мы обратились в эту программу и теперь в списке финалистов. Кстати, список весьма почетный, возглавляет его Матенадаран - очень серьёзные культурные учреждения и из Еревана, и из регионов.

 У нас есть желание, чтобы в музейной части нашего Центра работала универсальная студия, где будут проходить занятия. Хотим создать небольшую библиотеку. В планах разные семейные программы. В общем, идей множество, и теперь специалисты помогают нам превратить все это в бизнес-проект. Чтобы продавать не только билеты в музей, но разнообразный арт-образовательный продукт, как это сегодня происходит во всех серьезных музеях мира.

 Что касается остального... Инклюзивный центр, который мы открыли на Третьем участке, где театр "Метро" - там была какая-то доля поддержки Британского Совета. А вот школа танца на улице Вардананц - это исключительно за счет наших внебюджетных средств. Там был ужас ужасный - годами сырость, протекающая канализация и прочие радости. Эта проблема стояла еще при Генрихе Суреновиче Игитяне, поскольку помещения, в основном, подвальные. Сегодня это чистое сухое пространство с зеркальной стеной, кондиционированное. И дети приходят туда с удовольствием.

- Центр работает на большей географии и по очень многим направлениям. Есть какие-то маркетологи, которые определяют, что, где и когда делать приоритетом?

- Ты же не всерьез... Нет, этим приходится заниматься самому, и, кстати, режиссура тут очень помогает - общая картина, детали, необходимость миксовать их как-нибудь со смыслом, чтобы все работало. Конечно, есть статистика, но и без нее ясно, что возглавляло и возглавляет наш топ рисование. Но есть направления - плетение ковров и карпетов, рукоделие, национальный танец, которые в наше время не сильно котируются, и хочется направить внимание туда, чтобы все это все-таки развивалось. Ясно, что в Ереване ребенок предпочитает сидеть в телефоне, а не вышивать или вязать крючком. А вот в регионах десятилетняя девочка за три дня сплетет и подарит тебе идеальный карпет - меня это потрясает! Там они понимают, что завтра это умение может стать куском хлеба. В столице в этом есть заинтересованность, только если родитель знает, что ребенку надо развивать мелкую моторику... Соответственно, эти направления в Центре абсолютно бесплатны, чтобы люди все-таки приходили.

 Вообще у нас много дел и международных проектов. В том числе, курсы повышения квалификации педагогов. Мы почувствовали, что преподаватели арт-школ нуждаются в какой-то конкретной подготовке и знаниях. Например, как работать с ребенком с инвалидностью. Раньше таких детей в арт-школы не приводили, а теперь начали, и это здорово. Еще работаем над совместным кукольным спектаклем со шведами. По художественному направлению продолжается контакт со Швейцарией. По линии театра скоро снова приедут итальянцы - то, что раньше делалось только в пределах Маленького театра, обретет совсем иной масштаб. И, кстати, собираюсь выделить время, чтобы восстановить какие-то наши спектакли, поскольку запрос очень большой.

- Наше общество справедливо считают ребенкоцентричным, в вашем Центре и не в вашем центре множество институций, сеющих разумное, доброе, вечное. Так почему, когда озираешься, разумного и доброго вокруг все меньше?

- Если без подтекстов, то тут я буду спорить. В молодом поколении есть очень качественный сегмент, а в регионах еще и очень талантливый. Проверено практикой! Рисование, лепка, танец - когда сравниваешь, в регионах дети в десять раз интереснее. Вот в прошлом году мы открыли мастерскую в Берде - казалось, Богом забытый уголок, а присылают детские работы, и просто замираешь в восхищении. Но то, о чем ты говоришь, - это реальная проблема. На мой взгляд, дело в том, что следующая инстанция - колледжи, выпускные классы школы, институты - они это не сохраняют. Сказка, эстетика, а потом ребенок попадает в другое место, и нить словно обрывается, на замену приходит нечто совершенно иное. Мне кажется, проблема именно в этом звене, и об этом нужно серьезно думать.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "КОГДА ПРЕУМНОЖАЕТСЯ НАША ЛЮБОВЬ, СОКРАЩАЕТСЯ БЕЗЗАКОНИЕ..."
      2024-05-20 12:10

      "Господу нашему было достаточно всего 12 учеников, чтобы изменить мир...", - заметил Архиепископ Баграт Но на встречу Высокопреосвященнейшего Баграта с деятелями культуры людей творчества собралось во многие разы больше, людей, готовых стать апостолами веры, имя которой "Армянин, Родина и Бог".

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ С "ГАМЛЕТОМ..." - В ЕРЕВАНЕ!
      2024-05-09 11:04

      Нам, увы, не стоит объяснять, что такое  экзистенциальная ситуация. В этой ситуации между жизнью и смертью и возникают главные вопросы.  В чем смыслы, в том числе - смысл жизни? И в чем ее ценность и преимущество перед небытием? Что такое человек? И какова его ответственность за все, что совершается с ним и вокруг него?... Проклятые вопросы. Гамлетовсике вопросы.

    • ARMMONO: "ПОНЯТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА"
      2024-05-07 13:30

      Завершилcя фестиваль ARMMONO, который иначе как театральным марафоном не назовешь. 20 дней показов спектаклей - из России и Беларуси, США и Франции, Грузии и Литвы... И, конечно, многочисленные наши, армянские артисты.  One-Man-Show - театр одного актера. Актера, который выходит на сцену в разных странах, чтобы поговорить со зрителем о том, что волнует если не всех, то очень многих. Таким был вектор нынешнего ARMMONO.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ШУШИНСКИЕ КОВРЫ УЖЕ В СТЕПАНАВАНЕ
      2023-05-23 10:38

      Шушинский музей ковров расширил ареал своего присутствия в Армении. Очередная выставка экспонатов музея открылась на днях в Степанаване, в Доме-музее Степана Шаумяна, при полном аншлаге.

    • МУЗЕЙ, ОВЕЯННЫЙ СВЕТОМ
      2022-08-18 09:16

      Среди круглых знаменательных дат этого года – полувековой юбилей Музея современного искусства. Летом 1972 года произошло событие, которое ознаменовало собой новый этап в художественной жизни не только Армении, но и всего бывшего Союза. Открытие первого и единственного в СССР Музея современного искусства в Ереване всколыхнуло и взбудоражило всех. Это был подлинный прорыв в художественной жизни страны и свидетельство ярчайшего подвига его создателя – Генриха Игитяна.

    • ПАРАДЖАНОВСКИЙ МУЗЕЙ ОТМЕТИТ 30-ЛЕТИЕ
      2021-07-24 09:30

      На здании Музея Сергея Параджанова не так давно появилась памятная доска о директоре музея Завена Саркисяна, занимавшего эту должность с 1992 года и скончавшегося в ноябре 2020-го. Этот человек предложил идею открытия в Армении музея, был знаком со знаменитыми кинорежиссером и сделал очень многое, чтобы донести до людей облик Параджанова.  

    • 30 ИСТОРИЙ В МУЗЕЕ ГЕНОЦИДА
      2021-04-23 10:07

      События 24 апреля 1915 года застали семью Гоар Гекчян из Сиса, как и сотни тысяч других армянских семей Западной Армении, врасплох. Муж Гоар в числе сотен других мужчин был убит младотурками, и ей ничего не оставалось, как сложить в сумку первые попавшиеся вещи, собрать шестерых детей и искать спасения подальше от родного дома.