"ПОВОДОВ ВСПОМИНАТЬ ЛЕВОНА МКРТЧЯНА ПРЕДОСТАТОЧНО..."
15 сентября Российско-Армянский университет отмечал свой семнадцатый день рождения. Одним из эпизодов этого дня был поэтический вечер (вернее, утро) у мемориальной доски основателя и первого ректора академика Левона Мкртчяна. Организаторы (Л.Меликсетян, А.Татевосян, К.Саакянц) посвятили его сборнику "Это - Армения. Стихи русских поэтов". Об этом мероприятии рассказала заведующая мемориальным кабинетом Л.Мкртчяна в РАУ Каринэ СААКЯНЦ.
- ПОСЛЕ ТОРЖЕСТВЕННОГО ОТКРЫТИЯ МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ ЛЕВОНА МКРТЧЯНА, которое состоялось в позапрошлом году, в рамках с размахом отмечавшегося пятнадцатилетия университета, ректор Армен Дарбинян предложил заложить традицию два раза в год - 2 марта (день рождения Мкртчяна) и 15 сентября (день РАУ) - проводить у мемориала мероприятия, посвященные Левону Мкртчяну. К этой идее я отнеслась без энтузиазма, понимая, что в случае с Левоном Мкртчяном такой благородный порыв легко опошлить, поскольку сфера деятельности Мкртчяна не предполагала публичности, всеобщей известности. Он был ученым, литературоведом, критиком, теоретиком художественного перевода, эссеистом, публицистом, автором автобиографической прозы, издателем, и меня смущала перспектива отдавать дань его памяти тем, чтобы выстраивать студентов, из раза в раз заставлять их выслушивать пламенные речи о гениальности и неповторимости первого ректора их вуза, и в подтверждение зачитывать, скажем, его статьи по теории художественного перевода или предисловия и примечания к изданным им антологическим сборникам. Ни к чему, кроме девальвации его имени, это не привело бы.
Но, с другой стороны, чем больше времени проходит, а после смерти Мкртчяна прошло уже 15 лет, тем меньшему числу студентов и преподавателей РАУ имя Левона Мкртчяна о чем-то говорит. Тогда как Левон Мкртчян - не просто бывший ректор, это человек, без которого Российско-Армянский университет попросту не был бы открыт, во всяком случае тогда, когда он открылся, в 1999 году. И не случайно в своем слове прощания, опубликованном после смерти Мкртчяна в газете "Новое время", Армен Дарбинян, которого Левон Мкртчян пригласил возглавить с армянской стороны создававшийся Попечительский совет РАУ, писал о Мкртчяне: "Когда было принято решение о создании в Ереване Российско-Армянского (Славянского) университета, не было никаких сомнений в том, кто должен его возглавить. Сегодня исключительно благодаря его стараниям и работе в Армении состоялся этот уникальный очаг образования и культуры. С каким энтузиазмом и воодушевлением он собирал по крупицам новый университет! И как же мне боязно теперь за его судьбу! В нашей истории не так уж много личностей, создавших университеты. Академик Левон Мкртчян - последний из них и уж совершенно точно, наиболее выдающийся среди наших современников". Левон Мкртчян действительно был одним из самых выдающихся, самых ярких наших современников, а потому хотелось бы, чтобы любые посвященные ему мероприятия, во-первых, были достойны его памяти, а во-вторых, способствовали тому, чтобы те, кто не знал его, могли убедиться в справедливости слов А.Дарбиняна.
ФОРМАТ, В КАКОМ МОЖНО БЫЛО БЫ РЕАЛИЗОВАТЬ ИДЕЮ ДАРБИНЯНА, подсказало письмо Михаила Дудина Чингизу Айтматову. После публикации в журнале "Новый мир" романа "И дольше века длится день", эпиграфом к которому Айтматов, как известно, взял слова из 54 главы "Книги скорби" Григора Нарекаци "И книга эта - вместо моего тела. И слово это - вместо моей души", Дудин в газете "Советская культура" обратился к писателю с открытым письмом, в котором, высоко оценив его новую работу, особо подчеркнул: "Ты взял эпиграфом к роману две строки из "Книги скорби" Григора Нарекаци - великого армянского поэта-бунтаря, жившего в Х веке и умевшего разговаривать и спорить с самим богом без переводчика. Я догадываюсь, что тебе подарил эту книгу прекрасный знаток армянской литературы - поэт и ученый, понимающий связь времен человек - Левон Мкртчян, догадываюсь потому, что он мне тоже в свое время подарил эту книгу и на такой подарок, кроме него, никто на свете не способен".
Охарактеризовать Левона Мкртчяна точнее (поэт и ученый, понимающий связь времен), наверное, невозможно. При том, что Мкртчян был одним из крупнейших армянских литературоведов ХХ столетия, он не был скучным кабинетным ученым, с головой погруженным в умные книги и отвлекающимся от них только для того, чтобы погрузиться в еще более умные фолианты. Всех, кто знал Левона Мкртчяна, приводили в восторг его открытость, потрясающее чувство юмора, тонкое поэтическое чутье, безупречный литературный вкус и фантастическое количество стихов, которые он мог читать наизусть бесконечно. Недаром его друг Арутюн Галенц как-то о нем сказал: "Левон такой толстый, потому что весь набит стихами". Его любовь к поэзии, его понимание связи времен, о котором писал Дудин, помогали ему наводить мосты между эпохами и культурами, издавать книги, многие из которых становились событием в культурной жизни Армении и России и которые заслужили, чтобы сегодня, спустя десятки лет, о них говорилось, чтобы у мемориальной доски Левона Мкртчяна в Российско-Армянском университете звучали стихи авторов этих книг. Можно не сомневаться, что Левон Мкртчян был бы только рад, если бы его вспоминали таким образом. Какая-то из встреч может быть построена из стихов, посвященных ему самому (из них можно сложить целую книгу - от шуточного двустишия Вильгельма Левика "Кто видел Вас хоть раз, Левон, Не вырвет Вас из сердца вон!", - до глубоких стихов Амо Сагияна и Михаила Дудина). Можно проводить встречи, посвященные парам поэтов: автору оригинальных стихов и их переводчику, благо на счету Левона Мкртчяна не один такой поэтический сборник (Егише Чаренц в переводах Арсения Тарковского, четверостишия Ов.Туманяна в переводе Наума Гребнева, Ав.Исаакян в переводе Александра Блока и др.)
У МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ МКРТЧЯНА МОГУТ ЗВУЧАТЬ И ПЕРЕВОДЫ выдающихся советских переводчиков, с которыми Левон Мкртчян был дружен и которые высоко его ценили. Тот же Вильгельм Левик, автор приведенного шуточного двустишия, назвал Левона Мкртчяна Вольтером Армении: такой оценки Мкртчян удостоился за свою просветительскую деятельность. Что касается Левика, то ему русскоязычные читатели обязаны многочисленными переводами западноевропейской поэзии (кстати, по просьбе Мкртчяна Левик перевел и один айрен Наапета Кучака, он вошел в переиздание сборника "Сто и один айрен" 1998 г.). И в выбранный нами формат литературных встреч вполне могут вписаться и переводы Левика из Гейне, любимого поэта Мкртчяна, с которого началось его приобщение к литературе: самой первой книгой, которую купил пятнадцатилетний Левон Мкртчян, был томик "Генрих Гейне. Лирика и сатира" с предисловием Александра Дейча и в переводах Вильгельма Левика. Залпом прочитав, он тут же всю ее выучил наизусть. Тогда, в конце сороковых, он и подумать не мог, что годы спустя и Левик, и Дейч станут его друзьями и отзываться о нем будут исключительно в превосходной степени.
Сегодняшняя встреча была посвящена сборнику "Это - Армения. Стихи русских поэтов". Сборник этот Мкртчян издал в начале творческого пути и приурочил к 50-летию Великого Октября. Сейчас как-то не принято добром поминать советский период нашей истории, но надо сказать, что умных и достойных людей в то время было немало. И совершали они добрые и полезные дела и использовали для этого любые поводы. И порой делали это весьма остроумно (например, включая в сборник, посвященный юбилею Советской власти, стихи Осипа Мандельштама). О том, какого качества стихи отбирал Мкртчян для книги, он пишет в своем предисловии "География человеческой близости" и отмечает, что у некоторых из авторов сборника стихи об Армении стали лучшими во всем их творчестве.
Русские поэты продолжали посвящать стихи Армении и после выхода в свет сборника "Это - Армения". Многие из них это делали благодаря Левону Мкртчяну. И в планах Мкртчяна было переиздание книги, дополненной новыми стихами. Вот почему сегодня наряду со стихами из сборника "Это - Армения" прозвучали и те стихи, которыми было бы дополнено переиздание сборника, если бы Левон Мкртчян успел реализовать свой замысел.
Разумеется, в Российско-Армянском университете, у мемориальной доски Левона Мкртчяна можно было бы вспомнить и о том, как рьяно он боролся с теми, кто в начале 90-х объявил войну русскому языку. В уже цитированном слове прощания А.Дарбинян писал: "Во весь рост встав против оголтелого и безмозглого искоренения русского языка из нашей образовательной практики, он пытался предостеречь власть имущих от совершения элементарных глупостей, которые могут просто обобрать последующие поколения, сделать их духовно несравненно беднее. Жаль, мало кто понимал, что тем самым он оберегал не столько русский язык и русскую культуру, сколько всех нас".
О ТОМ, ЧТО АНТИРУССКАЯ ПОЛИТИКА НАНОСИТ ВРЕД В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ САМИМ АРМЯНАМ, Левон Мкртчян не переставал говорить в многочисленных публикациях 90-х годов. Собственно он согласился возглавить очаг двуязычия в Армении (надо отметить, что уговаривать его пришлось довольно долго: достаточно сказать, что соглашение о создании РАУ было подписано в сентябре 1997 г., а указ о назначении ректора - в августе 1998 г.), потому что вопрос "О русском языке и о многом другом" (так называлась одна из его статей) его волновал прежде всего с точки зрения зависимости многого другого от владения армянами русским языком. Когда же после его назначения университет все никак не открывался, московская "Независимая газета" (заметка А.Ханбабяна "Трудное рождение вуза") в ноябре 1998 года писала: "... академик Мкртчян убежден, что далее откладывать открытие вуза нельзя: летние вступительные экзамены показали, что уровень владения русским языком в Армении катастрофически упал. Это стало неприятным фактом для республики, где билингвизм был явлением традиционным. Поэтому, несмотря на все трудности, ректор планирует в конце года организовать прием хотя бы на подготовительное отделение..." (Не без грусти приходится констатировать, что открытие РАУ не остановило дальнейшего снижения уровня владения русским языком в Армении.)
Словом, поводов вспоминать Левона Мкртчяна предостаточно. Главное, делать это так, чтобы не вызвать обратной реакции, чтобы Левон Мкртчян не стал "дорогим товарищем Ким Ир Сеном". И чтобы недоумевающим по поводу чрезмерных почестей, оказываемых Мкртчяну после его смерти, пришлось отыскать в себе мужество и смириться с реальностью. Персонально для них я апеллирую к оценкам, данным Левону Мкртчяну не классиками армянской литературы (Грантом Матевосяном, Амо Сагияном, Сильвой Капутикян, Ваагном Давтяном...), не Сосом Саркисяном, а ректором РАУ: для них нет мнения более авторитетного, чем мнение действующего начальства".
-
К.С. 30-Сен-2016Тем, кто усмотрел в публикации гимн А.Дарбиняну, рекомендую внимательно вчитаться в финал статьи. И вдуматься в некоторые детали: по какой логике 2017 год объявлен годом двадцатилетия РАУ, если университет открылся в 1999 году? Все даты в материале указаны не из любви к цифрам. Только люди с нарушенной психикой могут заподозрить автора в склонности к лизоблюдству. А тем более по отношению к человеку, который изо всех сил пытается внушить человечеству, что Российско-Армянский университет создан его усилиями, да еще там где-то околачивался Левон Мкртчян. Цитаты из его слова прощания тоже приведены не случайно. Можно не сомневаться в том, что, если бы в августе 2001 года он знал, что станет ректором, он не разбрасывался бы словами и был бы значительно скупее на похвалы Левону Мкртчяну. А что касается Мкртчяна, то право быть увековеченным мемориальной доской на фасаде РАУ он заслужил бы, если бы даже был рядовым преподавателем этого университета. Хотя бы потому, что, как сказал о нем Сос Саркисян: "Если бы Левон в своей жизни не сделал вообще ничего (а он совершил много полезных дел), одного только триумфа Нарекаци у миллионов русскоязычных читателей было бы достаточно, чтобы его имя золотыми буквами было вписано в историю армянской культуры".Ответить
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-09-14 13:40
14 сентября находящийся с визитом в Армении заместитель председателя правительства РФ Алексей Оверчук посетил Лорийскую область Армении, где ознакомился с итогами восстановительных работ на инфраструктуре железной дороги, разрушенной паводком в конце мая текущего года. В поездке его сопровождали представители руководства компаний «Российские железные дороги» и «Южно-кавказская железная дорога».
-
2024-09-14 11:31
"В Армении решили реабилитировать идею проведения референдума о вступлении в ЕС, - пишет телеграм-канал Рыбарь.
-
2024-09-13 09:21
Иран хочет войти в «кавказский концерт», пытаясь найти свой свет в конце коридора, как он уже вошел в сирийский, иракский или йеменский, показать, что Кавказ важен для него не менее Ближнего Востока, написал в своем ТГ-канале ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО, российский политолог Сергей МАРКЕДОНОВ.
-
2024-09-12 10:19
В связи с приближающимися выборами в парламент Грузии Джавахкская диаспора России выступила с обращением к грузинским политическим партиям - участникам парламентских выборов, назначенных на 26 октября 2024 года. В обращении говорится:
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-03-18 16:37
С 15 по 17 марта в спортзале СОО "Динамо" прошел третий Мемориальный турнир по вольной борьбе, посвященный заслуженному тренеру РА, почетному работнику физической культуры и спорта Леве Варданяну.
-
2023-06-23 10:09
Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.
-
2022-06-07 12:38
6 июня в Центральном доме шахмат имени Тиграна Петросяна состоялась церемония открытия 13-го Мемориала Карена Асряна. В международном турнире принимают участие 100 шахматистов из Армении, Ирана, Казахстана, Индонезии, Филиппин, Бразилии, в том числе 7 шахматистов из России и Беларуси, выступающих из-за событий в Украине под флагом ФИДЕ.
-
2021-11-23 09:36
Случайная встреча с маршалом Бабаджаняном в октябре 1970 года на всю жизнь мне запомнилась.