Последние новости
2017-02-27 15:52
0

ТРУДЫ И ДНИ АКАДЕМИКА СИМОНЯНА

Легендарное армянское село Чардахлу кроме двух маршалов и десяти генералов дало более сорока академиков, докторов, кандидатов наук, политических деятелей, писателей-публицистов. Среди них своё достойное место занимает заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Российской академии естественных наук, доктор наук, профессор Грант Айказович СИМОНЯН, 90-летие которого научная общественность Москвы отмечает в феврале нанешнего года.

РОДИЛСЯ ОН 28 ФЕВРАЛЯ 1927 ГОДА. ОКОНЧИВ СРЕДНЮЮ ШКОЛУ в старинном городе Гандзак и Московскую ветеринарную академию, Симонян начал свою трудовую деятельность в Мартунинском районе Нагорного Карабаха, затем трудился в Чардахлу и в подмосковных хозяйствах.

С 1961 года по настоящее время вся научно-практическая деятельность юбиляра связана с лабораторией лейкозоологии ВИЭМ. Научная образованность и постоянный творческий поиск позволили профессору Симоняну стать одним из основоположников ветеринарной лейкозоологии, гематологии и цитоморфологии. Им впервые разработан и внедрен эффективный, не имеющий аналогов в мире метод искоренения лейкоза. Разработанные ученым методы нашли отражение в директивных документах страны и стран Совета экономической взаимопомощи.

Многолетний научный опыт позволил Г.А.Симоняну подготовить 16 кандидатов и докторов наук, опубликовать более 150 статей и 6 монографий, среди которых особого внимания заслуживает "Ветеринарная гематология". Многогранная работа Гранта Айказовича была удостоена серебряных и золотых медалей ВДНХ СССР и РФ, государственных наград, почетных грамот и благодарностей.

Конечно, эта краткая характеристика заслуг нашего юбиляра охватывает лишь основные вехи его научно-практической деятельности. Но Симонян принадлежит к тем людям, которые всю свою энергию души посвящают великому делу служения Родине. Основы этого в каждом закладываются еще в детстве.

Родители Симоняна были крестьянами. В начале тридцатых годов семья переехала в город. Через несколько лет скоропостижно скончался отец семьи, добрый, хлебосольный представитель нашего рода дядя Айказ. Все семейные заботы легли на плечи матери. Эта маленькая, хрупкая, но весьма энергичная женщина сумела не только вырастить четверых детей, дать им образование, но и увидеть в награду счастье не только детей, но и своих внуков.

ОБЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ ПРОФЕССОРА Г.А.СИМОНЯНА была чрезвычайно богатой, многогранной и интересной. С одной стороны, исторический Гандзак с его многочисленными армянскими памятниками, революционными и трудовыми традициями, прекрасными представителями местной интеллигенции. А с другой - легендарное Чардахлу с его героической историей, с памятниками эпохи "циклопических крепостей" и "каменных ящиков" (могильников), а также часовнями, церквами, огромным количеством хачкаров, среди которых самым уникальным считался хачкар‚ установленный в IХ веке на самой верхней точке горы под названием Хачисар. Ко всему этому следует добавить проживающих в селах мужественных, самолюбивых чардахлинцев‚ среди которых герои войны и труда.

Именно в такой многогранной, разносторонней, устойчивой природной и социально-этнической среде происходило формирование национального характера и самосознания наших земляков в послевоенные годы. "Я всегда был связан с родным селом, друзьями детских и юношеских лет, - говорит Г.Симонян. - Сама героическая среда Чардахлу, его многовековая история формировала в нас чувство национальной гордости. История армянского народа начала двадцатого века, правда о Геноциде, а также политическая трагедия нашего народа при установлении советской власти и определении государственных границ между республиками Закавказья стали предметом моего пристального внимания еще с августа 1946 года".

После окончания Московской ветеринарной академии Симонян работал в Нагорном Карабахе. Здесь ему пришлось сталкиваться с той политикой, которую еще в 1923 году ХII съезд РКП(б) определил как "державный наступательный шовинизм" руководителей Азербайджана по отношению к армянскому населению этой республики". Эта политика ущемления, ограничения экономических, социальных, политических, демографических и духовных прав и потребностей 500-тысячного армянского населения еще больше усилилась и стала принимать все более уродливые формы со второй половины пятидесятых годов. Попытка молодого специалиста ставить вопрос о праве на самоопределение народов закончилась "добровольным" его уходом с работы.

Обстоятельства заставили Г.Симоняна вернуться в Россию и устроиться на работу в подмосковном хозяйстве. За последующие пятнадцать лет ему удалось закончить аспирантуру, защитить кандидатскую, а затем докторскую диссертации, стать ведущим специалистом по лейкозоологии, признанным не только в СССР, но и за границей.

В то же время Г.Симонян считал своим долгом принимать активное участие в работе московской группы арцахского движения. Вместе со своим товарищами он несколько раз обращался к руководству партии и правительства с письмом "Об антиармянской политике бакинского руководства". Г.Симонян был одним из инициаторов строительства на общественных началах в родном селе современной, многопрофильной больницы, монумента-памятника победы и скорби, а также Музея боевой и трудовой славы. Маршалы Баграмян и Бабаджанян дали высокую оценку общественно-политической и патриотической деятельности Симоняна.

...ЛЕТОМ 1987 ГОДА НАЧАЛСЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ ТРАГЕДИИ ЧАРДАХЛУ. Секретарь райкома партии ставил задачу избавиться от населения всех 12 армянских сел Шамхорского района. По его приказу милиционеры почти каждый день избивали людей, арестовывали, отключали электроэнергию, радио, выводили из строя телефонную связь села. "Ваши маршалы лежат в земле, – с циничной откровенностью заявлял этот шовинист, – они вам не помогут. Ваше место в Армении. Убирайтесь из нашей республики".

По просьбе сельчан мы с Симоняном приехали в село, пытались встретиться с этим секретарем. Безрезультатно. Вместе с первой чардахлинской делегацией мы вернулись в Москву. Нас принимали в аппарате ЦК КПСС, в президиуме Верховного Совета. Но везде равнодушие, безразличие. Единственное, чего мы добились, - командировки корреспондента "Известий" в Шамхор. Прошли дни. Первого декабря 1987 года мы отправили на имя Горбачева очередную телеграмму, в которой рассказали о происходящем, просили приема, незамедлительной помощи.

Целый месяц делегация находилась в Москве. Ежедневные приемы, встречи, разговоры в различных инстанциях. Но Москва слезам не верит. В Ереване прошла первая демонстрация чардахлинцев. Канадское радио информировало о ней. А редактор "Известий" отказался печатать статью своего же корреспондента, не желал беседовать с нами. Статья Александра Беккера под названием "У прошлого в плену" появляется на страницах газеты "Сельская жизнь" (24 декабря 1987 года). Баку конфискует номер газеты, но секретаря райкома все же убирают из Шамхора. Впрочем, это ничего не изменило.

Положение Чардахлу остается все тем же. Проходит еще одиннадцать месяцев, борьба продолжается. Очередная телеграмма Горбачеву датирована 9 декабря 1988 года. В ней мы подчеркиваем, что геноцид армян в Сумгаите, Кировабаде, Шамхоре и в других местах - результат того, что трагедия села Чардахлу не была своевременно изучена, не были осуждены ее виновники.

"6 декабря 1988 года настал смертный час нашего села, - говорилось в телеграмме. - Оно стало жертвой политики державного наступательного шовинизма. При содействии руководства 27-й дивизии, 4-й армии ЗакВО азербайджанские бандиты захватили село и вынудили жителей уехать в Армению". А на следующий день, 7 декабря 1988 года, во время завтрака в профилактории Спитака 49 чардахлинцев оказались заживо погребенными под обломками здания.

В эти трагические, жестокие, мужественные и героические дни наш дорогой Грант Айказович стал более собранным, молчаливым, целеустремленным. Возраст призывает к осмыслению пройденного пути. Родители дали ему жизнь, Чардахлу - любовь к человеку, Армения - мужество и стойкость, Россия - не только образование и ученость, но и мудрость, справедливость. Таким образом, Г.А.Симонян - настоящий сплав четырех жизненных источников. Поэтому его сердце принадлежит Чардахлу, Арцаху, Армении и России.

Г.А.МАРТИРОСЯН, профессор, Рязань

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЕТЕРАН ВОЙНЫ В СТРОЮ С МОЛОДЕЖЬЮ
      2024-04-19 10:43

      Каждое время выдвигает своих героев – подлинных и мнимых. Современники не всегда  умеют их различить, и это оборачивается чувствительными потерями. Тем более что подлинные герои очень часто не любят, не умеют расписывать свои заслуги. Об этом скупо говорит их биография. К числу таких принадлежит подполковник Мартин Багдасарян, недавно отметивший 80-летие.

    • ХУДОЖНИК, ДИЗАЙНЕР, ПЕДАГОГ ЭДУАРД СЕДРАКЯН
      2024-04-16 10:35

      Не каждому дано перешагнуть восьмой десяток лет в расцвете творческих сил и полноте энергии, заставляющей не сходить с выбранного пути. Известный армянский художник, педагог, профессор Эдуард Сeдракян из тех, кто заслужил божью благодать работать, не останавливаясь, несмотря на седину волос и солидную дату в графе "возраст". В этом широкая общественность убедилась на персональной выставке Эдуарда Артаваздовича, открывшейся на днях в Союзе художников Армении в честь его 80-летия.

    • ВСПОМИНАЯ СУСАННУ АМАТУНИ
      2024-03-04 10:34

      Исполнилось 100 лет со дня рождения известного музыковеда-теоретика, профессора Ереванской консерватории Сусанны (Шушаник) Бабкеновны Аматуни.  Выпускница историко-теоретического факультета Московского музыкального педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных)  сделала свои первые шаги в преподавании в стенах ереванской средней специализированной музыкальной школы им. Чайковского, в кузнице одаренных музыкантов республики.

    • ПРОРАБ ДУХА
      2024-01-22 10:56

      "Прорабы духа"... Этот термин возник благодаря Андрею Вознесенскому - его знаменитому стихотворению и одноименному эссе. "Художнический характер, проявившись не профессионально, а в деятельности ради искусства, часто создает свое в искусстве через других. Не будь помощи таких людей - не появился бы шедевр. Это подвижники, двигатели культуры, поршни духовного процесса, строители надстройки, общественники культуры - я бы назвал их «прорабами духа»"...