Последние новости

У НАС НЕТ ДЕТЕЙ НА ЗАКЛАНИЕ

В работах историка-геноцидоведа Ваагна Дадряна (США - Канада) есть страницы, посвященные участи армянских детей во время Геноцида. Ученый с использованием различных иностранных источников, в том числе турецких, рассказывает о том, как детей оставляли умирать в пустынях Месопотамии, топили в Черном море и реках, сжигали или живыми закапывали в землю, умертвляли в "бане" горячим паром, отравляли в больницах, убивали дубинками, молотками, топорами, косами... О вышеуказанных злодеяниях турок и курдов свидетельствуют европейские дипломаты. 

ТОЧНОЕ ИЛИ ХОТЯ БЫ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПОГИБШИХ ДЕТЕЙ УСТАНОВИТЬ СЛОЖНО. Можно однозначно заключить по опыту войн, что основная часть беззащитных, беспомощных детей погибла от голода, болезней и ятагана. Какая-то часть уцелела, причем и без родителей. Сколько их было? Чтобы ответить на этот вопрос, Липарит Азатян проделал огромную работу, изучил множество архивных документов и обобщил свои выводы в книге "Армянские сироты Большого Геноцида", изданной в Лос-Анджелесе в 1995 году.

В книге приводится краткая хронология событий, предшествующих вспышкам армянских погромов в Турции в 1895-1896 гг., в 1909 г. и начиная с 1915 года, когда режим младотурок взялся за полное искоренение армянского элемента. Народ, не имевший в то время государственности, оружия, лишенный большинства призванных в армию мужчин, оказался во власти организовавшего "депортацию" армянского населения турецкого правительства. В караванах, бредущих по Армянскому нагорью в аравийские пустыни, смерть каждый день собирала богатый урожай. Голод, холод, постоянные нападения курдских и прочих банд делали свое дело. И все же когда побежденная Турция вышла в 1918 году из войны и на какое-то время гяуров перестали убивать, развернулась (главным образом благодаря иностранным миссиям) работа по сбору уцелевших армянских сирот.

            Л.Азатян на основе различных материалов прослеживает судьбу сирот, находившихся в различных приютах. На территории Турции тогда скопилось 70 тысяч армянских детей, в Армении - 50 тысяч, в других странах - 30 тысяч. Количество исламизированных детей, по самым скромным меркам, составило 50 тысяч. По мнению ряда исследователей, официальное число в 1,5 млн жертв явно занижено, сам факт уцелевших 200 тысяч сирот свидетельствует о том, что гораздо большее их количество было убито. То есть только детские потери составили порядка полумиллиона, включая исламизированных. А ведь у этих детей были родители, дедушки и бабушки, старшие братья и сестры. Так сколько же их всего в действительности, наших мучеников?!

 В ЦицернакабердеВ КНИГЕ ОТВЕДЕНО МЕСТО УСИЛИЯМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТУРЕЦКОЙ (извиняюсь за выражение) интеллигенции, которые пытались облагородить армянской кровью турецкий ген. Журналистка Пелине Шевкет милостиво советует: "Тех, кто мал и не помнит корней, не надо убивать. Правильнее исламизировать". Ей вторит Халите Этип, кстати, дочь исламизированного еврея. Никяр-ханум в мечети на празднике обрезания похваляется, что она спасла для Аллаха 400 малышей. Откуда они брались?

Армин Вегнер пишет: "Когда караван прошел и пыль улеглась, я увидел копошившихся на обочине малых детей. Матери уже не могли их нести и оставили, надеясь, что какая-нибудь милосердная турчанка пожалеет. Некоторые дети действительно так спаслись, но выросли турками, так и не узнав о своем истинном происхождении".

Какая-то часть армянских сирот угодила в турецкие приюты. Когда английская армия в октябре 1918 года вошла в Алеппо, то обнаружила в одном таком доме сирот следующую картину: первоначально там было собрано 3 тысячи детей, но благодаря "заботам" начальника учреждения Назли-бея в живых осталось 50. Всех не извел, потому что тогда приют закрыли бы.

Автор с благодарностью пишет о вкладе Американского комитета помощи на Ближнем Востоке, созданного в 1918 году и спасшего множество сирот, в том числе и в Советской Армении. Упомянуты имена великих гуманисток - Карен Еппе, Альмы Юханссон, Хедвиг Белль, Марии Якобсон и других, заменивших в своих миссиях армянским детям матерей. Карен Еппе покоробило, когда ее назвали армянофилкой. Датчанка сказала на это в свой адрес: "Армянка не может быть армянофилкой... Не надо слов благодарности".

В борьбу с исламизацией сирот включилось множество армян. Они выкупали детей у турок и курдов, платили золотом. Собирателями сирот были фидаины Себастаци Мурад, Кайцак Аракел. Автор приводит мало кому известный факт. Идея вызволения армянских сирот нашла отклик в английском Манчестере. Там тоже собрали денег и вырвали из плена какое-то количество малышей. Так что нашему Генриху Мхитаряну надо забивать и забивать за "Юнайтед", отрабатывая долг...

Среди собирателей сирот Азатян называет имена Рубена Эреяна, Миграна Миграняна, поэта Ваана Текеяна и других. Самый известный из них - Парнак Шишикян из Зейтуна, выкупивший 500 сирот. Если вам доведется побывать в селе Овташат Масисского района, обратите внимание на кладбище на памятник человека в одежде бедуина. Это Парнак, основавший Овташат и похороненный там.

 В работах историка-геноцидоведа Ваагна Дадряна (США - Канада) есть страницы, посвященные участи армянских детей во время Геноцида...В КНИГЕ ЛИПАРИТА АЗАТЯНА ПОЧТИ НЕТ ПРЯМОЙ РЕЧИ ИЗ УСТ ВЫЖИВШИХ СИРОТ. Вместо них - статистика, архивные сведения о приютах разных стран, количестве детей, помощи и сострадании иностранцев и благотворительных организаций. Есть разве что один-два эпизода, рассказанных сиротами. Сюжет одного из них, который можно условно назвать "История Аршалуйс и Айастана", кратко выглядит следующим образом (по рассказу сироты-зейтунца Мисака Парсумяна).

            ...Еще  28 марта 1915 года турецкие жандармы погнали из города Зейтуна первый караван армян. Болезни каждый день уносили жизни истощенных людей. Отец Мисака умер от разрыва сердца. Вскоре мужчин отделили и расстреляли, среди них был старший брат Григор. Ночью жандармы и чеченцы подвергли насилию и убили много женщин. При переходе через реку Хапур не умеющие плавать утонули. Мисак выплыл и нашел на том берегу мать и четырехлетнего двоюродного брата Егиа, который позже погиб. Выбившуюся из сил мать жандарм убил. Мисак, вернувшийся проститься, увидел, что вороны уже исклевали ее глаза. Потом жандармы загнали людей в яму и подожгли. Спаслись единицы. Из всего каравана до пустынь дошли 12 женщин и 2 юношей. По пути им как-то пришлось сварить и съесть человеческую ногу. Пили дождевую воду, вылавливая из нее насекомых.

У арабов Мисак поступил в слуги шейху Фейсалу ал-Яври. Тот женил своего пастуха на такой же исламизированной армянке Мариам, выделил отдельную палатку. Они назвали детей не армянскими именами: дочь Хазна и сын Турки. Как-то в Мосуле Мисак встретил зейтунца. Тот сказал, что в Багдаде есть их земляки. Мисак распродал своих овец, верблюда и с семьей подался в 1930 году в Багдад. Там через 15 лет он вернулся в христианскую веру, сочетался в церкви браком с Мариам и крестил детей, назвав их Аршалуйс и Айастан.

Это типичная, далеко не самая жуткая история сироты 1915 года. Не самая жуткая, потому что мальчик выжил. Не утонул, не сгорел, не сошел с ума. Его не съели - бывало и такое. Мальчик оставил с Мариам потомство - Аршалуйс и Айастан. И если перевести имена, то это была та самая Заря над Арменией, которая все-таки взошла и развеяла надежды турок истребить всех армян.

МЫ НИКОГДА НЕ ЗАБУДЕМ О МУКАХ НАШИХ МУЧЕНИКОВ НЕ ПОТОМУ (как считают некоторые кретины), что любим ковыряться в болячках. Нет, мы просто должны помнить, с кем тысячу лет имеем дело и от каких опасных для нас планов они не отказались.

Мы не советники тем, кто хочет дружить с турками. С теми турками, которые отрицают содеянное, а значит, в соответствии с конвенцией продолжают геноцид (скажи мне, кто твой друг). Если кому-то в отношениях с нацией, породившей термин "геноцид" в его современном юридическом смысле, недостаточно армянского урока, пусть учится на своем опыте. Может быть, тогда прозреет и поймет, что в цивилизованном обществе без покаяния в тяжких грехах и расплаты за них делать нечего. Этому учат все религии на свете.

Через 100 с лишним лет после Геноцида у нас нет детей на заклание. Мы выходим на путь построения государства, в котором больше не будет сирот. И с этим придется считаться всем.

 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЗОВ РОДНОЙ ЗЕМЛИ
      2024-05-14 10:24

      Семейный очаг, дом, улица, село или город - с них начинается детство, которое остается в нас всю жизнь, напоминая моментами о малой родине, из которой мы шагнули в большую. Многим хочется оглянуться, увидеть то место, где ты сделал первые шаги, но это, увы, дано не всем. Педагог, публицист, общественный деятель Татьяна Александровна Минасян родилась в Дашкесане (Гардман), после окончания школы поступила на биологический факультет ЕГУ, работала некоторое время в Академгородке (Новосибирск), многие годы преподавала биологию в ереванских школах. Активно включилась в Карабахское движение, в самом начале которого азербайджанцы изгнали армян из области Гардман провинции Утик Великой Армении.

    • НАМ ЕСТЬ КЕМ ГОРДИТЬСЯ 9 МАЯ И С КОГО БРАТЬ ПРИМЕР
      2024-05-09 10:04

      Все дальше в историю отодвигается 9 Мая 1945 года - День Великой Победы над фашизмом. Почти не осталось в живых тех, кто принес эту победу миру. Постепенно уходят из жизни и дети войны. А история Второй мировой продолжает оставаться ареной столкновений, споров о том, кто сделал больше в борьбе против Гитлера и его союзников.

    • ТАВУШ СТУЧИТ В ВАШУ ДВЕРЬ. ОЧНИТЕСЬ!
      2024-05-04 12:53

      Каждый из нас каждый день пишет свою биографию своим словом и делом, творит добро, причиняет зло и уходит, так и не поняв в большинстве случаев, для чего ему отмерили куцый отрезок времени. Остаются две даты на могильном камне. И память о сделанном и содеянном. И спорное правило о том, что об ушедших можно говорить либо хорошее, либо молчать. Вы с этим согласны?

    • "СЕРЕБРИСТЫЕ АНГЕЛЫ ЕЛИЗАВЕТЫ ШАХАТУНИ"
      2024-05-03 10:58

      Юрий Карапетян - журналист, писатель, сценарист и режиссер, принадлежит к старшему поколению деятелей культуры. Он более 30 лет проработал на Гостелерадио Армении, является автором многочисленных статей, рассказов, радио- и телепердач, множества документальных фильмов о наших выдающихся соотечественниках. В последнее время живет в Санкт-Петербурге, продолжает творить. Сегодня работает над документальным фильмом об известном ученом и авиаконструкторе Елизавете Шахатуни.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • 120-ЛЕТНИЙ ПУТЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ АРМЕНИИ
      2024-04-27 09:56

      Вышла в свет книга Рубена ГРДЗЕЛЯНА "История железных дорог Армении", изданная по заказу ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога".  Автор, филолог по образованию, отмечает в предисловии, что дорога создавалась в одном государстве, пережила три государства-собственника, приходила в полный упадок и возрождалась. 

    • УРОКИ АРМЕНИИ ВЛАДИМИРА ПОЗНЕРА
      2024-04-25 10:44

      "Я хочу поблагодарить всех людей, которые работали над моей книгой. Никогда не думал, что она будет переведена на армянский язык. Сказать, что она переведена на немецкий или французский язык - ну, подумаешь! А все-таки на армянский… Это предмет моей гордости!" - эти слова, произнесенные Владимиром Познером в Ереване в мае 2019 г., когда вышел в свет армянский перевод его книги "Прощание с иллюзиями", он, скорее всего, повторил бы и теперь.  В Центре "Текеян" состоялась презентация книги "Владимир Познер. Мое сердце на армянской стороне", автором-составителем которой стал известный армянский журналист Серго ЕРИЦЯН.  

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • АРМЯНСКИЕ СТОЛИЦЫ. СКОЛЬКО ИХ БЫЛО?
      2024-04-05 10:32

      Вопрос в заголовке не из простых. Люди, интересующиеся армянской историей, придерживаются существующей уже длительное время точки зрения, согласно которой Ереван считается 12-й столицей. Однако не все с этим согласны. Книга писательницы Сильвы Сукиасян, вышедшая в 2005 году, называлась "28 армянских столиц". Историк, писатель-публицист Ваге Лоренц издал в конце прошлого года работу "Столицы Армении". В ней автор упоминает 37 городов.