Последние новости

МУЖИК СКАЗАЛ – МУЖИК СДЕЛАЛ?

"Театр имени Сундукяна должен стать камертоном театральной жизни страны", - утверждает его новый директор

30 августа министр культуры РА Армен АМИРЯН представил коллективу Национального академического театра им. Г.Сундукяна и представителям СМИ, а значит – широкой общественности нового директора главного театра страны Вардана МКРТЧЯНА.

В огромном зале театра народу собралось, как на премьеру. Художественный руководитель театра Армен Элбакян поздравил коллег с открытием нового сезона и сразу предоставил слово министру культуры Армену Амиряну.

"Я В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ПРИСОЕДИНЯЮСЬ К ПОЗДРАВЛЕНИЯМ И ХОЧУ ОСОБО подчеркнуть, что у нас есть повод к радости, поскольку в театре предполагаются и уже в какой-то мере начались преобразования. Но прежде чем заговорить о них, давайте выразим нашу глубокую благодарность Степану Давтяну, возглавлявшему театр более десяти лет… Хочу представить нового директора театра Вардана Мкртчяна, чье сердце, наверное, уже успело покориться Национальному театру. Во-первых, я думаю, что результат, которого добился Вардан, управляя театром "Амазгаин", заслуживает высочайшей оценки. И мы надеемся, что, став директором этого театра, он почувствует еще большую ответственность и все свои знания и опыт, энергию, связи и возможности направит на то, чтобы в Национальном театре начался настоящий ренессанс. Это касается и творческой, и финансовой стороны. Мы уверены, господин Мкртчян, что все случится именно так. А энергетика зала, которую я ощущаю в эту минуту, станет вам в этом деле поддержкой", - сказал Армен Амирян.

Приход Вардана Мкртчана в alma mater национального драматического искусства состоялся еще два месяца назад, когда он был назначен исполняющим обязанности директора. "Новообразованием" в театральном мире Вардана Мкртчяна никак не назовешь - в течение последних восьми лет он управлял театром "Амазгаин" и со всей очевидностью добился того, что из полустуденческого, воспринимающегося с симпатией, но не совсем всерьез "Амазгаин" стал одним из лучших театров Еревана. В театральных кругах у Вардана реноме человека не только профессионального, но – что редкость – блестяще образованного. Еще бы! Окончив актерское отделение Государственного института театра и кино в мастерской Соса Саркисяна, он поступил в аспирантуру, защитил диссертацию и стал кандидатом наук. Но тут его заинтересовала иная стезя – управление театром.

Он принял участие в соответствующей программе, реализуемой в Бостоне и Нью-Йорке, на примере Бродвейских театров, а затем, победив в конкурсе JFDP, прошел курсы переподготовки в государственном университете Флориды. Все это не мешало ему активно заниматься своей первой, актерской профессией. Только за последние два-три года он сыграл – на минуточку – Гамлета в наделавшей много шуму постановке Вигена Чалдраняна и сыграл главную роль в его фильме "Молчание вардапета", выступил опять же в главной роли Джо в сарояновской постановке Армена Элбакяна на сцене родного театра "Амазгаин".

"НЕ ДУМАЮ, ЧТО СМЕНИЛ КУРС И МАХНУЛ РУКОЙ НА АКТЕРСКУЮ ПРОФЕССИЮ – я пытаюсь сочетать ее с управлением, - говорит Вардан Мкртчян. - А началось все с Соса Саркисяна. Когда я вернулся из Америки, он позвал меня к себе. Вроде так "вообще" со мной разговаривал, а на самом деле расставлял силки. Спросил, почему я не возвращаюсь в театр. Я ответил, что в том виде, в каком существует, он мне не интересен. Сос Арташесович попросил конкретизировать, что меня не устраивает, и я стал излагать свои мысли, пропущенные сквозь призму того, чему успел научиться. Он внимательно слушал, а потом спросил: "Ты так красиво рассказываешь – книжек начитался или можешь воплотить все это в жизнь?". Я ответил, что могу…".

Так актер стал директором. Причем не таким, которого "назначает" худрук, чтобы и закон соблюсти, и себя не обидеть, а таким, которому удалось вывести "вверенный объект" на новый уровень. Наверное, этот конкретный опыт и заставил Министерство культуры обратить свой взор на Вардана Мкртчяна, когда место руководителя главного театра страны оказалось вакантным. Заполучив два месяца форы до окончательного назначения, Вардан взялся за дело засучив рукава и всколыхнул гладкую, чтобы не сказать застоявшуюся, жизнь Сундукяновского театра.

"Мы сейчас работаем по всем фронтам. Нет такой сферы, такого направления, которое не нуждалось бы в перспективах развития. Тем не менее самый насущный вопрос – это в максимально короткий срок осовременить и укрепить связь театр – общество. Насколько театр на сегодня презентативен, каким он сегодня предстает перед социумом и соответствует ли его сегодняшний облик нашим желаниям и устремлениям? Наконец, каждый наш административный шаг рождается из наших творческих задач.

А творческая задача вполне ясна – академический театр не значит забронзовелый. Двери этого театра должны быть открыты как для молодых режиссеров, так и для постановщиков, приглашенных из-за рубежа. Конечно, это не означает, что здесь может ставить каждый, кто возжелает. Но в плане постановок мы поднимаем на щит такой вот принцип открытости, и наш зритель скоро в этом убедится. Ну и еще одна очень важная вещь – это реструктурирование, вернее, максимальные уточнения, если так можно выразиться, во внутренней структуре театра. Наверное, это естественно, что с течением лет что-то застаивается, становится инертным и нужна какая-то новая волна, свежий взгляд на вещи. В общем, будем стараться повысить коэффициент полезного действия театра. И это непременно произойдет!" - считает новый директор.

ТУТ НЕВОЗМОЖНО БЫЛО УДЕРЖАТЬСЯ ОТ ВОПРОСА, НЕ СТРАШАТ ЛИ ЕГО НОВЫЕ РЕАЛИИ. Ведь театр имени Сундукяна – штука сложная, так сказать, террариум единомышленников. Недаром некоторые старожилы с гордостью называют его "фабрикой смерти". "Нет, меня это не страшит – иначе я бы не пришел сюда, - уверяет Вардан. - Синдром пораженца – это не про меня, я всегда "выхожу на поле" с уверенностью, что смогу победить. Характер такой".

Что самое приятное, новый директор главного театра не отделывается общими фразами типа "публика должна потечь к нам", а четко видит, каким должен быть Национальный академический в современных реалиях. "Это театр, основанный на национальной литературе – подчеркиваю, литературе, а не только драматургии. Причем желательно ее достойное, адекватное прочтение. И параллельно - мировая классика и лучшие произведения современной драматургии. Это я говорю о главной сцене. Но в моих планах – создание трех-четырех экспериментальных площадок, на которых можно будет реализовать самые дерзкие идеи. То есть чтобы у Сундукяновского театра были бы такие "садки", в которых будут взращиваться какие-то вещи, которые, будем надеяться, еще смогут конкурировать с продукцией основной сцены", – считает Вардан Мкртчян.

В связи с "публика потечет" новый директор уже предпринял серьезные шаги – чтобы зазывать зрителя не как-нибудь, а как-нибудь цивилизованно. "В контексте связи театр – общество у нас намечен целый ряд преобразований,- заявляет Вардан. - Очень активно, я бы сказал агрессивно, будет развиваться наша ай-ти-сфера – новый сайт, новая концепция страницы в Facebook, новая, в единой стилистике культура афиш и постеров. Конечно, рекламную кампанию надо начинать, когда у продукции есть какой-то каркас, но, так или иначе, ею надо заниматься едва ли не параллельно с выпуском спектакля".

РЕФОРМЫ КОСНУТСЯ НЕ ТОЛЬКО СОБСТВЕННО ТЕАТРА, НО И ЕГО КУЗНИЦЫ КАДРОВ - театральной студии, которая уже четвертый год действует при театре им. Сундукяна. "Параллельно нам надо довести нашу студию до определенного уровня. То есть она не должна быть каким-то "объектом", где можно дополнительно заработать денег. В течение времени – я говорю не об одном годе – наша студия должна стать тем местом, где можно получить реальное альтернативное профессиональное образование, - надеется директор. - Сделаем строже отбор, чтобы в студию приходил не каждый, кто в состоянии платить, а тот, в ком есть перспектива. И чтобы выпускались из нее не те, кто наслушался много теории, а люди, владеющие актерским ремеслом, актеры-практики".

Что самое приятное, как истинный человек театра Вардан Мкртчян видит все его болевые точки и как качественный профессионал в сфере управления не только знает, как их лечить, но и не боится претворять в жизнь свои планы. А они по сундукяновским меркам не просто дерзкие, но способные вогнать в стресс.

"Я не обещаю каких-то сиюминутных преображений, но год за годом мы будем добиваться качественно нового, иного театра. И зритель это почувствует, - утверждает новый директор Национального театра Вардан Мкртчян. - Ведь этот театр, однозначно, обладает очень большим ресурсом, большим потенциалом – неиспользованным потенциалом. И наша задача – заставить все это работать. Конечная моя цель – не вернуть этому театру былую славу – нет, я не страдаю подобными утопическими мечтами, - но я хочу добиться того, чтобы театр имени Сундукяна стал настоящим камертоном театральной жизни нашей страны".

Директорскими устами бы да мед пить!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЕРЕСЧЕТЧИКАМ" ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА – АНАФЕМА!
      2024-04-19 11:56

      Увы, они никогда не встертятся и не заглянут  друг другу в глаза - не только на этом свете, но и на том... Потому что 1 500 000 прошедших крестную муку Геноцида армян,  канонизированных Армянской Апостольской церквью, пребывают  в раю. Осквернителям их памяти, извращенцам-гробокопателям и садистам уготовлена иная участь - вечное горение в адском пламени.               Аминь!

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ПРИХВАТИЗАЦИЯ - ПЕРЕЗАГРУЗКА?
      2024-04-12 09:10

      "- Если мне не изменяет память, на месте здания Дома художников когда-то была мечеть? - Да, в 20-ые годы прошлого столетия здесь стояла мечеть Залхана. - Ну, вот и выяснили, кому достанутся плоды нынешней попытки "реституции"..." Смешно. До слез. Такой диалог на днях звучал в Доме художников, где собрались руководители всех творческих союзов Армении, а также представители правовой сферы, чтобы всем вместе ответить на вопрос - что делать дальше?

    • "ПРИНЦИП БОГА" ИЛИ "ПРИНЦИП КОКА-КОЛЫ"? - "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" СТЕПАНАКЕРТСКОГО ТЕАТРА
      2024-04-11 11:01

      "Мы сошли с ума и под видом свободы превратили свою жизнь в абстракцию", - говорил с трибуны священник-лютеранин отец Августин...  Любой, случайно приоткрывший дверь и заглянувший в большой конференц-зал отеля "Ани", ни на секунду не усомнился бы, что здесь проходит большой международный форум, идет жаркая дискуссия и звучат разные идеологии и голоса, ищущие ответы на самые острые вопросы современного мира.  Дискуссионная ткань, острая и парадоксальная, действительно была. Конференция... Тоже была, только пропущенная сквозь призму творчества. Спектакль "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" по пьесе И. Вырыпаева в постановке Степанакертского Русского драматического театра. Спектакль, ищущий ответы на самые острые вопросы современного мира.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.

    • ПУСТЬ БУДЕТ И АРМЕНИЯ, И НАЦИОНАЛЬНЫЙ, И ДАЖЕ СУНДУКЯН!
      2024-02-20 10:33

      Охота к переименованиям... Ее можно было бы воспринимать как веру в то, что если имя - это судьба, то новое красивое имя может стать путем в рай. Только вот общий контекст заставляет сильно опасаться такой охоты - как благих намерений, которыми вымощена дорога в ад.

    • ФЕСТИВАЛЬ В АРТАШАТЕ - ПОДАРОК К ЮБИЛЕЮ
      2023-11-01 14:00

      Арташатский Драматический театр им. Амо Харазяна отмечает нынче двойной юбилей - 90-летие со дня своего основания, точнее, предоставления ему статуса государственного, и 80-летие со дня получения собственного здания. Именно к этому событию приурочен Республиканский театральный фестиваль, который пройдет в Арташате с 1-7 ноября и который организован Союзом театральных деятелей Армении и самими харазяновцами при поддержке администрации марза. Подарок к юбилею - себе и, конечно, местному зрителю!