Последние новости

"ОПУСТЕЛА БЕЗ ТЕБЯ ЗЕМЛЯ..."

Эту строку из известной песни могли повторить ошеломленные горем поклонники Дмитрия Хворостовского не только в России. Его знали, любили, им восхищались миллионы слушателей во всем мире. Известность певца была планетарной.

Все знали, что он неизлечимо болен. Но никто не верил, никто не представлял такого конца. Никогда смерть не является справедливой. Но смерть Хворостовского ужасно несправедлива: в расцвете творческих сил она вырвала из жизни выдающегося артиста, прекрасного баритона, человека с ослепительной улыбкой и светлой душой. Это невосполнимая потеря не только для его многочисленных поклонников, но и всей мировой оперной сцены. Ушел человек, чье место, конечно же, останется не замещенным в течение многих лет. Никакая фотография, никакие видеозаписи, никакой фильм не воссоздадут в памяти образ того певца, каким он был. Этот образ соткан из сновидений и музыки, звучавшей внутри нас. Давно ставший символом совершенства, недосягаемого мастерства, звезда его всегда сияла своей исключительностью.

БЛЕСТЯЩИЙ ВОКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕВЦА, ДРАМАТИЗМ ИГРЫ, цельность воплощенных сценических образов поставили Дмитрия Хворостовского в первый ряд артистических имен XX века и нового столетия. О нем заговорили сразу с первого его появления на сцене Красноярского театра оперы и балета. Открывали чудо-талант певца, на которого природа не поскупилась: красотище-голос, слух, музыкальность, внешне хорош. Появился в далекой Сибири и в одночасье, как магнитом, притянул к себе внимание, "завербовал" армию поклонников и снискал признание у музыкантов-профессионалов, критиков. Сенсация! Тем, кто слушал певца в начале творческого пути, уже тогда был ясен масштаб этой личности. Шли годы. Талант его мужал, ширился. Рос репертуар.

Дмитрий прилагал все усилия, чтобы стать достойным своего таланта, подаренного ему природой. Он хотел быть прежде всего человеком и только потом артистом, чтобы артист стал действительно великим. Он был человеком и очень большим певцом. Он заслужил того, чтобы быть прославленным, подчас возвышенным на сцене, дополняя величие духа совершенно великолепной цельностью характера. Он был не только красив, но обладал всеми внешними данными оперного героя. В театре есть немало талантливых певцов, но лишь один он соответствовал "золотому сечению" героя по фигуре, размаху плеч, один он обладал всем тем, что вписывает артиста в сценическое пространство, что делает живым пространство, его окружающее.

Где бы ни выступал певец - в Вигмор-холле в Лондоне, нью-йоркском Метрополитен-опера, миланском Ла-Скала, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Большом концертном зале им. Чайковского, Концертном зале Сантори-Холл в Японии, Королевском театре Ковент-Гарден (Лондон), Баварской государственной опере, Лирической опере в Чикаго, Мариинском театре Санкт-Петербурга, московском театре "Новая опера", оперной сцене Зальцбургского фестиваля - он всюду вызывал восторг. Певец в совершенстве владел этой чистой и высокой формой мастерства, которая является лицом настоящего искусства. В течение всей своей творческой жизни он напряженным трудом утверждал силу и авторитет своей личности, и вместе с тем день ото дня росло его исключительное дарование.

ДМИТРИЙ ХВОРОСТОВСКИЙ БЫЛ ВОСТРЕБОВАН ЕДВА ЛИ НЕ ВО ВСЕХ театрах мира - от Дальнего до Ближнего Востока, от Австрии до Южной Америки, Японии. Он стал первым оперным исполнителем, который дал сольный концерт с оркестром и хором на Красной площади в Москве, телевизионную версию которого транслировали более чем в 25 странах. Невозможно забыть и серию его концертов "Хворостовский и друзья", гостями которых были такие выдающиеся исполнители, как Рене Флеминг, Барбара Фритолли, Элина Гаранчи, Суми Чо, Иохас Кауфман, Марчелли Джорда и другие. А его грандиозный тур по городам России с концертами, посвященными памяти воинов, погибших в Великой Отечественной войне!

Классика отдала Дмитрию Хворостовскому все свои жемчужины. Он продемонстрировал свое мастерство в исполнении таких баритональных партий, как Евгений Онегин ("Евгений Онегин"), Елецкий ("Пиковая дама", Чайковский), Грязнов ("Царская невеста" Римского-Корсакова), Жермон ("Травиата"), Де Луна ("Трубадур"), Родриго ("Дон-Карлос"), Риголетто ("Риголетто" Верди), Симон Бокканегра (Симон Бокканегра" Верди), Сэр Ричард Форт ("Пуритане" Беллини), Альфио ("Сельская честь" Масканьи), Сильвио ("Паяцы" Леонкавалло), Граф ("Свадьба Фигаро" Моцарта) и другие. Он насыщал новизной своей личности старые образы, обдавая их огнем своего темперамента.

А сколько красоты, богатейших оттенков и нюансов в исполнении русских народных песен, романсов русских классиков - Рахманинова, Чайковского, Глинки... Радость, муки, удаль, страсть героев, даже те чувства, которые только намеком отмечены композиторами, он делал яркими, выпуклыми. Все это вызывало в слушателях чувство благодарности даже после того, как переставал звучать его волшебный голос. Концертный репертуар певца варьировался, конечно, в зависимости от страны, где он выступал, но неизменным оставалось одно - волшебство его искусства. И слушатели, зачарованные звучанием его прекрасного голоса, конечно, не думали в этот момент о совершенной вокальной технике, позволяющей певцу свободно владеть всей палитрой техники.

Напрасно искать подобного исполнения у других известных певцов. Хворостовский достигал ни с чем не сравнимой силы выражения в передаче человеческой любви и страсти. И многое из того, что поют и пели другие, открыл только он, только он превратил скромные романсы в высокие образцы вокальной музыки. Исполнение арий из опер русских и западноевропейских композиторов он превращал в свою тему: к радости - через борьбу, к гармонии - через мятеж.

Хворостовский выходил на сцену и слушатели - при всех различиях обстоятельств и убеждений - испытывали одно всеохватывающее чувство: чувство счастья. Они отрывались от мелкого, преходящего, бездуховного, думали о непреходящем, вечном. Откровения, добытые его талантом, он делал и нашим неотчужденным достоянием.

ВЫДАЮЩЕГОСЯ ПЕВЦА ХОРОШО ЗНАЛИ И ЛЮБИЛИ И В АРМЕНИИ, где он неоднократно выступал, где имел немало друзей. Многие слушатели в Москве, уверена, хорошо помнят выступление Дмитрия в Большом зале Московской консерватории с двумя коллегами из Армении, блистательными певцами - Гегамом Григоряном и Барсегом Туманяном в начале 90-х годов. Музыкальный критик Алексей Парин, рецензируя концерт в "Культуре" писал о Хворостовском: "Баритон Дмитрий Хворостовский, самый прославленный из участников вечера, делающий головокружительную карьеру на Западе, в полную меру проявил в этом концерте свое истинное артистическое нутро. Вообще говоря, сенсационный успех и вертикальный взлет в карьере певцу обеспечил не только его голос редкой красоты, но и особый подход к привычному материалу. Хворостовский напитывает чисто лирические вещи таким внутренним драматизмом, что музыка приобретает новое измерение. Сознаюсь, что в этот вечер Хворостовский как артист впервые убедил меня - и убедил безоговорочно... Весь этот трепет жизни (Блок) волной катился на присутствующих, застигал врасплох даже самых привередливых и повергал в состояние прострации... Он  представал как голос тайной страсти, средоточие внутреннего напряжения".

Художественный руководитель и директор Академического оперного театра им. Спендиарова Константин Орбелян в беседе с автором этой статьи отмечал, что огромная часть его жизни - это работа с выдающимся Хворостовским, с которым в последние 17 лет давал десятки концертов в год, записал около двадцати компакт-дисков. В оперном спектакле "Демон" Рубинштейна партнером Дмитрия выступила восходящая звезда, дочь Гегама Григоряна - Асмик (сопрано).

Слушая выступления певца, становишься свидетелем зрелища, исполненного глубокого личного драматизма. Голос его живет и трепещет в совершенном слиянии страстей, контрастов, лирических и драматических переживаний. Здесь дух повелевает его голосом. Все взрывы и спады, все мощнейшие кульминации - это не демонстрация поразительной техники. Это  выстраданная судьба, своего рода автопортрет интерпретатора, столько познавшего и пережившего... Он сам здесь предстает существом, словно разгадывающим с подлинной страстью и болью смысл и цель своего существования на этой земле...

Один из своих последних концертов Дмитрий Хворостовский дал в родном Красноярске, по окончании которого артисту было присвоено звание почетного гражданина Красноярского края.

Прощание с артистом пройдет в Москве 27 ноября, в Концертном зале им. Чайковского. Согласно его завещанию, прах его будет кремирован. Прах захоронят на Новодевичьем кладбище и родине певца - в Красноярске. А его бессмертный голос навсегда останется с нами.

Основная тема:
Теги:
  • Группа граждан РА 27-Ноя-2017
    МИР СТАЛ БЕДНЕЕ...... ЗЕМЛЯ ПУХОМ, ДОРОГОЙ ВЫ НАШ ЧЕЛОВЕК!!
    Ответить
  • Лилия 27-Ноя-2017
    Господи! Какое горе! ....... Каким лучезарным он был.... Как жаль...
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • В ПРОГРАММЕ - ШОСТАКОВИЧ
    2024-05-10 10:35

    Из последних концертов Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна вечер 5 мая, безусловно, самый особенный. Несмотря на исполнение не самой популярной программы - Скрипичный концерт N1 ля-минор и Тринадцатая симфония Дмитрия Шостаковича на стихи Евгения Евтушенко, Большой концертный зал им. А. Хачатуряна был переполнен. Солировал в концерте выдающийся скрипач Сергей Хачатрян, выступления которого всегда сопровождаются повышенным градусом напряжения.

  • БЛАГОРОДСТВО ТАЛАНТА
    2024-05-03 11:07

    K 100-летию со дня рождения Петра АЙКАЗЯНА Армянская культура знает немало замечательных имен, которые вписаны золотыми буквами в ее историю, - имен людей, чьей наибольшей заботой всю жизнь было обогащение духовных сокровищ своего народа. Среди этих славных имен красиво и ярко светится имя Петра Асатуровича Айказяна - выдающегося педагога, "прораба духа", воспитавшего не одно поколение музыкантов-скрипачей.  Его жизнь, внешне очень спокойная, лишенная драматических событий, давала нам примеры огромной нравственной силы, каждодневной борьбы за свое право быть человекам и истинным Педагогом с большой буквы. Даже в старости (это определение никак не вязалось с его именем) самим своим  обликом молодого, стройного, с живыми глазами и жадностью к работе человека, Петр Асатурович утверждал излюбленную  мысль о том, что мудрость – это умение и в старости сохранить непосредственность восприятия мира.

  • ПРИНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЮ
    2024-04-29 11:37

    Интерес к этому концерту Армянского государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна был вызван  не новизной программы: шедевры, прозвучавшие в этот  вечер, исполнялись в Большом зале им. Арама Хачатуряна не раз. Свободных мест в зале не было. Особый ажиотаж был вызван не только участием талантливейшей солистки, скрипачки Дианы Адамян, живущей ныне в Европе, но и посвящением концерта. Этим концертом отмечалась знаменательная дата – 100-летие со дня рождения выдающегося педагога, кавалера медалей "За заслуги перед Отечеством II степени" и "Мовсес Хоренаци" Петра Асатуровича Айказяна.

  • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
    2024-04-24 11:22

    Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • НЕ СТАЛО БАГРАТА БУРНАЗЯНА
    2023-12-18 16:38

    Армянский спорт понес очередную тяжелую утрату. Как сообщает официальный сайт Национального олимпийского комитета Армении, в возрасте 68 лет из жизни ушел Баграт Генрихович Бурназян – мастер спорта СССР международного класса по настольному теннису, бронзовый призер чемпионата Европы 1976 года в командном зачете.

  • НЕ СТАЛО ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ
    2023-09-06 06:30

    В Ереване в возрасте 94 лет ушел из жизни трехкратный олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира, двукратный чемпион Европы по спортивной гимнастике Альберт Вагаршакович Азарян. Об этом на официальной странице Федерации гимнастики Армении в Фейсбуке сообщил ее президент Гагик Ваноян. "Дорогие соотечественники, с глубоким прискорбием сообщаем о смерти величайшего армянского спортсмена всех времен Альберта Азаряна. Было честью и счастьем стать ТВОИМ современником. Покойся с миром, дорогой мастер", – написал президент ФГА. Причины смерти не уточняются.

  • «СОМА. ОГНЕННОЕ КОЛЬЦО» НА СЦЕНЕ ОПЕРНОГО ТЕАТРА
    2022-04-09 10:11

    14 апреля Национальный академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова представит публике очередную премьеру - новую постановку оперы Авета Тертеряна «Сома.Огненное кольцо». Этой премьерой коллектив театра отметит знаменательную дату – 125-летие со дня рождения великого армянского поэта Егише Чаренца.

  • ПРОЩАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД (Видео)
    2022-02-07 10:32

    Ушел из жизни… Эти слова в наши дни стали непростительно обыденными. С некоторых пор жизнь – сплошное расставание. Вот теперь с композитором - песенником, народным артистом республики, организатором и художественным руководителем Государственного театра песни Артуром ГРИГОРЯНОМ.