Последние новости

"ЗВАРТНОЦ" ИЗ ТРИКОТАЖА И ФЕТРА

В столичном театре "Богем", расположенном в здании Союза писателей Армении, прошел праздник армянского костюма, представленного во всем его многообразии. "Национальный тараз" - так назвали Всеармянский конкурс-фестиваль, инициированный и организованный общественным деятелем Эмилем МАРКОСЯНОМ и собравший вокруг себя не только ценителей этнической одежды, но, главное, ее знатоков и хранителей традиций. 

ИЗВЕСТНЫЕ АРМЯНСКИЕ ДИЗАЙНЕРЫ, ОБЪЕДИНИВШИСЬ С НАЧИНАЮЩИМИ МОДЕЛЬЕРАМИ ОДЕЖДЫ, устроили настоящее шествие национального костюма как в его традиционном виде, так и в авторских версиях. Победителем признана молодой дизайнер, студентка 4-го курса Национальной академии изящных искусств Нвард МАРГАРЯН, представившая оригинальную коллекцию под названием "Звартноц".

Конкурс-фестиваль проходил впервые и продлился всего один день, но был наполнен живым интересом к культуре и истории нашего народа, отразившихся в таком виде декоративно-прикладного искусства, как одежда. Как не раз заявлял в СМИ Эмиль Маркосян, стоило ему поделиться идеей на страницах социальной сети Фейсбук, как всего за пару дней более 70 пользователей выразили желание и готовность участвовать в фестивале. Это означало, что фестивалю быть. Тем более что Маркосяна поддержали единомышленники, сплотившиеся вокруг проекта и внесшие свою лепту в его становление. Это дизайнеры Артем Сюнеци, Жозефина Мусаханян, Национальная академия изящных искусств во главе с ректором Эдуардм Седракяном, портал taraz.am, а также певица Алла Левонян, глава столичной общины Нор Норк Армен Улиханян и многие другие.

Интерес к мероприятию рос с каждым днем. За короткий срок на адрес фестиваля поступило более 180 заявок из марзов Армении и  Арцаха. Среди претендентов – частные лица и группы, из которых после отборочного тура было решено выпустить на большую сцену 80 участников. Главное условие для всех – предстать в таразе собственного изготовления, рассказать историю его создания, представить идею и символику, использованную в разработке модели, и при желании исполнить песню, танец или продекламировать стихи из богатой сокровищницы армянской культуры. И все восемь десятков участников справились с этой задачей.

 Молодой дизайнер Нвард Маргарян9 НОЯБРЯ В ТЕАТРЕ "БОГЕМ" ЦАРИЛА ОСОБАЯ АТМОСФЕРА. Молодые участники отрабатывали свои выступления. Старшие общались с прессой и давали советы новичкам. Все вместе наводили последние штрихи на своих таразах. Жозефина Мусаханян представила свою знаменитую работу – коллекцию "Жрецы Караунджа", уже успевшую завоевать призы на четырех фестивалях и конкурсах, в том числе и международных. Коллекция отличается утонченностью стиля, умением использовать данные археологии и истории в дизайнерских решениях и творческих находках. Артем Сюнеци передал всю красоту и дыхание Сюника в своих авторских таразах, символика которых отличалась оригинальностью.

Как отметил Эдуард Седракян, сегодня во всем мире возрождается интерес к национальному костюму и созданию его современных версий, которые вызывают живой интерес не только в отдельно взятой стране, но и выходят за ее пределы, становясь модными и востребованными в других странах. Необходимо вернуть подобный подход к армянскому национальному костюму, сделав его или его отдельные детали, мотивы, конструкцию, орнаменты частью современной одежды, основой для моделей ХХI века, способных вызвать интерес и среди представителей других народов. Возрождение национального костюма и его модернизация лежат в основе образовательной программы  факультета дизайна одежды, возглавляемой Э.Седракяном в Национальной академии изящных искусств. Именно этот вуз и представила на конкурсе–фестивале "Национальный тараз" его победительница Нвард Маргарян.

Уже само название авторской коллекции "Звартноц" наводит на ассоциацию с древним армянским храмом. Именно его контуры и взяла за основу своей дизайнерской разработки Нвард Маргарян. Интересно, что в первые годы учебы Нвард больше пробовала себя в роли дизайнера-авангардиста, а одна из моделей была собрана из обычных лазерных дисков, укрепленных на тюле. К 4-му курсу профессиональный интерес девушки резко свернул к национальной одежде, причем созданной на основе своего, авторского видения. Звартноц  привлек ее величием объемов, торжественностью и гармонией, а также красотой своих фрагментов, которые до сих пор не собраны в единое целое и от этого таят в себе нечто загадочное, недосказанное. Молодому дизайнеру захотелось по-своему дополнить конструкцию древнего храма, взяв его в качестве основы модели одежды.

НВАРД МАРГАРЯН ПРИЗНАЕТСЯ, ЧТО РАБОТА БЫЛА ДОСТАТОЧНО СЛОЖНОЙ И ОБЪЕМНОЙ: пришлось досконально изучить архитектуру храма, его историческое описание, все фрагменты, план, прежде чем взяться за разработку своей дизайнерской концепции. Нвард подробно исследовала труды Тороса Тораманяна, связанные с реконструкцией храма Звартноц, познакомилась с научными статьями Александра Таманяна. Изначально она задумала коллекцию из 5 моделей, однако времени хватило на три. Но и этих трех работ оказалось достаточно, чтобы привлечь всеобщее внимание и выделиться среди остальных участников конкурса-фестиваля "Национальный тараз".

Коллекция "Звартноц" выполнена в духе художественного минимализма, однако в ней все пропорционально и досконально продумано. Одна из моделей коллекции напоминает план самого храма и украшена деталью с символом наружной круговой стены первого яруса, в другой использовано изображение плана в виде орнамента. Все узоры и орнаменты стилизованы. Цветовое решение коллекции также создано достаточно аскетично.

"Армянские зодчие, особенно воздвигавшие храмы, были довольно скупы в выборе цвета: цвет в архитектуре подобных сооружений имеет символическое значение и зачастую ограничивается оттенками серого и черного. Я постаралась приблизить коллекцию к реальному храму в плане не только структуры, но и цветовой гаммы, использовав ахроматику темно-синего и серого цветов", - объясняет Нвард.

В ее моделях применена аппликация, даны конструктивно-пластические и объемные решения, соотносящиеся с храмом Звартноц и фрагментами его архитектуры – куполом, колоннами, планом, неповторимыми узорами и т.д. Коллекция создана из сочетания трикотажа, мягкого пластичного материала, и более сухого фетра. К разработке эскизов, а затем и самих моделей коллекции Нвард Маргарян подошла с большой долей фантазии, основанной на реальном материале. Это позволило ей достаточно удачно преобразовать архитектурную конструкцию в модель одежды. В то же время коллекция предназначена для практического применения, ее могут носить как молодые девушки, так и зрелые дамы, причем и в будни, и в праздники.

"В Национальной академии изящных искусств с понятием национального костюма мы знакомимся с первого курса, - говорит Нвард Маргарян. – Эдуард Седракян считает это направление дизайна одежды очень важным, поскольку без знания своих корней, национальных особенностей тараза невозможно развивать в верном русле сугубо свой, армянский дизайн одежды. Мы, студенты НАИИ, также постоянно представляем свои работы на всевозможных конкурсах и фестивалях - республиканских и международных, нередко добиваясь призовых мест и даже Гран-при, обретая опыт и уверенность в себе и в то же время знакомя иностранных коллег с армянским дизайном одежды".

Совсем скоро коллекция Нвард Маргарян отправится на Евразийский конкурс высокой моды национального костюма "Этно-Эрато 2017" в Москву. Будем надеяться, что и оттуда "Звартноц" из трикотажа и фетра вернется с победой.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРЦАХСКИЙ ДИАЛЕКТ - ЭТО ДОРОГА ДОМОЙ
      2024-05-04 13:08

      Оазис арцахской культуры и языка - так можно по праву назвать кафе "Туманян’с Арт" (Tumanyan’s Art), еще до сентября 2023 г. действующее в Степанакерте, а сегодня возобновившее работу в Ереване. Здесь постоянно происходят арт-события, нацеленные на сохранение арцахской культуры, литературы, языка и призванные сохранить огромный пласт материального и нематериального наследия Арцаха.

    • СПАСЕННОЕ ИСКУССТВО АРКАДИЯ МКРТЧЯНА
      2024-05-01 11:48

      Известный арцахский художник и скульптор Аркадий Мкртчян постоянно откладывал организацию персональной выставки своих работ, занимавших практически все пространство его мастерской в Степанакерте. Предложения представить свое творчество публике он получал многократно, причем как в Арцахе, так и в других странах, но каждый раз думал, что пока не готов к этому ответственному событию, так как может нарисовать и изваять больше хороших картин и скульптур.

    • ФОНД ВИВА – ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС
      2024-04-29 12:17

      С раннего утра в зеленой зоне ереванского арт-центра Common Ground Bools & Spirits царил ажиотаж. Сюда стекались люди разных национальностей, чтобы сдать кровь, которая пополнит Банк крови Армении. С этой акцией, проведенной в рамках проекта "Осознанное донорство", началось празднование 8-летия благотворительного фонда ВИВА (Врачи И Волонтеры - Армении), который даже в этот знаменательный день не остался в стороне от людских проблем и забот.

    • ПАМЯТНИКИ КАШАТАГА В КНИГЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
      2024-04-27 11:14

      "Историко-культурное наследие Нагорного Карабаха в зонах конфликта" - так названа объемная книга-альбом, вышедшая на днях в Ереване на английском языке и презентованная в Музее истории Армении. Мероприятие было приурочено ко Дню памятников и исторических мест и собрало полный зал ереванцев, беженцев из Арцаха, а также занимающихся арменоведением иностранцев - всех тех, кому небезразлична судьба монастырских комплексов, церквей, крепостей, мостов, хачкаров, надгробий с армянскими надписями и других немых свидетелей многовекового присутствия армян на этой древней земле.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ТВОРЧЕСТВО АЙВАЗОВСКОГО В МАРКАХ И ОТКРЫТКАХ
      2023-07-29 11:25

      29 июля (по старому стилю – 13 июля) 1817 года родился великий живописец Ованес Айвазовский 29 июля с 11 утра любители творчества художника смогут принять участие в церемонии у памятника Айвазовскому в Ереване и возложить цветы. Поклонникам мариниста будет интересно ознакомиться с экспозицией почтовых марок и открыток, посвященных творчеству Айвазовского. Выставка проходит в Центральной библиотеке им. Аветика Исаакяна в Ереване и продлится до конца недели. Аналогичная выставка проходила в разные годы в Минске, во Львове, Ереване и Санкт-Петербурге.

    • СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНАТОЛИЯ АВЕТЯНА
      2023-06-17 10:36

      В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.

    • ГОГЕН, ПИРОСМАНИ И... ПАШИНЯН
      2023-06-14 13:07

      Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".

    • ШЕЛКОВОЕ ТРИО В ЦЕНТРЕ «ТЕКЕЯН»
      2023-04-08 12:49

      В преддверии Дня материнства и красоты в Культурном центре «Текеян» Еревана открылась выставка работ, созданных в технике батика. «Шелковая весна» - в экспозицию с этим названием вошла роспись по ткани трех известных армянских мастериц: Тании Мазеджян, Гоар Мачкалян и Арменуи Сагдасарян.  На выставке представлено около 60 картин, отличающихся по задумке, стилистике и смысловому содержанию, но объединенных большой любовью авторов к искусству батика.