Последние новости

ПОЭТ КАДРА И ПОЭТ ЕРЕВАНА

Дживан Гаспарян и Хорен Абрамян, Левон Малхасян и Ара Ернджакян, и все-все-все, кто делал и делает воздух нашего города и нашей страны вместе с землепашцами и виноделами, кружились в вихре удалого "Кочари", и каждый выпукло светился, превращаясь в один единый свет, заливающий гордые горы и бесконечный синий горизонт. И зрителя охватывало чувства силы и гордости, достоинства и жажды жизни… Создателю этого клипа-символа, и многих других фильмов, клипов, телепередач и телепроектов, режиссеру, заслуженному деятелю искусств РА Гранту МОВСИСЯНУ исполнилось 65.

ОПОШЛЕННОЕ ДОНЕЛЬЗЯ СЛОВО "ЭЛИТА" в зале Ереванского театра кукол им. Туманяна, где проходил юбилейный вечер Гранта Мовсисяна, никому и в голову не приходило произносить. Наоборот, ведущий Грант Тохатян с самого начала подчеркнул, что это встреча без галстуков, дружеские посиделки в честь замечательного и талантливого человека. И даже присутствующая на вечере первая леди Рита Саргсян легко с этим согласилась. И все-таки эта была элита, творческая элита – все те люди, благодаря которым творчество, воображение и вкус, несмотря ни на что, продолжают держать планку. Люди, к которым можно смело отнести юбиляра.

Дед Гранта Мовсисяна мечтал, что внук вырастет и станет художником. Самолично водил мальчика за руку к Мартиросу Сарьяну постигать тайны искусства живописи. Нет, живописцем Грант Мовсисян не стал, а вот художником – да. Он окончил факультет телевизионной режиссуры Ленинградского института театра и кино и пришел на армянское телевидение, полный энергии работать, преобразовывать и создавать свою эстетику, свой видеоязык. Что удивительно – ему это удалось. Что еще удивительнее – за долгие годы работы он не утратил ни энергии, ни энтузиазма, ни чувства новизны, ни своей обаятельнейшей улыбки.

Одним из первых на юбилейном вечере был показан клип из вошедших в трилогию "Лорке" и ставший визитной карточкой ее создателя Гранта Мовсисяна. Подробнейшее знание этнографии, четко выстроенная концепция и умение подчинить все своему замыслу, невероятное, матиссовское чувство ослепительных красок и дышащие жизнью целого народа кадры. "Трилогия миниатюр "Лорке" стала для меня открытием. Очень давно, и к моем большому сожалению, я не получал такого удовольствия! Такие жемчужины искусства Грант Мовсисян преподнесет нам еще много раз, а мы будем восхищаться, мы будем гордиться, мы будем растроганы и благодарны", - говорил по этому поводу народный артист СССР Сос Саркисян и оказался прав. Грант Мовсисян стал первым не только в создании видеоклипа, обращенного не к народному лубку, а к истинной этнографии.

МНОГОЕ ОН СДЕЛАЛ ВПЕРВЫЕ. Ведь, как заметил один из поздравлявших его друзей, он снял все, что можно, и даже то, что нельзя: от фильмов художественных и документальных - до видеоклипов, от телефильмов - до рекламных роликов. Он начинал как мультипликатор, придумывал и осуществлял циклы передач и проектов, руководил телестудией и трансляциями масштабных арт-мероприятий, сотрудничал с телеканалами Франции, Швейцарии, США. Он выступал и выступает в качестве режиссера, художника, продюсера, в качестве выдумщика, эстета и организатора в одном флаконе. Говорят, лучше хорошего человека может быть только хороший профессионал, А что может быть лучше суперпрофессионала, который к тому же замечательный человек! Ведь не каждый день встретишь в мире искусства того, кому этот мир отвечает искренней теплотой. Наверное, потому, что открытости и оптимизму Гранта Мовсисяна противостоять невозможно.

Кроме первой любви – к профессии – у него есть еще и любовь главная. Любовь к Еревану, которая раньше него родилась и заставляет его снимать этот город так, как не удается никому другому. "Как любит говорить Малхас, истинных ереванцев нас наберется на один подъезд. Так вот Грант Мовсисян – один из жителей этого подъезда. Получается, Грант Мовсисян имеет для Еревана стратегическое значение", – прозвучало на юбилейном вечере.

Эту мысль развил ректор ГИТиКа, в котором Грант Мовсисян ведет курс. "Когда-то на съезде советских писателей Константин Симонов сказал: "Поэт бывает молодым или никаким". Вот сейчас я смотрю на то, что он снял, и понимаю – он в своем деле поэт. Он всегда поэт, а это значит, что возраст над ним не властен. Вообще это прекрасное поколение, поколение Гранта, этих ереванских ребят - будь то писатели, музыканты или кинорежиссеры – они поэты Еревана и ереванские поэты, и каждый по-своему, на своем месте они продолжают ими оставаться. Сегодня многие из этих людей присутствуют в этом зале, и это наше богатство - культурное богатство, богатство городской жизни. И если собрать воедино все, ими созданное, получится замечательное наследие, которым мы уже владеем, и настоящее, которое зримо, и будущее, которое непременно наступит… Только что на этой сцене стояли студенты Института театра и кино – студенты Гранта Мовсисяна. Как ректор этого института, я хочу сказать, что Грант – настоящий педагог. Ибо настоящий педагог никогда не создает матрешку – такую же, как он сам, но меньшую по размеру. Настоящий педагог воспитывает того, кто от него отличен - чтобы прибавить миру красок", - сказал Давид Мурадян.

А АРТУР ИСПИРЯН ЗАМЕТИЛ: "Нас связывают Ереван и музыка". Музыка – еще одна вечная любовь Гранта Мовсисяна. Умением воплотить музыку в зримые образы он владеет виртуозно. О его постановке исполнения "Реквиема" Верди в Арцахе свидетели в лице Риты Александровны Саргсян и Гранта Тохатяна говорили в превосходных степенях. Нас среди них не было, но все мы видели десятки клипов Гранта Мовсисяна, и сколько раз при таком просмотре посещала мысль о том, что Грант умеет вывести звезду шоу-бизнеса если не в люди, то в белые люди.

Вот и последняя его работа, завершающая "юбилейный показ", стала тому подтверждением. Изысканность черно-белого кадра, рождающего драматизм словно из ничего, загадочная анонимность аристократичной женщины-инкогнито, из тех, что населяли послевоенный европейский кинематограф. Она появляется, чтобы исчезнуть, чтобы никому и ничему не принадлежать и оставить острое ощущение хрупкости и уязвимости красоты…

Председатель Союза кинематографистов Арутюн Хачатрян вручил Гранту Мовсисяну премию "Рыцарь искусства", созданную его предшественником Рубеном Геворкянцем. А также сообщил, что поскольку вечно эстетствующий Грант Мовсисян постоянно остается недовольным режиссурой церемоний "Золотого абрикоса", то в нынешнем году именно ему будет поручено создавать атмосферу 15-го, юбилейного фестивального действа. Аплодисменты!

А все-таки хочется пожелать, чтобы на "Золотом абрикосе" - пусть не на этом, но в обозримом будущем - был представлен фильм, сделанный мастером Грантом Мовсисяном.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ С "ГАМЛЕТОМ..." - В ЕРЕВАНЕ!
      2024-05-09 11:04

      Нам, увы, не стоит объяснять, что такое  экзистенциальная ситуация. В этой ситуации между жизнью и смертью и возникают главные вопросы.  В чем смыслы, в том числе - смысл жизни? И в чем ее ценность и преимущество перед небытием? Что такое человек? И какова его ответственность за все, что совершается с ним и вокруг него?... Проклятые вопросы. Гамлетовсике вопросы.

    • ARMMONO: "ПОНЯТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА"
      2024-05-07 13:30

      Завершилcя фестиваль ARMMONO, который иначе как театральным марафоном не назовешь. 20 дней показов спектаклей - из России и Беларуси, США и Франции, Грузии и Литвы... И, конечно, многочисленные наши, армянские артисты.  One-Man-Show - театр одного актера. Актера, который выходит на сцену в разных странах, чтобы поговорить со зрителем о том, что волнует если не всех, то очень многих. Таким был вектор нынешнего ARMMONO.

    • ПРАЗДНИК НЕБЛАГО-ДАРЕНИЯ - ХУДОЖНИКИ СКАЗАЛИ "НЕТ!"
      2024-05-06 14:20

      Плохая режиссура - залог провала спектакля, а уж если и кастинг неудачный... Песенка Винни-Пуха - "Вот горшок пустой, он никуда не денется. И потому горшок пустой гораздо выше ценится..." - в исполнении министра в том числе культуры Жанны Андреасян, которая, возможно, справилась бы с ролью маленького Пятачка, ну уж никак - с образом знаменитого медвежонка, потерпела полное фиаско!






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АКСАКАЛ АРМЯНСКОГО СПОРТА
      2024-05-17 14:00

      17 мая исполнилось 80 лет одному из самых заслуженных и известных спортивных деятелей Армении – Деренику Абрамовичу Габриеляну. Этот человек прошел славный жизненный путь, а его вклад в развитие армянского спорта трудно переоценить.

    • НЕ СТАЛО ДАВИДА МАРТИРОСЯНА
      2024-04-29 16:04

      В возрасте 27 лет скоропостижно ушел из жизни спортивный журналист Давид Мартиросян. Эту печальную новость сообщила пресс-служба ФК "Пюник", в котором наш коллега с января 2024 года работал генеральным директором.

    • УРОКИ АРМЕНИИ ВЛАДИМИРА ПОЗНЕРА
      2024-04-25 10:44

      "Я хочу поблагодарить всех людей, которые работали над моей книгой. Никогда не думал, что она будет переведена на армянский язык. Сказать, что она переведена на немецкий или французский язык - ну, подумаешь! А все-таки на армянский… Это предмет моей гордости!" - эти слова, произнесенные Владимиром Познером в Ереване в мае 2019 г., когда вышел в свет армянский перевод его книги "Прощание с иллюзиями", он, скорее всего, повторил бы и теперь.  В Центре "Текеян" состоялась презентация книги "Владимир Познер. Мое сердце на армянской стороне", автором-составителем которой стал известный армянский журналист Серго ЕРИЦЯН.  

    • ВЕТЕРАН ВОЙНЫ В СТРОЮ С МОЛОДЕЖЬЮ
      2024-04-19 10:43

      Каждое время выдвигает своих героев – подлинных и мнимых. Современники не всегда  умеют их различить, и это оборачивается чувствительными потерями. Тем более что подлинные герои очень часто не любят, не умеют расписывать свои заслуги. Об этом скупо говорит их биография. К числу таких принадлежит подполковник Мартин Багдасарян, недавно отметивший 80-летие.