Последние новости

ХАЧАТУРЯНОВСКАЯ ТРИАДА

В Национальном академическом театре оперы и балета им. А. Спендиарова проходит фестиваль балетных спектаклей А. Хачатуряна, посвященный 115-летию со дня рождения композитора.

Музыка, по излюбленному журналистскому штампу, не нуждается в переводе. Эта мысль, несмотря на тривиальность, абсолютно неопровержима. Музыка Арама Хачатуряна открыта для любого сердца и, конечно, не знает национальных границ. Композитор уверенно и стремительно завоевал мир, став символом своей родины.

ГОВОРЯ ОБ ИСКУССТВЕ АРАМА ХАЧАТУРЯНА, МЫ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОТМЕЧАЕМ мощь его творческого гения. Этот дар загадочен, необычен. Благодаря ему Хачатурян мог общаться со всем человечеством. За его творениями - особая красота, глубина, величие совершенства. Это не замкнутый в себе, а широко раскрытый художественный мир, постоянно перетекающий из прошлого  и настоящего в будущее. Хачатурян словно парит над временем. Без его имени невозможно уже представить не только музыку XX века, но и музыку последующих эпох. В современном мире он занимает огромное пространство. Трудно сказать, есть ли  музыкант, который, так или иначе, не соприкоснулся бы с его искусством. Все мероприятия, которые проходят в Армении, за рубежом, еще раз подчеркивают, что в мире уже давно признано выдающееся значение Хачатуряна для современной музыки.

Празднование юбилея великого композитора - крупнейшее событие не только для Армении, России, но и  в мировом масштабе. Его музыка оказала революционизирующее влияние не только в Закавказье: ее влияние было многонациональным, многообразным. Кроме чисто творческого влияния он много ценного сделал как педагог. У Арама Ильича учились армяне, русские, грузины, студенты из Японии, Латинской Америки. К каждому ученику он подходил индивидуально, ничего не навязывая, а пытаясь в каждом  выявить его особенности, его внутреннее "я". И, конечно, опыт Арама Ильича был особенно мощным и художественно-убедительным в плане плодотворности культурного взаимодействия Востока и Запада. Те семена, которые были им посеяны, дают всходы. Его опыт будет осваиваться, озвучиваться в новых условиях и формах. Кроме того, Арам Ильич вывел Армению на широкую мировую арену.

ВОТ УЖЕ КОТОРЫЙ ГОД ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ХАЧАТУРЯНА ЗНАМЕНУЕТСЯ Международным конкурсом музыкантов, носящим имя композитора. А в этом году по инициативе руководства Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова проходит фестиваль балетов Арама Ильича.  В эти дни (с 8 по 13 июня) вниманию ереванцев и гостей столицы представлены спектакли "Спартак", "Гаяне", "Маскарад", идущие на сцене нашего театра.

Стихия танца влекла Хачатуряна с юных лет. Во многих сочинениях композитора, непосредственно не связанных с танцем, можно ощутить почти зримую конкретность пластических движений, выраженных музыкой. Народное песенно-танцевальное начало заложено в самой природе хачатуряновской музыки.

В начале 1939 г. Хачатурян получает предложение написать музыку к балетному спектаклю "Счастье" для Декады армянского искусства в Москве. Этот балет был написан на либретто Г. Ованесяна и поставлен на сцене Ереванского оперного театра в октябре 1939 г., а затем показан в Москве на сцене Большого театра. Образы, рожденные музыкой "Счастья", получили в "Гаяне" более полное (драматически и симфонически) убедительное развитие. 3 декабря 1942 года в Перьми состоялась премьера балета. Спектакль, в котором приняли участие лучшие силы прославленной балетной труппы Ленинградского театра им. Кирова, шел с громадным успехом и вызвал горячие отклики прессы.

На сцене нашего оперного театра балет "Гаяне" впервые был осуществлен в 1947 году в постановке Анисимова, а затем в разные годы к нему обращались М. Мартиросян, Ев. Чанга, В. Галстян. Несколько лет назад Вилен Галстян вновь обратился к этому балету, и он с огромным успехом идет до сих пор. В памяти ереванцев остались не только письменные восторги по поводу его первой постановки этого балета. Осталась легенда о ярком зрелище, проникнутом неистовым оптимизмом и страстностью, энергией борьбы и надежды.

Прекрасными были и пламенные декорации Минаса. Конечно, наивно пытаться увидеть ныне их в полном объеме. Сейчас они восстановлены сыном художника Нареком. Несомненно, они в недостаточной мере передают буйство, свежесть красок, экспрессию формы, покоряющую оригинальность декораций Минаса. Да это и невозможно. Как любое выдающееся явление, Минас неповторим. Даже в случае полного безукоризненного сходства с оригиналом кто-то непременно скажет: "Замечательно, но..." И это естественно: слишком велика магия имени художника, который к чему бы ни прикасался, на всем оставлял печать своей фантазии, ничем не скованной, властной, увлекающей за собой. В последней постановке - новый суперзанавес, в качестве которого Нарек использовал одну из фресок Минаса, создав вариацию, которую, как нам кажется, сам художник вполне бы одобрил. Поэтому и нынешние декорации волнуют, как волнует в целом постановка Вилена Галстяна, вряд ли претендующего на звание основателя традиции. Он просто ставил спектакль на гениальную музыку, которая покорила многие театры.

 В Ереване проходит фестиваль балетных спектаклей А. Хачатуряна, посвященный 115-летию со дня рождения композитораБАЛЕТМЕЙСТЕР ПРЕДЛАГАЕТ ХОРЕОГРАФИЮ ОТНЮДЬ НЕ ПОВЕРХНОСТНУЮ, а основанную на соединении профессионального расчета с горячностью творческого темперамента, свойственного Галстяну - танцовщику и балетмейстеру. В музыке Хачатуряна балетмейстер в первую очередь ищет основу для создания народного характера, обобщенного до символа, не ограничиваясь лежащей на поверхности этнографической достоверностью, стараясь проникнуть в композиторский замысел. Он тонко чувствует стиль хачатуряновского творения, его яркую национальную характерность, огненный темперамент и буйство мелодического языка. В соответствии с этим выстраивает весь спектакль. Богатейший арсенал классического танца он органично сочетает с характерными особенностями армянского национального танца.

Около трех часов, разделенных двумя антрактами, танцоры в радужных костюмах создают картину, полную жизни, движения, радости, казалось, напрочь исчезнувшей из нашей жизни. Можно сказать, что в целом нынешние артисты обладают рядом достоинств, особой пластичностью, гибкостью, умением ясно прочертить каждое движение и красиво завершить танцевальную фразу. Здесь хорошо владеют  искусством поддержки и легко переходят от классического стиля к характерным танцам.

Свежо, по-новому ярко выглядят костюмы, созданные по эскизам Р. Ованесян в органичном единстве с декорацией и замыслом постановщика, передавая характерность образов и внутреннюю динамику.

К сожалению, другая постановка Вилена Галстяна - "Маскарад" менее  удовлетворяет. Еще при жизни А. Хачатуряна  велась работа по созданию либретто "Маскарада", шли переговоры с композитором по созданию музыкально-хореографической композиции. Это естественно, так как замечательная музыка Хачатуряна к драме Лермонтова "Маскарад" хоть и была написана для драматического театра, в то же время, несомненно, обладала яркой хореографичностью. Сейчас, когда уже осуществлен балет "Маскарад", кажется, совершенно естественным сценический танец не только на музыку "Вальса" или "Мазурки", или чисто балетные гротесковые вариации "Галопа". Такие фрагменты, как "Романс" или "Ноктюрн", полностью отвечают требованиям балетных лирических дуэтов и монологов. Создается полная иллюзия, что Арам Ильич писал всю эту музыку именно для балета, причем для большого балетного спектакля, так как в отдельных номерах Сюиты к "Маскараду" заложен немалый заряд симфонического, драматургического развития музыки.

КАК ИЗВЕСТНО, ПОСЛЕ СМЕРТИ АРАМА ИЛЬИЧА РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ БАЛЕТНОЙ ПАРТИТУРЫ "Маскарад" Министерство культуры СССР поручило одному из верных учеников и последователей Хачатуряна, народному артисту Армении, лауреату государственных премий СССР и Армянской ССР, композитору Эдгару Оганесяну, который отнесся к этой непростой задаче с высочайшим чувством ответственности перед наследием и памятью великого мастера с абсолютной художнической отдачей.

В партитуру балета "Маскарад" вошли все части из Сюиты ("Вальс", "Ноктюрн", "Мазурка", "Романс", "Галоп"), некоторые фрагменты из драматической музыки к спектаклю (Пролог и Финал), а также два фрагмента из музыки Хачатуряна к спектаклю "Лермонтов" (по пьесе Б. Лавренева).

Безусловно, для создания единого драматургического целого понадобилась и немалая композиторская работа. Так, целые картины написаны Эдгаром Оганесяном - "Монолог", воспоминания Арбенина, "Клевета" и Полонез" из III акта, представляющий самостоятельную развернутую симфоническую картину. Столь подробную историю создания "Маскарада" когда-то мне поведал незабвенный маэстро Акоп Восканян, который в свое время дирижировал первой постановкой "Маскарада". В нынешней постановке есть нежелательные купюры.

И, наконец, третий спектакль фестиваля (он был показан первым) - это легендарный балет "Спартак", который в постановке Юрия Григоровича и в декорациях знаменитого Симона Вирсаладзе идет уже около десяти лет на нашей сцене. Он впервые был поставлен на сцене Ленинградского оперного театра им. Кирова в 1956 г. Это, бесспорно, выдающееся произведение великого композитора, удостоенного в 1956 году Ленинской премии. Автор монографии о композиторе Георгий Хубов писал, что исполинская фигура Спартака стала для Хачатуряна живым символом интернациональной борьбы народных масс против рабства и колониализма, символом несгибаемой воли и свободы.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.

    • ПОСВЯЩАЕТСЯ КШИШТОФУ ПЕНДЕРЕЦКОМУ
      2024-04-09 09:15

      Не трудно заметить, что имя Сергея Смбатяна, а также руководимого им Армянского государственного симфонического оркестра часто появляется на страницах прессы. Такой режим наибольшего благоприятствования объясняется, конечно, не субъективными склонностями обозревателей, но необычайно высокой творческой активностью одаренного дирижера, его художественными инициативами, миновать которые невозможно. Тоновая программа, то мировая или ереванская премьера, то важнейшие фестивали, то масштабные гастроли, конкурсы… Вот и недавно, не успел завершиться фестиваль Армянского композиторского творчества, как взял старт другой фестиваль, не менее значимый – "Современные классики", носящий имя Кшиштофа Пендерецкого.

    • ТОРЖЕСТВО "СИМФОНИИ ВОСКРЕСЕНИЯ"
      2024-04-05 10:41

      Каждый чем-нибудь интересный, нерядовой концерт в Большом зале им. Арама Хачатуряна в тысячный раз убеждает: филармония - лучшее место на земле. Только музыка, в отличие от других видов искусства, способна по-настоящему защитить и спасти наши души от всех сует, напастей и тягот нынешней жизни. Это с особой силой дала осознать и прозвучавшая в последний мартовский день Вторая симфония ("Симфония Воскресения") Малера в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна, Академической капеллы Армении (художественный руководитель и главный хормейстер Оганес Чекиджян) и талантливых солистов – Ануш Оганесян (сопрано) и Алины Черташ (меццо-сопрано)- солистки оперной труппы Большого театра России.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЕТЕРАН ВОЙНЫ В СТРОЮ С МОЛОДЕЖЬЮ
      2024-04-19 10:43

      Каждое время выдвигает своих героев – подлинных и мнимых. Современники не всегда  умеют их различить, и это оборачивается чувствительными потерями. Тем более что подлинные герои очень часто не любят, не умеют расписывать свои заслуги. Об этом скупо говорит их биография. К числу таких принадлежит подполковник Мартин Багдасарян, недавно отметивший 80-летие.

    • ХУДОЖНИК, ДИЗАЙНЕР, ПЕДАГОГ ЭДУАРД СЕДРАКЯН
      2024-04-16 10:35

      Не каждому дано перешагнуть восьмой десяток лет в расцвете творческих сил и полноте энергии, заставляющей не сходить с выбранного пути. Известный армянский художник, педагог, профессор Эдуард Сeдракян из тех, кто заслужил божью благодать работать, не останавливаясь, несмотря на седину волос и солидную дату в графе "возраст". В этом широкая общественность убедилась на персональной выставке Эдуарда Артаваздовича, открывшейся на днях в Союзе художников Армении в честь его 80-летия.

    • ВСПОМИНАЯ СУСАННУ АМАТУНИ
      2024-03-04 10:34

      Исполнилось 100 лет со дня рождения известного музыковеда-теоретика, профессора Ереванской консерватории Сусанны (Шушаник) Бабкеновны Аматуни.  Выпускница историко-теоретического факультета Московского музыкального педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных)  сделала свои первые шаги в преподавании в стенах ереванской средней специализированной музыкальной школы им. Чайковского, в кузнице одаренных музыкантов республики.

    • ПРОРАБ ДУХА
      2024-01-22 10:56

      "Прорабы духа"... Этот термин возник благодаря Андрею Вознесенскому - его знаменитому стихотворению и одноименному эссе. "Художнический характер, проявившись не профессионально, а в деятельности ради искусства, часто создает свое в искусстве через других. Не будь помощи таких людей - не появился бы шедевр. Это подвижники, двигатели культуры, поршни духовного процесса, строители надстройки, общественники культуры - я бы назвал их «прорабами духа»"...