Последние новости

"ТОЛЬКО ДИЛЕТАНТ НЕ УВАЖАЕТ МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА"

Просвещение культурой задвинулось в долгий ящик

Октябрь уж наступил. Более того - он закончился. Системе школьного абонемента на посещение очагов культуры, разработанной совместными усилиями министерств культуры и образования и поданной под громкие фанфары, которую планировалось запустить с 1 октября, так и не дан старт. Вот и хорошо. Только зачем надо было "стулья ломать"?

О ВВЕДЕНИИ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО АБОНЕМЕНТА МИНИСТР КУЛЬТУРЫ Лилит МАКУНЦ и министр образования Ара АРУТЮНЯН объявили еще летом на совместной пресс-конференции. Причем концепция вызвала упоенный восторг не только у министров, но и у деятелей культуры. Идея скрестить культуру с образованием - разумна и прекрасна, как и стремление возродить всячески искореняемое в последние годы воспитание искусством с молодых ногтей - кто ж тут будет спорить? Вот только когда разобрались, о чем идет речь, энтузиазма у арт-братии заметно поубавилось.

А речь, напомним, шла о том, что в течение учебного года все школьники Армении с 1 по 12 классы - это порядка 350 тысяч человек - имеют право посетить один спектакль, один концерт классической музыки и одну выставку - бесплатно! Правда, государство компенсирует это посещение культурному учреждению в размере 300 драмов, а на саму реализацию этой идеи предполагается выделить порядка 400 млн драмов. "Вместе с Министерством культуры Армении мы запускаем эту программу в пилотном режиме, чтобы понять, какие проблемы возникнут в течение одного года, затем мы решим эти проблемы и усовершенствуем программу к следующему году", - объявлял на презентации министр образования Ара Арутюнян.

Проблемы возникли без истечения одного года, а сразу - на совещании, где директорам очагов культуры была сообщена радостная весть. Никому не было понятно, почему именно на эти самые с трудом выживающие очаги возложена миссия стать меценатом народного просвещения. Приводилось множество аргументов как экономического, так и этико-воспитательного толка, о чем "ГА" писал. Так или иначе, специалистов не услышали и объявили о великом посеве разумного, доброго, вечного с октября нынешнего года.

ОКТЯБРЬ УЖ НАСТУПИЛ. В МИНИСТЕРСТВАХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ заметно поубавилось пафосной риторики. На днях Лилит Макунц объявила, что пока абонементная система будет распространяться только на музеи, а концертные залы и театры подключатся к ней с будущего года. К тому же министр культуры намекнула, что "колхоз - дело добровольное", в смысле если какой-то театр или концертный зал не хочет вовлекаться в эту систему, так и не надо…

Известие о том, что программа будет задействована с нового года, сразу навело на мысль: новогодние детские спектакли - статья серьезного дохода для каждого театра. Они же вылетят в трубу, если в рождественские праздники в залы хлынут толпы "бесплатных" детей! Тут директора успокоили - к январю тоже не успеют, речь идет о новом сезоне, а это уже середина февраля.

Первая версия, объясняющая, почему абонементная система не пошла, на нее не хватило денег, тех самых 400 миллионов. И тогда, надо думать, тандем министерств на собственной шкуре почувствовал и прочувствовал, почему администрация культурных очагов не принимает программу с восторгом.

"Можно по приказу засеять Крайний Север кукурузой, что и было сделано в нашей истории. Главное, какой будет результат, - считает директор Государственного театра кукол им. Туманяна Рубен БАБАЯН. - Я думаю, если для нас важен результат приобщения детей к культуре, методика этого приобщения выбрана очень неправильная. Я бы не хотел, чтобы она начала работать насильно. Говорилось, что ребенок сам должен выбирать, куда ему идти. Но ведь свобода выбора касается всех! В том числе и тех арт-учреждений, которые должны посещать дети. Свобода выбора касается и цены на билеты. Потому что цена формируется, когда учитывается спрос и предложение, она не берется откуда-то сверху. Думаю, уже пора, чтобы все новые замечательные идеи, нововведения, новации претворялись в жизнь в результате четких расчетов. Потому что выиграет в конечном итоге тот, кто умеет хорошо считать".

Создавшаяся ситуация в очередной раз проиллюстрировала тезис о "считать" со всей очевидностью. Почему внедрить абонемент в музей легче? Экспонаты как стояли-висели, так и стоят, для их презентации достаточно одного экскурсовода. В этом контексте государственная компенсация в виде 300 драмов катастрофой не является. Иное дело концерт или спектакль - арт-продукт, в "производстве" которого заняты десятки людей, и им, представьте, тоже кушать хочется. Тут совсем другая арифметика.

"НО Я НЕ ХОЧУ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА ФИНАНСАХ - это отдельная статья, - говорит Рубен Бабаян. - Зритель во всем мире платит за концерт, спектакль или посещение музея и тем самым имеет непосредственное отношение к содержанию этого вида искусства. "Эту культуру я содержу! Пусть минимальными ста драмами. Не важно - я в этом участвую!" А когда человек не участвует, тем самым создается барьер в создании искусства - между зрителем, слушателем, посетителем выставки и непосредственно сферой культуры".

Стоит ли рассматривать еще одну версию передвижения сроков введения системы абонемента? Ту самую, согласно которой в Минкульте и Минобре, скрепя сердце, оказались вынуждены прислушаться к мнению специалистов. Или по крайней мере пришли к нему на собственном опыте, ибо на чужих ошибках учатся люди исключительно умные.

"Не консультируется только непрофессионал, - считает директор театра кукол. - Вот существует старая замечательная традиция - консилиум врачей. Это же не потому, что каждый из них плохой и неграмотный. Это потому, что они нуждаются в оптимальном решении по поводу лечения. Мнение профессионала уважает только профессионал. И только дилетант не уважает мнение профессионалов. Я не думаю, что у нас в стране очень много профессионалов в разных сферах, но при желании с десяток нагрести можно. Может, начать с того, чтобы в каждой области  создавать банк данных? Фиксировать людей по их качествам и прочее, чтобы всегда можно было нормально выбрать - с кем проконсультироваться, кого назначить, а не руководствоваться исключительно принципом личного знакомства. Ведь очень может быть, что тот, с кем мы знакомы и считаем профессионалом, не пользуется подобной репутацией в своей среде, что очень важно. Развитие любой сферы, а тем более государства, по-моему, исключительно в руках профессионалов".

Если к этой мысли придут не только в культурном и образовательном ведомствах, но и бери выше, наверняка ситуация изменится не только в системе школьного абонемента. Которую, возможно, передвинут-передвинут и задвинут в дальний угол. И будет жаль. Идея-то действительно хорошая. Вот только за реализацию ее следовало бы браться не как-нибудь, а как-нибудь с головой.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "НАДО, НАКОНЕЦ, ПОНЯТЬ СПЕЦИФИКУ АРТВУЗОВ!"
      2022-06-30 08:31
      3283

      В Ереванском Государственном институте театра и кино завершились выпускные экзамены, и если судить по их итогам, у нашего искусства весьма радужные перспективы. Каким образом этого удалось добиться в условиях, от радужности весьма далеких, знает Лилит АРЗУМАНЯН, с марта месяца и в результате лихорадки так и не случившейся оптимизации артвузов руководящая ГИТиК-ом в статусе проректора с полномочиями ректора.

    • КОГДА СЛОВА О ПОДДЕРЖКЕ - НЕ ПОДДЕРЖКА НА СЛОВАХ
      2022-06-28 09:28
      3482

      16-22 июня в Тамбове проходил IV Международный фестиваль русских зарубежных театров, организованный Министерством культуры РФ и фондом «Стремление» - масштабный проект, цель которого - популяризация русского театрального искусства и поддержка русских театральных коллективов за рубежом. Наш русский Драматический театр им. Станиславского поехал туда со спектаклем "Люди. Звери. Обстоятельства", а вернулся не только с самыми приятными впечатлениями, но с уверенностью, что слова о поддержке имеют все шансы стать делом.

    • НЕДВИЖИМОСТИ НЕТ. ЕСТЬ ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД
      2022-06-27 09:15
      3486

      Ереванский Государственный театр пантомимы недавно вернулся из Сергиевого Посада, с международного фестиваля "У Троицы". Знаменитый спектакль "Шераник" в очередной раз удостоился приза. Но художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств РА Жирайр ДАДАСЯН уверен, что дело не в наградах, а в контактах, перспективах и постоянном развитии, которое он старается обеспечить своему театру по всем возможным направлениям. Даже если театр по-прежнему живет без здания.

    • "ДЛЯ КУЛЬТУРЫ НЕТ И НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ГРАНИЦ!"
      2022-06-18 10:19
      3012

      "Вредно любое сектанство, а в сфере искусства оно просто недопустимо", – считает руководитель ереванского Государственного театра кукол Рубен БАБАЯН. За последние недели театр побывал на международных фестивалях в Санкт-Петербурге и Тбилиси, теперь собирает чемоданы, чтобы отправиться со спектаклями в США и Иран.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НА ЭКЗАМЕН С ПРОСЛУШКОЙ
      2022-07-05 10:21
      1223

      С 4 по 9 июля в Армении проходит второй этап единых вступительных экзаменов. По 11 предметам экзамены в течение 6 дней сдаст 551 абитуриент. В дополнительном туре принимают участие иностранцы, граждане РА, окончившие в этом году школу за пределами республики, демобилизованные из армии до 31 июля текущего года. Также во втором туре смогут сдавать экзамены те абитуриенты, которые по состоянию здоровья вынуждены были прервать участие в основном туре. Те абитуриенты, которые не подали заявки на поступление в основном туре, на данном этапе в Центре оценки и тестирования (ЦОТ) указывают только вступительные экзамены и могут претендовать на вакантные места в вузах.

    • "НАДО, НАКОНЕЦ, ПОНЯТЬ СПЕЦИФИКУ АРТВУЗОВ!"
      2022-06-30 08:31
      3283

      В Ереванском Государственном институте театра и кино завершились выпускные экзамены, и если судить по их итогам, у нашего искусства весьма радужные перспективы. Каким образом этого удалось добиться в условиях, от радужности весьма далеких, знает Лилит АРЗУМАНЯН, с марта месяца и в результате лихорадки так и не случившейся оптимизации артвузов руководящая ГИТиК-ом в статусе проректора с полномочиями ректора.

    • КОГДА СЛОВА О ПОДДЕРЖКЕ - НЕ ПОДДЕРЖКА НА СЛОВАХ
      2022-06-28 09:28
      3482

      16-22 июня в Тамбове проходил IV Международный фестиваль русских зарубежных театров, организованный Министерством культуры РФ и фондом «Стремление» - масштабный проект, цель которого - популяризация русского театрального искусства и поддержка русских театральных коллективов за рубежом. Наш русский Драматический театр им. Станиславского поехал туда со спектаклем "Люди. Звери. Обстоятельства", а вернулся не только с самыми приятными впечатлениями, но с уверенностью, что слова о поддержке имеют все шансы стать делом.

    • ВОТ У НАС ЕСТЬ НОКС - ТАКИ ЭТО ЦИРК!
      2022-06-17 09:38
      3194

      Время идет, а закрывшийся на реконструкцию столичный Государственный цирк так и не заработал. Больше всех это обстоятельство, видимо, огорчает Министерство... и культуры. И видимо, не будучи в силах влиять на строителей, культурное начальство решило пойти другим путем - так сказать, закрыть брешь собой, лечь на амбразуру. В общем, тут вспоминается бородатый анекдот - "Да это разве цирк? Это же бордель, а не цирк! Вот у моего дяди в Одессе был бордель - таки это цирк!". Словом, даже приличного увеселительного заведения из МинНокса не получается. "Министерство науки, образования, культуры и спорта предлагает отменить звания Народного и Заслуженного артиста и художника" - картина маслом!