Последние новости

ГОРОД ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

11 июля в Музее-институте архитектуры им. А. Таманяна открылась выставка "Город завтрашнего дня". Ее инициатор  - Центр института им. Гете (германская неправительственная организация), задачей которого являются популяризация немецкого языка за рубежом и содействие международному культурному сотрудничеству. Партнерами проекта являются Московский государственный музей архитектуры им. Щусева, Московский архитектурный институт и Институт модернизма.

В БЕСЕДЕ с корр. "ГА" руководитель Центра им. Гете в Армении Натия МИКЕЛАДЗЕ отметила, что это региональный проект, цель которого, проследить, как трансформировалось одно из крупнейших течений в архитектуре, советский модернизм, один из трех оригинальных  архитектурных стилей. Он выведен критиками в отдельное направление совсем недавно, поэтому в сравнении с конструктивизмом и сталинским классицизмом изучен мало. Охватывает период с 1955 по 1991 гг. "Города будущего должны строиться с максимальным комфортом для людей,  сохраняя лучшие традиции авангарда и модернизма, - сказала Н. Микеладзе. - А что сейчас творится на постсоветском пространстве?! Во многих городах уничтожены лучшие архитектурные памятники, города застраиваются безобразно и неграмотно. Этому надо положить конец!"

Открывая выставку, один из кураторов, арт-критик, директор Музея-института Рубен АРЕВШАТЯН отметил, что экспозиция представляет один из этапов  исследования, которое было  начато с известным австрийским арт-критиком Георгом Шоельхаммером.  Он еще в 2004 году инициировал международный проект "Локальные модернити", после чего в 2010 году исследователи  стали заниматься уже советским модернизмом. Проект "Локальные модернити" исследует проявления поздних модернистских тенденций в архитектуре и градостроительстве в СССР, Восточной Европе, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в странах Юго-Восточной Азии и в Латинской Америке.

 Выставка 'Город завтрашнего дня'"ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ модернизм в архитектуре достаточно изучен, и он явственно отличается от модернистской архитектуры указанных регионов, - cказал Р. Аревшатян. - Считается, что западный контекст оставил определенное влияние и на другие регионы, которые впоследствии стали развиваться самостоятельно. Наш подход оказался несколько иным. Модернистские проявления в этих странах были совершенно разными и не ограничивались лишь формальными интерпретациями. Модернистская парадигма относится не только к архитектуре и изобразительному искусству, но и в первую очередь к мировоззренческим изменениям, связанным с экономическими, социальными, политическими и культурными процессами в целом. Культура модернизма определяется критическим отношением к реальности и предполагает применение постоянно обновляемого рационального подхода ко всем аспектам, формам, а также образцам нового, нетрадиционного социально-культурного, экономического и политического устройства общества. И сегодня очень важно раскрыть взаимосвязь модернизма с сегодняшним днем. Ситуация во всех постсоветских республиках и постсоциалистических странах гораздо серьезнее, чем мы можем представить. После развала СССР произошла радикальная переоценка всей культуры советского строя. Архитектура, как зеркало, прекрасно отображает процессы, происходящие в обществе в целом. Если мы сегодня посмотрим, какая архитектура превалирует по всему миру, то можем констатировать: модернизм переживает кризис, но он не умер. Это как синусоида: взлет - падение".

На выставке представлено около 400 экспонатов - чертежей, проектов, фотографий наиболее значимых объектов армянского модернизма. Это не только лучшие творения армянских архитекторов, но и история их создания. Например, стенд, посвященный  Рафаелу Исраеляну, одному из сложных и многогранных архитекторов. Его творчество имеет несколько пластов и помогает понять не только процессы, происходившие в архитектуре XX века, но и культуры вообще. Работы мастера занимают ключевую часть всех международных выставок по советскому модернизму.

ОТДЕЛЬНЫЙ стенд посвящен одному из лучших памятников советской архитектуры, символизирующему целую историческую эпоху, от периода сталинских репрессий до хрущевской оттепели, Дому отдыха писателей  на Севане (авторы Микаел Мазманян и Геворк Кочар). Британское издание  The Calvert Journal назвало его "памятником мечте авангарда XX века и иконой хрущевского архитектурного модернизма".

Посетители  могут ознакомиться  и с историей создания таких значимых объектов, как Дом камерной музыки, мемориальный комплекс Цицернакаберд, Дом молодежи, кафе "Поплавок" (в своем изначальном виде), Летний кинотеатр "Москва", Этнографический музей в Сардарапате, и многими другими.

 Центр института им. ГетеКак отметил в беседе с корр."ГА" Рубен Аревшатян, неонациональный стиль постсоветского периода  - это референция к архитектуре власти, смутно напоминающая сталинскую имперскую архитектуру. "Это очень сложный и парадоксальный эстетический и мировоззренческий сдвиг, - cказал Р. Аревшатян. - Общество, отторгнув от себя социалистический строй, ассоциируемый им с тоталитаризмом, отторгло принципы, формирующие новое общество. К глубокому сожалению, мы при этом отвергли и все основные положительные принципы, формирующие социальное общество. Архитектура является отображателем и генератором этих процессов. Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: общество испытывает постоянную ностальгию по советскому прошлому. Но, когда задается вопрос, что конкретно вызывает это чувство, люди не могут дифференцированно ответить, что конкретно они имеют в виду. Я помню, как критиковали советскую модернистскую архитектуру, говоря, что она неудобна и не имеет ничего общего с национальной идентичностью. Но эта архитектура, как показало время, была социально направленной, и это были принципы, сформированные корифеями армянской архитектуры, М. Мазманяном, К. Алабяном, Г. Кочаром, О. Маргаряном, С. Сафаряном".

Отметим, что выставка продлится до 7 сентября. А затем ее покажут в Москве, Киеве, Минске и Тбилиси.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • БОЛЕЕ 1000 ВЫЗОВОВ В ДЕНЬ
      2022-01-22 09:42
      239

      "В 2021 году служба "Скорой помощи" при мэрии Еревана обслужила 358 306 вызовов, что на 36 139 больше, чем в 2020 году. Общее число госпитализаций составила 54349 - сообщила корр. "ГА" директор ведомства Тагуи СТЕПАНЯН. - Количество "детских" вызовов в 2021 году увеличилось - на 7827 больше, чем в 2020 году, и соответственно в больницу было доставлено на 2197 больных больше. Как всегда, на первом месте в вызовах занимают сердечно-сосудистые заболевания, после чего респираторные и травмы.

    • ВОЛНА ОМИКРОНА НАКРЫВАЕТ АРМЕНИЮ
      2022-01-14 10:46
      4498

      В последние дни в Армении вновь наблюдается резкий рост случаев заболевания коронавирусом. Если несколько дней назад наша страна по стандартам ЕС находилась в зеленой зоне, то за последние 2-3 дня она оказалась в оранжевой, что говорит о повышении темпов заражения. Такой высокий показатель воспризводства инфекции регистрируется впервые за время пандемии. Это по мнению экспертов, говорит о том, что в Армении с бешенной скоростью стал распространяться штамм "омикрон"

    • "АРТИС ФУТУРА" ПРЕДСТАВЛЯЕТ МОЛОДЫЕ ТАЛАНТЫ
      2022-01-14 10:41
      4264

      Сохранение и развитие культуры Армении, поддержка талантливых детей, и конечно же, содействие в их обучении. Таковы основные цели международного фонда "Артис Футура", основанного в Москве в сентябре 2020 года. О самых важных и интересных проектах корр."ГА" попросил рассказать композитора, продюсера, сопредседателя фонда Араксию МУШЕГЯН.

    • ОМИКРОН УСПЕШНО ПРОНИК В АРМЕНИЮ
      2022-01-10 10:57
      1439

      Вчера в Армении выявлены первые два случая заражения омикрон-штаммом коронавируса. Об этом сообщила пресс-служба Министерство здравоохранения.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЫСТАВКА ДЛЯ ТЕХ, КТО ВЕРИТ В СКАЗКУ
      2021-12-28 10:07
      4934

      Уже не в первый раз в канун Нового года известный коллекционер - сотрудница Музея истории Еревана Марина ХАЧМАНУКЯН радует жителей и гостей столицы необычной выставкой, создающей праздничное настроение у всех, кто перешагнул ее порог. Не исключение и нынешний показ, открывшийся 18 декабря в Музее русского искусства на Каскаде. В экспозиции куклы разных времен и народов, выступающие в качестве игрушек, декора, елочных украшений, собирательством которых Марина занимается много лет.

    • АРМЯНСКАЯ ВЫШИВКА ВЧЕРА,СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
      2021-11-06 09:26
      6082

      Группа специалистов культурно-общественной организации «Зард», занимающихся сохранением армянского вышивального искусства, задумала проект, призванный возродить его традиции. Проект стартовал в столичном Музее Ованнеса Туманяна в формате выставки «Армянская вышивка вчера, сегодня, завтра».

    • 13 АВГУСТА - БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ВЕЧЕР У ХРАМА ГАРНИ
      2021-08-12 12:21
      3747

      13 августа у стен древнейшего армянского храма Гарни состоится благотворительный концерт известного российского квинтета Moscow Classic Ensemble. Организаторы обещают чрезвычайно интересный и незабываемый вечер, который начнется в 18.00 и будет посвящен детям и их семьям, оставшимся без крова и родины в результате 44-дневной войны против Арцаха. В программе не только выступление московских артистов, но и выставка творческих работ, созданных умелыми руками и богатой фантазией юных арцахцев, и много другого интересного.

    • "ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ" ДЛИНОЙ В ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА
      2021-07-21 10:01
      2609

      Тамара АТАНАСЯН - желанный гость в Музее народного искусства им. Ов. Шарамбеяна. Народный мастер Армении, она нередко демонстрирует результаты очередного, пройденного ею "шелкового пути" именно в этом столичном очаге культуры. Недавно в музее открылась очередная персональная выставка ее работ, представляющих собой уникальные произведения искусства вышивания шелком и давших толчок к возрождению традиционной армянской миниатюры в новом виде.