Последние новости

"АНУШ" КАК ПОРТРЕТ НЕЗНАКОМКИ

Еще в конце прошлого года Национальный театр оперы и балета им. Спендиарова объявил конкурс на новую постановку оперы А. Тиграняна "Ануш". Срок приема заявок, единожды уже продленный, завершился 15 июня, а примерно неделю назад состоялся конкурсный тур, который оказался первым, хотя второго никто не планировал. Но экспертная группа не смогла окончательно выбрать победителя. Будут думать и, может быть, ждать заявок новых. Почему?

ОГОВОРИМСЯ СРАЗУ. Хотя в экспертной группе помимо представителей театра и нескольких известных режиссеров работают оба замминистра по вопросом культуры, инициатива такого формата поисков постановщика полностью принадлежит Опере - никаких приказов сверху. Более того. То ли Константин Орбелян сотоварищи решил в новых министерских реалиях проявить дипломатию и приобщить культурную власть к работе театра, то ли Орбеляну надоело в одиночку отдуваться за дело государственной важности, но впервые за период руководства театром он решил обратиться для постановки национальной классики за государственной поддержкой. Не факт, что дирижер еще не пожалеет о том, что нарушил политику невмешательства Минкульта в творческий процесс, если спектакль состоится, а вместе с ним наступит время собирать вершки и корешки. Но не об этом сейчас речь.

Творческий конкурс на постановку - явление в нашем театральном мире абсолютно новое, премьерное. И если судить по первым результатам, приходится констатировать, что в очередной раз легко сказка сказывается, но нелегко дело делается.

 Сцена из спектакля 'Ануш' Национального театра оперы и балета им. СпендиароваИтак, объявление, выставленное на сайте Национального театра, обращено к оперным режиссерам всего мира. Режиссеры всего мира не откликнулись - откликнулись 5 наших. Наирэ Степанян и Жирайр Папазян, с разной степенью успеха уже пробовавшие свои силы на сцене Национального, Арсен Казарян, недавно реализовавший камерную постановку "Ануш" с артистами им же созданного театра им. Бурджаляна, и режиссеры Драматического театра Карен Нерсисян и Самсон Мовсисян.

ЕСТЕСТВЕННО, для участия в конкурсе необходимо представить полный бюджет новой постановки. Но это не в первую очередь. Первым планом, как сказано в объявлении, нужна "Полная режиссерская и художественная концепция для новаторской постановки оперного спектакля "Ануш". Идея должна продемонстрировать творческую смелость и динамику, сохраняя верность оригиналу в тексте, партитуре и постановке. Необходимо отправить эскизы постановочных декораций и костюмов (эскизы необязательно присылать в 3D формате, принимаются также эскизы, сделанные карандашом)".

Отставим в сторону требование эскизов декораций и костюмов, которое выглядит спорно. Ведь если режиссер должен придумать концепцию, "прилагаемый" к нему художник, выходит, должен проделать колоссальную прикладную работу - бесплатно, ради эфемерных перспектив, которые не известно, наступят ли.

Но главная закавыка кроется в сочетании "творческой смелости" с "верностью оригиналу в тексте, партитуре и постановке".

Начиная с 1935 года, когда "Ануш" впервые появилась на национальной сцене в постановке Армена Гулакяна, она ее практически не покидала. В 1950 г. Гулакян пересмотрел свою версию с учетом, что в главной роли предстояло блистать великой Гоар Гаспарян. В 1969-м появилась уже новая "Ануш" - Вардана Аджемяна. В новейший период к постановке оперы обращались Тигран Левонян, Армен Меликсетян и Гегам Григорян. В интерпретации Гегама Григоряна "Ануш" остается в репертуаре театра по сей день. По логике вещей, если Национальный театр оперы и балета испытывает потребность в новой "Ануш" - оперы из разряда "наше все", это должен быть действительно новаторский спектакль, поставленный современным театральным языком. А иначе зачем его ставить заново? С другой стороны, есть 150-летие Туманяна, к которому и планировалось выпустить премьеру. И есть отечественная публика, которая, порой со скрежетом, может принять новаторство в контексте мировой драматургии. На родную классику эта лояльность не распространяется. Здесь привычка - вторая натура, и даже страшно представить, какая свистопляска поднимется, если к юбилею Поэта всех армян Национальный театр явит что-нибудь вне хрестоматийных рамок.

 Сцена из спектакля 'Ануш' Национального театра оперы и балета им. СпендиароваСледовательно, можно предположить, что сложно монтируемое сочетание "творческой смелости" с "верностью" есть не только отсутствие у театра опыта объявлений конкурса такого рода, но и отражение вполне обоснованных страхов. В результате задача перед желающими поучаствовать в конкурсе ставится типа "пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что".

ОБВИНЯТЬ комиссию экспертов в неспособности определиться и вынести решение не имеет смысла. Наирэ Степанян видит спектакль в ярком армянском колорите, в современном этническом прочтении, а вообще ее "Ануш" сюрреалистична. Худрук Русского театра Карен Нерсисян, хотя и отказался в последнюю минуту участвовать в конкурсе (ему не понравился кто-то из членов жюри), считает, что "Ануш" есть сказка для взрослых, постановка которой не может обойтись без современных технологий. Для Самсона Мовсисяна главные в поэме и в опере - это пантеизм, стихия и природа, а Ануш не погибает, а спешит слиться с ними…

Каждая из версий имеет право на существование. Каждая таит в себе заманчивые перспективы и подводные рифы. Оттягивание решения - это не отсутствие решимости и способности взвесить все плюсы и минусы каждого из предлагаемых проектов. Это отсутствие четкого ответа на вопрос - какого рода спектакль "Ануш" хочет иметь Национальный театр оперы и балета им. Спендиарова в новом сезоне 2019-2020? И пока ответ на этот вопрос не отыщется, вряд ли комиссия примет решение.

Так или иначе, Театр оперы и балета взялся за освоение нового формата отношений с постановщиками для пополнения своего репертуара. Что есть безумство храбрых и что само по себе вызывает уважение.

Так или иначе, премьеры новой версии "Ануш", которую в конце прошлого года Константин Орбелян анонсировал на 7 сентября года нынешнего, ждать придется еще долго.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЗАРПЛАТА В 860 ТЫСЯЧ - НА "ТРАВУ САЖАТЬ"!
      2020-08-10 10:23
      1392

      За последний год Государственный музыкальный камерный театр, долгие годы находящийся как бы вне общей панорамы, неожиданно вышел из тени. Не мудрено. Об энергию и энтузиазм его директора Рипсиме АРАКЕЛЯН можно зажигать спички. И это должны бы оценить не только в театре, но и в столичной мэрии, членом Совета старейшин которой она является. Вот и разговор получился о работе ереванского муниципалитета и театре.

    • "НАШЕ ВСЕ", ОТЛОЖЕННОЕ НА ПОТОМ
      2020-08-05 10:26
      3682

      "Я знаю - саду цвесть!" - раз за разом повторяют государственные мужи разных уровней. А сад, точнее, парк, который должен окружать территорию Культурного центра-музея Гранта Матевосяна и который должен носить имя малой родины писателя, Ахгидзор, с мостом, носящим имя княгини Наны, с лабиринтом, символизирующим творческий путь классика литературы, все не цветет. Как, впрочем, и сам центр, здание которого, за исключением самой малости, полностью построено и давно уже могло стать моделью матевосяновского космоса.

    • "ОТ МАШТОЦА ХОТЯТ ОСТАВИТЬ ТОЛЬКО БУКВЫ"
      2020-07-30 10:02
      4976

      Недавно Размик ДАВОЯН отметил свое 80-летие. Отметил выходом новой книги. Книги Поэта – о Поэте Всех Армян Туманяне. Наверное, это дань туманяновской традиции – осознание, что все, что происходит с твоей страной, твоей историей и культурой, происходит лично с тобой.

    • ВНОВЬ СТАТЬ "ПРОРАБАМИ ДУХА"
      2020-07-29 11:31
      4868

      Назначение самого молодого заслуженного деятеля искусств РА Ваана БАДАЛЯНА директором Национального центра эстетического воспитания детей им. Г. Игитяна многие сочли единственным не просто вменяемым, но достойным поступком Министерства НОКС. Когда-то Андрей Вознесенский в своем эссе восхищался "Прорабом духа" Генрихом Игитяном и его уникальным творением. Сверхзадача нового директора – вернуть Центру его некогда блистательную репутацию.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЗАРПЛАТА В 860 ТЫСЯЧ - НА "ТРАВУ САЖАТЬ"!
      2020-08-10 10:23
      1392

      За последний год Государственный музыкальный камерный театр, долгие годы находящийся как бы вне общей панорамы, неожиданно вышел из тени. Не мудрено. Об энергию и энтузиазм его директора Рипсиме АРАКЕЛЯН можно зажигать спички. И это должны бы оценить не только в театре, но и в столичной мэрии, членом Совета старейшин которой она является. Вот и разговор получился о работе ереванского муниципалитета и театре.

    • "НАШЕ ВСЕ", ОТЛОЖЕННОЕ НА ПОТОМ
      2020-08-05 10:26
      3682

      "Я знаю - саду цвесть!" - раз за разом повторяют государственные мужи разных уровней. А сад, точнее, парк, который должен окружать территорию Культурного центра-музея Гранта Матевосяна и который должен носить имя малой родины писателя, Ахгидзор, с мостом, носящим имя княгини Наны, с лабиринтом, символизирующим творческий путь классика литературы, все не цветет. Как, впрочем, и сам центр, здание которого, за исключением самой малости, полностью построено и давно уже могло стать моделью матевосяновского космоса.

    • ВНОВЬ СТАТЬ "ПРОРАБАМИ ДУХА"
      2020-07-29 11:31
      4868

      Назначение самого молодого заслуженного деятеля искусств РА Ваана БАДАЛЯНА директором Национального центра эстетического воспитания детей им. Г. Игитяна многие сочли единственным не просто вменяемым, но достойным поступком Министерства НОКС. Когда-то Андрей Вознесенский в своем эссе восхищался "Прорабом духа" Генрихом Игитяном и его уникальным творением. Сверхзадача нового директора – вернуть Центру его некогда блистательную репутацию.

    • МАГИЧЕСКИЙ ИНСТИНКТ ВАРДУИ ХАЧАТРЯН (ВИДЕО)
      2020-06-09 07:24
      691

      «По жизни и по искусству надо пройти своей походкой» - любил повторять один из известных танцоров. Так , своей походкой идет наша соотечественница, меццо-сопрано, лауреат международных конкурсов, президент ассоциации «Аветис» Вардуи Хачатрян.