НЕУМОЛКАЕМАЯ ПЕСНЯ (ВИДЕО)
Жаль, что затаскано сегодня это слово – исповедь, а лучше не скажешь, пытаясь выразить существо и суть поэзии Дживани. Удивительно, как современна она и сегодня. А ведь когда творил Дживани, мир был совершенно иным - еще не было слышно гула самолетов, ослики медленно несли непомерно тяжелый груз, жизнь текла медленно и сонно.
В ЧЕМ ЖЕ ФЕНОМЕН ДЖИВАНИ? ПОЧЕМУ ДО СИХ ПОР не остывает интерес к его творчеству, ярким подтверждением чему являются праздники его поэзии, которые ежегодно устраиваются в Грузии, в пограничном селе Карзах, где родился великий ашуг, поэт и публицист, общественный деятель. Здесь начало не только его жизни, но и поэзии, ставшей дорогой и близкой многим. При виде этого края возникает чувство, будто попал в зачарованный мир, в отрезанную горами древнюю страну, где остановилось время. Этот край отметил своеобразием поэзию Дживани, наполнил ее светом высокогорья, ароматом долин.
Особый колорит, рожденный Карзахом, привнес гусан Дживани в ашугскую поэзию. Она вобрала в себя краски и цвета его земли и закрепила их самобытно и неповторимо. Родина дала ему темы и ритмы. В песнях Дживани - чистота гор и родниковых вод, задушевность колыбельной песни и терпеливый труд каменотёсов и пахарей. Песни Дживани шагнули через века, отозвались в сердцах людей. И эта отзывчивость - всенародная. Более 170 лет его имя не сходит с уст - его произносят с благоговением, любовью и уважением.
Действительно, чтобы понять поэта, надо побывать на его родине. Пройти по тем тропам, где он на утренней заре или в вечерних сумерках смотрел на притихшую траву, на медлительных волов, идущих под ярмом. Здесь глазам открывается мир редких контрастов. Потому контрастна и сама поэзия ашуга - в ней радость и глубокая боль, ритмы свадебной пляски и рыдание женщин на похоронах, тоска любви и сила гнева.
Ежегодно на обширном холме собираются десятки тысяч людей из многих районов Грузии и Армении. В один из дней июля здесь проводятся традиционные торжества в его честь – День народного певца. С вершины холма звучат песни Дживани. Они отдаются эхом, словно приветствуя тех, кто после долгой разлуки вернулся на родину. К свету, к небу, к жизни тянется его песня - древняя, отстоявшаяся, как вино, словно идущая из глубин истории, из самых истоков. Наблюдая за реакцией собравшихся, начинаешь понимать нерасторжимую, глубинную суть этого ни с чем не сравнимого уголка земли с поэзией Дживани. Более всего любя радость, он писал с болью, потому что, как говорил поэт, у простых людей на каждом шагу отнимали радость. Но веры он не терял никогда:
Как дни зимы, дни неудач
недолги тут:
придут – уйдут.
Всему есть свой конец –
не плачь! Что бег минут:
придут – уйдут.
Тоска потерь пусть мучит
нас - но верь, что беды лишь на час:
как сонм гостей –
за рядом ряд, они снуют
придут – уйдут.
Обман, гонение, борьба
и притеснение племен.
Как караваны, что под звон
в степи идут:
придут – уйдут.
(Перевод В. Брюсова).
ПОСЛЕ ВЕЛИКОГО САЯТ-НОВЫ ЗАВОЕВАТЬ ПРИЗНАНИЕ БЫЛО НЕЛЕГКО. И все же Дживани, спустившись с гор, занял высшую ступень в неписаной табели о рангах. Его творчество - классическое воплощение лучших традиций ашугского искусства. Созданное им стало своеобразным чистым притоком, подобным воде ручьев, берущих начало у кристальных родников его Карзаха.
Огромную роль в пропаганде творчества Дживани сыграл Государственный ансамбль ашугской песни «Саят-Нова», под руководством Товмаса Погосяна. В замечательном исполнении солистов ансамбля и инструментального коллектива, руководимого заслуженным артистом РА Артёмом Хачатряном, звучали и звучат песни Дживани, победоносно шествующие во времени и пространстве, словно подтверждая мысль Мариетты Шагинян о том, что лучезарное творчество поэта-ашуга, как цветок от солнца и влаги, расцветает от человеческого присутствия, от сердечного отклика многих и многих.
Вдохнуть жизнь в каждую песню, идущую из глубины веков, значит быть органичным, естественным. У ансамбля все звучит чисто, первично, даже интонации. На каждой из исполненных песен – печать самобытности нашего народа, его подпись на этой земле. В наши дни, насыщенные звучанием всевозможных механических источников, это живое звучание человеческих голосов можно уподобить животворному роднику или уголку природы, сбереженному заботливыми руками человека. Сберечь народные и ашугские песни - задача той же степени важности, что и сохранение родного языка, памятников архитектуры, истории.
Впрочем, надо ли доказывать, как глубоко влияние этого ансамбля на нашу культуру, какую роль в ней играет руководитель этого коллектива Товмас Погосян, его самоотверженное служение любимому делу. А ведь в наш прагматичный век таких людей найти непросто. Даже в его выразительном лице, кажется, проступают таинственные извивы многовековой истории народа, вобравшего в себя кровь, гены тех, кого уже нет, и тех, кто останется на нашей земле. На примере Товмаса Погосяна убеждаешься: и один человек в искусстве может сделать многое, если его воля приводит в движение явные и тайные художественные возможности. Если свое понимание искусства он способен внушить другим.
Слушая песни Саят-Новы, Дживани и других ашугов, мы ощущаем себя в живом окружении, созданных этими титанами. Все было в их творениях ярко, взволнованно, глубоко национально. Нас и сегодня волнует эмоциональная сила, поэтичность и человечность этих песен, связанных корнями с психологией и духом народа. Петь на языке своего народа - таков путь к сердцу других народов, к сердцу всего человечества, что и стремится делать ансамбль.
ИСТОРИЯ АНСАМБЛЯ ИМЕЕТ БОГАТЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ. Ведь у его истоков стоял прославленный певец, народный артист Шара Тальян, создавший в 1927 году ансамбль «Армянские ашуги», в годы войны переименованный в Ансамбль ашугской песни им. Саят-Новы. Этим ансамблем долгие годы руководил неповторимый интерпретатор ашугской песни, народный артист республики Вагаршак Саакян. В последние годы существования ансамбля (1972г.) в его составе работал молодой певец Товмас Погосян, которому удалось спустя 20 лет возродить ансамбль к жизни. Его талант и самоотдача определили дальнейшую судьбу ансамбля и снискали славу одного из лучших коллективов республики. Живой, деятельный Товмас - душа ансамбля. Много лет он посвятил изучению творческого наследия великого Дживани. Десять с лишним лет назад он представил новую свою книгу, в которую вошли 450 неизвестных стихотворений ашуга.
Почему Товмас Погосян особенно любит ашугскую поэзию? Он уверен, что она и сегодня, в новом тысячелетии, способна воспитывать в человеке лучшие качества - мужество, стойкость, которые наши предки возвели в культ. На этих качествах держится свобода родной земли.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-04-25 09:46
Самвел Паркевович Мурадян - личность уникальная. Известный литературовед, доктор филологических наук профессор ЕГУ, отметивший недавно свое 80-летие, до сих пор сохранил в себе детское восприятие жизни. Для многих он - соединение ребенка с мудрецом. В его книгах, монографиях, многочисленных статьях, научных исследованиях присутствует тот же праздник смысла, формы и колоссальных знаний, что и много лет назад. Вся его деятельность - и лекции, и книги, комментарии по случаю, споры, в которые он ввязывается, всегда имеют прямую и благородную цель: защитить базовые ценности литературы. Защитить наши исторические культурные завоевания, оживить коллективную память, чтобы не затерялась в ней чья-то драматичная судьба, не пострадала, не искривилась чья-то репутация от злого навета или пустой молвы.
-
2025-04-24 10:47
В ночь с 23-го на 24 апреля в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна Национальный филармонический оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Эдуарда Топчяна исполнением «Реквиема» Моцарта отметил скорбную дату нашей национальной боли. В концерте кроме филармонического оркестра приняли участие Государственный камерный хор «Овер» (художественный руководитель и хормейстер Сона Оганесян), Ереванский государственный камерный хор под управлением Кристины Восканян и солисты – Анна Аглатова (сопрано), София Туманян (меццо-сопрано), Тигран Мелконян (тенор) и Милан Сильянов (бас). Дирижер – Эдуард Топчян.
-
2025-04-21 09:35
Замечено, что мировая культура не ведает сиротства. Для нее в отличие от политики не бывает метрополий и провинции, нет сверхдержав и отсталости. Ваграм Гайфеджян, родившись в тихой, консервативной грузинской провинции, небольшом городке Тифлисской губернии России Ахалцихе (1879 г.), одной из крупнейших армянских общин за пределами Армении, стоял у истоков авангардизма, которому, по формулировке искусствоведа Эллен Гайфеджян, выпала судьба определить облик и своеобразие путей развития национального изобразительного искусства первой половины двадцатого столетия, навести мост между дореволюционным и советским искусством, стать одним из основоположников советской армянской художественной школы. На протяжении многих десятилетий творчество этого выдающегося художника определяло художественный уровень наших выставок, было эталоном профессионального качества. Но, вероятно, в том и состоит тайна и сила подлинного искусства, что каждое новое соприкосновение с ним открывает нам новые грани, меняет ракурс восприятия, обогащает зрителя эмоционально и нравственно.
-
2025-04-12 11:35
Этапы большого пути: филармоническому оркестру Армении 100 лет Существует понятие социальной сущности понятия интонация, “интонационного фонда нации”, который является достоянием культуры народа и не менее важен, чем язык, архитектура, письменность. Поскольку уже по интонации можно определить принадлежность музыки к тому или иному народу, времени, эпохе. Именно таким “интонационным фондом нации” можно назвать Национальный филармонический оркестр Армении, который в этом году отмечает свою круглую дату – 100 лет со дня основания.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2017-08-29 13:17
В селе Карзах Ахалкалакского района Грузии в последнее воскресенье августа состоялось традиционное празднество, посвященное очередной годовщине здешнего уроженца, 171-летию выдающегося ашуга, поэта, музыканта Дживани (Сероба Левоняна).