Последние новости

КОМИТАСИАДА АРА АРУТЮНЯНА

Свою первую работу - образ Комитаса - выдающийся скульптор Ара Арутюнян создал в 1954 г., когда ему было всего 26 лет. Это тот самый памятник, который установлен на могиле композитора в Пантеоне деятелей армянской культуры Еревана. Спустя 34 года, в 1988 г., в столице появился еще один величественный Комитас, украсивший сквер напротив консерватории. И вновь его автором стал Ара Арутюнян. Эта потрясающая скульптурная композиция стала последней работой Мастера.

"БИОГРАФИЯ АРА АРУТЮНЯНА ОТМЕЧЕНА ИНТЕРЕСНЫМ ФАКТОМ. Свой творческий путь в монументальном искусстве папа начал именно с создания образа Комитаса и им же завершил свою многолетнюю деятельность, - говорит дочь скульптора Сусанна Арутюнян. - В истории армянского изобразительного искусства сложно найти еще одного творца, который на протяжении всей своей жизни не раз возвращался к Вардапету, воссоздавая его вновь и вновь, причем в разных интерпретациях, настроениях, состояниях души. Образ Комитаса проходит через все творчество отца, будучи как первым, смелым шагом на выбранном поприще, так и последним, громким аккордом".

 Выставка 'Ара Арутюнян. От Комитаса к Комитасу'Действительно, в промежутке между двумя знаменитыми скульптурами Комитаса Ара Арутюнян не забывал о своем любимом персонаже: он постоянно слушал его музыку, читал о нем, исследовал его жизнь и творчество и продолжал возвращать к жизни великого композитора - в камне, металле, гипсе, на бумаге, повторяя: "Комитас всегда с нами, он среди нас". Так в богатой авторской коллекции скульптора собралось немалое число произведений, посвященных Вардапету и недавно вошедших в экспозицию, представленную в Музее-институте Комитаса. "Ара Арутюнян. От Комитаса к Комитасу" - так названа выставка, открывшаяся 29 января, которая будет действовать до 1 июня. «Мы благодарны Николаю Костандяну и его команде, без поддержки которых выставка не состоялась бы», - подчеркнули Сусанна и Ара Арутюняны.

Как рассказал внук и тезка скульптора - архитектор и дизайнер Ара Арутюнян-младший, идея представить широкой общественности комитасовское наследие Ара Арутюняна-старшего возникла давно. Оформившись в проект, она благодаря поддержке куратора Марине Ароян реализовалась в Музее-институте Комитаса, руководство которого в лице директора Николая Костандяна с радостью приняло эксклюзивное собрание работ, посвященных великому композитору и созданных одним из выдающихся мастеров армянского изобразительного искусства.

В экспозиции более 30 работ из постоянной экспозиции Музея-института Комитаса, Национальной галереи Армении, Дома хорового общества, а также из частных коллекций и собрания семьи Ара Арутюняна. Выставочные образцы наглядно демонстрируют пройденный мастером профессиональный путь - от зарисовок, графических рисунков и эскизов до малой, станковой и монументальной скульптуры, представленной на выставке в виде фотографий знаменитых памятников Комитасу в Пантеоне и у государственной консерватории, носящей имя Вардапета. Чтобы сделать выставку более живой и не просто увидеть, а почувствовать отношение скульптора к Комитасу, Ара Арутюнян-младший задумал создать в  экспозиционном зале атмосферу мастерской деда. Часть экспозиции буквально копирует фрагмент рабочей комнаты Ара Арутюняна-старшего.

 Выставка 'Ара Арутюнян. От Комитаса к Комитасу'ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДАРОВАНИЕ АРА АРУТЮНЯНА проявилось с ранних лет. Как рассказала Сусанна Арутюнян, согласно семейному преданию, на одной из пыльных улиц Еревана он нашел кусок туфа, а в сарае - старые сельскохозяйственные орудия. В скрытом от людских глаз закутке он с помощью  подручных средств начал обрабатывать камень. В итоге вытесал голову женщины, очень похожей на богиню Анаит. Мама Ара показала необычное творение сына соседу, художнику Тарагросу Тер-Варданяну - большому знатоку армянского орнамента и миниатюры. В дар от художника маленький Ара получил книгу о Камиле Коро  "Будь в искусстве богом, а в жизни - человеком".

"Папа стал приходить в мастерскую старого мастера, с упоением слушал рассказы об искусстве, завороженно смотрел на картины, развешанные повсюду. Путь уже был предопределен: он поступил в Художественный техникум им.Ф.Терлемезяна, затем - на отделение скульптуры Ереванского художественно-театрального института, окончив его с отличием. В том самом 1954 г. и пришло первое признание: дипломная работа отца, посвященная  Комитасу, выиграла конкурс и была установлена на  могиле композитора в Пантеоне. Таким образом, Ара Арутюнян, по словам выдающегося искусствоведа Александра Каменского, был удостоен высокой национальной чести", - рассказала дочь Мастера.

"В первой работе Ара Арутюняна еще не виден его авторский почерк, однако уже ощутимы его внутреннее чутье, умение проникать в психологию персонажа, обобщенно отразить в его образе пройденный путь, основные вехи судьбы и даже наделить скульптурную работу энергетикой человека-прообраза, - говорит внук скульптора. - Возможно, поэтому дипломная скульптура сразу привлекла внимание конкурсной комиссии и, несмотря на молодость и неизвестность Ара Арутюняна, оказалась фаворитом".

Памятник Комитасу в Пантеоне - один из любимых армянами, долгие годы он также служил символом Геноцида: сюда вплоть до 1967 г., когда открылся мемориал в Цицернакаберде, приходили наши соотечественники, в том числе и из Спюрка, чтобы отдать дань памяти жертв событий 1915 г. Широкая армянская общественность с любовью приняла и консерваторского Комитаса.

 Выставка 'Ара Арутюнян. От Комитаса к Комитасу'О памятнике Вардапету у консерватории Ара Арутюнян мечтал давно, но изначально представлял его иным. "У Ара Арутюняна есть цикл под названием "Цирани цар" - "Абрикосовое дерево". Это фигуры Комитаса, вытянутые во весь рост, левой рукой касающиеся правой. Сделаны они из разных материалов, отличаются размером, деталями одежды и т.д. Именно такого Комитаса Ара Арутюнян и хотел создать в монументальном жанре для консерваторского сквера. Однако, обсудив проект, в правительстве Советской Армении решили, что Вардапет у главного музыкального вуза страны должен сидеть, а не стоять. Тогда скульптор, поразмыслив, решил преобразовать в монументальный памятник другую свою работу, созданную в 1972 г., образец которой представлен в нынешней экспозиции, и по ассоциации с циклом "Абрикосовое дерево" посадил Комитаса на поваленный абрикос", - рассказал Ара Арутюнян-младший. В этой работе Мастер проявил весь свой талант, создав не просто монументальную работу с тонко очерченными линиями и совершенной пластикой, а композицию, сразу вписавшуюся в окружающую среду и наполнившую ее смыслом.

В ЭКСПОЗИЦИЮ ВЫСТАВКИ "АРА АРУТЮНЯН. ОТ КОМИТАСА К КОМИТАСУ" вошли работы, в большинстве своем не известные широкой публике. Они создавались в течение всей творческой жизни Мастера и бок о бок жили в его творческой обители. Посетители могут познакомиться как с завершенными работами народного художника Армении, члена-корреспондента академий художеств СССР и РФ, профессора Ара Арутюняна, так и с вариантами скульптур, посвященных Комитасу, набросками, письмами и фотографиями из семейного архива скульптора, его личными инструментами, ставшими посредниками между его золотыми руками, талантливой мыслью и скульптурными материалами. Среди экспонатов посетителям особенно полюбилась работа "Гарун а, дзюн а арел" ("Весна, снег пошел") из мрамора, по достоинству причисленная к лучшим галерейным образцам.

 Выставка 'Ара Арутюнян. От Комитаса к Комитасу'Цель выставки - представить обширную "комитасовскую эпопею", созданную во второй половине ХХ в. прекрасным знатоком своего дела, комитасоведом в скульптуре Ара Арутюняном. Как отмечает Сусанна Арутюнян, еще три работы ее именитого отца, посвященные Комитасу, хранятся в собрании Государственной  Третьяковской галереи в Москве. АЭ по словам внука скульптора, 28 марта, в день рождения Ара Арутюняна, в рамках выставки состоится киносмотр, посвященный Мастеру, и презентация каталога выставки "Ара Арутюнян. От Комитаса к Комитасу".

Добавим, что за пару дней до открытия выставки в Ереване в западной турецкой провинции Кютахья, где родился Комитас, была снесена Армянская церковь Св.Тороса. На фоне происходящих событий выставка, посвященная Комитасу, призвана заставить армянство в очередной раз задуматься о важности сохранения культурного наследия нашего народа, замечательной и неразрывной частью которого являются как достижения Комитаса в музыке, так и творчество скульптора Ара Арутюняна.

Основная тема:
Теги:
  • Сусанна 09-Фев-2021
    Замечательная статья! Спасибо автору -Магдалине Затикян
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
    2024-04-24 10:15

    В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.

  • ДЕЛО ДВУХ СОЮЗОВ, ИЛИ КАК ЗАПРЕТИТЬ РИСОВАТЬ АРАРАТ
    2024-04-20 12:31

    Уже месяц, как в двух крупных творческих центрах Армении - Союзе художников и Союзе писателей начались волнения. Организован он ни много, ни мало на правительственном уровне и проводится руками главного надзирателя за соблюдением законов государства, прав и свобод граждан - Генеральной прокуратуры, взявшейся за спешную национализацию зданий обоих Союзов.

  • "ВОССТАНИЕ" ЕРВАНДА КОЧАРА ВЫШЛО ИЗ СТЕН МУЗЕЯ
    2024-04-19 11:15

    Итальянскому муралисту Фабио Мария Феделе понадобилось 15 дней, чтобы украсить одно из зданий Еревана увеличенной в разы копией картины "Восстание" Ерванда Кочара. Арт-менеджеру Давиду Хачатряну и директору кочаровского Дома-музея Карине Кочар пришлось потрудиться больше 6 месяцев, чтобы вынести это полотно из музея и сделать его достоянием ереванцев и гостей столицы.

  • ХУДОЖНИК, ДИЗАЙНЕР, ПЕДАГОГ ЭДУАРД СЕДРАКЯН
    2024-04-16 10:35

    Не каждому дано перешагнуть восьмой десяток лет в расцвете творческих сил и полноте энергии, заставляющей не сходить с выбранного пути. Известный армянский художник, педагог, профессор Эдуард Сeдракян из тех, кто заслужил божью благодать работать, не останавливаясь, несмотря на седину волос и солидную дату в графе "возраст". В этом широкая общественность убедилась на персональной выставке Эдуарда Артаваздовича, открывшейся на днях в Союзе художников Армении в честь его 80-летия.






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • ВЗЛЕТЫ, ПАДЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ АРМЯНСКОГО ДРАМА
    2023-11-24 10:25

    О чем рассказывают деньги 25 ноября в Музее истории Армении откроется новая выставка под названием «Драм в Армении: времена и отношения», посвященная 30-летию национальной валюты Армении.

  • ТВОРЧЕСТВО АЙВАЗОВСКОГО В МАРКАХ И ОТКРЫТКАХ
    2023-07-29 11:25

    29 июля (по старому стилю – 13 июля) 1817 года родился великий живописец Ованес Айвазовский 29 июля с 11 утра любители творчества художника смогут принять участие в церемонии у памятника Айвазовскому в Ереване и возложить цветы. Поклонникам мариниста будет интересно ознакомиться с экспозицией почтовых марок и открыток, посвященных творчеству Айвазовского. Выставка проходит в Центральной библиотеке им. Аветика Исаакяна в Ереване и продлится до конца недели. Аналогичная выставка проходила в разные годы в Минске, во Львове, Ереване и Санкт-Петербурге.

  • СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНАТОЛИЯ АВЕТЯНА
    2023-06-17 10:36

    В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.

  • ГОГЕН, ПИРОСМАНИ И... ПАШИНЯН
    2023-06-14 13:07

    Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".