Последние новости

"АРМЕНИЯ СПОСОБНА СТАТЬ АРТ-ЛИДЕРОМ РЕГИОНА"

- Большое, все в граффити здание, именуемое art-factory, появилось на выезде из Еревана по аштаракской трассе совсем недавно, но уже снискало популярность среди тех, кто интересуется искусством вообще и современным искусством в частности. Это штаб-квартира Yerevan Biennial Art Foundation - фонда, ставящего перед собой и армянским искусством весьма амбициозные задачи. Его директор Нане ЕГИКЯН уверена, что задачи эти выполнимы, поскольку у армянской культуры огромный потенциал. Что ж, ей, внучке культового архитектора Рафо Исраеляна, проучившейся и проработавшей в США многие годы, виднее.

 'АРМЕНИЯ СПОСОБНА СТАТЬ АРТ-ЛИДЕРОМ РЕГИОНА'- Появление вашего фонда выглядит экзотичным. Думать об искусстве и пытаться продвигать его - это крайне не модно...

- Фонд Yerevan Biennial Art Foundation был создан два года назад. Перед ним изначально стояла задача привезти в Армению биеналле, которое способствует развитию в стране искусства по самым разным направлениям. Арт-сфера Армении может и должна развиваться и прийти в соответствие с международными стандартами. Наш фонд ставит перед собой амбициозную сверхзадачу, даже видит свою миссию в том, чтобы Армения стала в этом регионе первачом, заняла лидирующую позицию, чтобы за искусством приезжали именно сюда. Мы считаем, что армянская культура обладает таким потенциалом. И речь идет не только о презентации нашего огромного арт-наследия, но и о современном искусстве. Наша работа заключается в том, чтобы всеми силами способствовать достижению этой цели, в том числе развивать те направления, которые пока не нашли своего места в панораме современного армянского искусства. А для этого у нас есть самые разные программы и опыт работы. Собственно, в какой части света, в каком городе бы ни появлялось биеналле, этот город сразу переживал культурный бум, и это даже сказывалось на экономике. Вот совсем свежий пример - Ливерпуль. Так что мы рассчитываем построить успех. А в эпицентре наших программ - образование.

- Речь об образовании в сфере искусства или его менеджменте?

- Второе. Ведь в Армении есть все - великое культурное наследие, нынешние артисты в широком смысле этого слова и теоретики искусства. Вот чего у нас нет, так это соответствующего умения все это достойным образом презентовать. Мы предлагаем масштабную программу, которая длится год, а каждый курс продолжается два месяца. Мы будем привозить специалистов из-за рубежа, которые будут работать и обучать тех, кто в Армении имеет дело с искусством, по пяти направлениям. Первое - это курирование выставок, их проведение по тем реальным законам, которые работают в мире. Дальше "арт-хендлинг" - это о том, как прикасаться к объектом искусства, какими материалами пользоваться, как осуществлять развеску, вплоть до какие перчатки при этом надевать. Это огромное количество, казалось бы, мелочей, которые стали стандартом и которые мы пока не применяем. Обычно при организации выставок гости приезжают со своей командой, которая все и делает. Наши специалисты остаются в стороне, и этот контакт реализуется неполноценно. Приехали-уехали - мы не имеем возможности учиться у них, они не работают с нами полноценно. Но в таких "мелочах" во многом кроется вопрос доверия со стороны зарубежных партнеров. Еще среди наших образовательных направлений менеджинг галерей и арт-критика. Эта программа очень важна для нас, и мы надеемся, что она сыграет большую роль в деле развития в Армении соответствующей сферы. Все практически готово, осталось дособирать еще средств, чтобы ее запустить. Средства - потому что очень важно, чтобы эта программа не стала разовой, чтобы была возможность работать на перспективу и мы могли бы реализовать ее не только в Ереване, но и по разным регионам Армении.

 'АРМЕНИЯ СПОСОБНА СТАТЬ АРТ-ЛИДЕРОМ РЕГИОНА'- А пока образовательная программа будет запущена, вы регулярно выставляете наших художников. И, судя по вашим "ивентам", биеналле больше заточено на изобразительное искусство...

- Это не совсем так. Это здание, которое мы называем "Арт-фактори", оно специально выстроенное. Здесь кроме выставочного пространства и студий живет тек-компания. А наверху есть бар и ресторан. Рамки расширяются - искусство, хай-тек, бизнес. Мы открылись недавно, но уже наблюдаем этот, постоянно расширяющийся контакт. Скажем, уже архитектор успел познакомиться с бизнесменом, и они начали совместный проект. Мы в свою очередь, сотрудничаем с IT-командой, которая создает и расширяет наши возможности. Что касается выставочного зала, очень важно, чтобы у нас была возможность поддерживать современных армянских художников. Именно этой цели служит это пространство. Здесь проходят выставки, ворк-шопы, лекции, различные мероприятия, в которых принимают участие художники Армении - и молодые, и уже состоявшиеся. Мы пытаемся поддерживать их на разных уровнях, используем разные платформы, чтобы местные художники могли продавать свои работы, демонстрировать их не только нашей диаспоре, но и миру. Мы контактируем с галерейщиками по всему миру, и художники-члены нашего фонда получают в этом плане реальные перспективы.

Есть еще такой момент - кто-то что-то создал и не знает, что с этим делать дальше, куда двигаться. Мы связываем его с теми, кто может поддержать его начинание. Что касается заточенности на изобразительном искусстве - не совсем так. Вот мы делаем первые шаги в сторону модного дизайна. В июне провели фешн-шоу - был объявлен конкурс, в котором изъявило желание принять участие множество дизайнеров одежды. Авторитетное жюри выбрало десятерых из них. Так что работаем и с этой сферой, - с разными и вполне конкретными перспективами. Каждый, кто входит в мир презентации искусства, старается искать свои фишки. У нас такой фишки нет. Наша "фишка" - сама Армения с ее большим потенциалом.

 'АРМЕНИЯ СПОСОБНА СТАТЬ АРТ-ЛИДЕРОМ РЕГИОНА'- Откровенно говоря, за последние 20 лет довелось пересекаться со многими организациями, уверенно утверждавшими, что как минимум сделают из Армении регионального арт-лидера. Слов было сказано много - воз и ныне там. Откуда уверенность, что именно вы рождены, чтоб сказку сделать былью?

- Это очень хороший и важный вопрос. Существует широкий инструментарий. Собственно, проведение биеналле - а это для нас важнейший аспект - в прошлом году из-за ковида прошло в режиме онлайн. Будем надеяться, на будущий год оно будет "живым", и станет "фактором". Еще один важный момент - работаем с "Гугл Артс", а это самая большая платформа в мире. Сейчас в связке с Домом-музеем Сарьяна мы готовим для нее выставку. То есть речь не только о продвижении отдельных художников. Мы не первые, кто начал сотрудничество с этой платформой, но никто не делал этого столь масштабно. Мы прилагаем большие усилия, чтобы представлять там как можно больше выставок - и современных художников, и нашего наследия. Вписать Армению в карту "Гугл Артс" - это очень серьезная и перспективная задача. Плюс те платформы, которые занимаются продажей арт-объектов. Сейчас мы работаем с одной такой платформой из Берлина, очень известной и успешной. Это большое достижение не только для фонда, но и для Армении - когда работы продаются, причем не только в нашей стране, но и вывозятся за рубеж. С этим можно спорить, но, увы, успех выставки принято фиксировать, если работы продались. И мы очень рады, что на всех выставках, которые мы делали, происходило именно так. То есть люди видят эти работы не только те две недели или месяц, пока длится выставка. Наконец, для художника продать - значит возможность продолжать творить.

 'АРМЕНИЯ СПОСОБНА СТАТЬ АРТ-ЛИДЕРОМ РЕГИОНА'- Вы все-таки больше фокусируетесь на продвижении молодых художников?

- Нет, мы уже сотрудничали с Геворгом Мурадовым - очень известный в мире художник, сейчас планируем еще одну выставку живого классика. Пытаемся работать с разноуровневыми художниками и охватить как можно большее количество людей. Это и взаимообогащение, и создание большого профессионального сообщества. В июне у нас прошла выставка, в которой принимали участие семеро художников, и это тоже своеобразная коллаборация. На втором этаже у нас есть студии, в которых уже сейчас начинают жить и работать художники, скульпторы, режиссеры - мы не хотим, чтобы это были представители только одной профессии. И мы создаем атмосферу, чтобы они не только общались друг с другом, но и учились друг у друга, вдохновлялись друг другом. В какой-то мере наш фонд старается презентовать себя как объединяющее звено. С другой стороны, мы никак не вмешиваемся в творческие процессы. Если вы обратили внимание, само наше пространство большое и открытое настолько, что оно может показаться пустым, чтобы каждый входящий сюда артист мог чувствовать себя совершенно свободным.

- А в чем, на ваш взгляд эксперта, главная фишка армянского изобразительного искусства?

- Если говорить о прошлом, скажем, Сарьян, Кочар - это очень выразительное и действенное искусство артистов, творящих среди множества ограничений. Кругом всяческая цензура, но эти мастера находили формы и возможности представить нашу мифологию и историю, сказать, что они - армяне. И сегодня эта тенденция в какой-то мере продолжается. Ведь очень трудно творить через преодоление боли. Но это свойство нашей нации. Мы слишком часто испытываем боль, а наша география заставляет нас постоянно противостоять вызовам. Но я вижу, что в армянских деятелях искусства есть сила работать, творить, превозмогая эту боль. Очень часто наше искусство - путь освобождения от боли. Мне кажется, именно это надо непременно представлять миру. Ведь не каждая нация это умеет, и это не только живопись, но и книги, поэмы, фильмы. Аршил Горки, Сарьян, Параджанов - люди, внесшие в мировое искусство новые стандарты. Искусство, рождающееся в Армении в тех условиях, в которых оно пребывает, - это, наверное, ненормально. Но оно гораздо больше чего-то сиюминутного.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
      2024-07-26 10:25

      "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

    • "ПИТАТЬСЯ КУЛЬТУРОЙ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СОХРАНИТЬ СЕБЯ"
      2024-07-25 09:43

      Летний вояж в Армению Театральной труппы им. Гаспара Ипекяна из Бейрута, вот уже скоро 100 лет работающей под эгидой "Общенационального армянского культурно-образовательного союза", привычно называемого "Амазгаин", никто Культурным Событием не называл, да и сами гости амбиций не демонстрировали.  И все-таки это событие с маленькой буквы "с" заставило задуматься над многими вопросами, как постоянно думают над ними те представители армянской Диаспоры, которых по праву можно назвать армянскими интеллигентами.

    • УВИДЕТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА - ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ИЗ КОСМОСА
      2024-07-23 09:42

      "Тысячелетнее наследие Нагорного Карабаха находится под угрозой. Это не только страх 100 000 армян, бежавших со своей земли в сентябре 2023 года после военной операции Азербайджана, но и вывод, сделанный Европейским центром права и правосудия (ECLJ)", - публикация в конце прошлой недели французской Le Figaro стала очередным подтверждением Геноцида армянского культурного наследия Арцаха, последовавшего за Геноцидом его армянского населения. В докладе ECLJ он назван "культурным уничтожением".  "От того, какие конкретные действия (заявления из общих слов не в счет!) начнут предпринимать власти Азербайджана в отношении христианских памятников Нагорного Карабаха, и можно будет судить о том, каково этическое здоровье этой страны, о дееспособности всех тех положительных, нравственных качествах ее народа, которые преподносятся его руководителем как образец для подражания", - писал портал Regnum.ru еще в ноябре 2020 года, сразу после окончания 44-дневной войны.

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НАША ВИКТОРИЯ НА БИЕННАЛЕ В ИТАЛИИ
      2023-08-26 10:35

      Известный художник-дизайнер Анна Арутюнян на днях вернулась из Италии, где представляла армянское изобразительное искусство. Около 40 полотен зрелых мастеров, имена которых вписаны в историю отечественной живописи, и порядка 70 работ юных художников – воспитанников разных культурных центров Армении Анна представила широкой международной публике в рамках проходящей в Римской Ривьере I Биеннале по искусству (I Biennale d’Art Della Riviera  Romana).

    • ВЫШИВКА АРАКС МИРЗОЯН
      2022-11-05 09:40

      Жительница Шаумяновского района Республики Арцах Аракс Мирзоян впервые познакомилась с искусством вышивания в 19 лет, когда, собираясь стать журналистом, училась в Арцахском государственном университете. Тогда она сразу же ощутила магию этого вида рукоделия, берущего начало из глубины веков, особо развитого у армян, создавших в течение веков большое разнообразие школ вышивки и владеющих всеми ее секретами.

    • НА СЦЕНЕ «ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ»
      2022-10-24 09:19

      Насколько человек властен над временем? Или все обстоит наоборот, и это время правит человеком? Способен ли человек уловить сигналы отведенного ему времени и оседлать его волну, чтобы быть в гармонии – с собой и со временем?

    • «ГОВОРЯЩИЕ ПОЛОТНА» ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
      2022-07-27 12:26

      В начале августа в Национальной галерее Армении стартует непривычная для армянского общества, но весьма важная программа «Говорящие полотна». Программа носит инклюзивный характер и предназначена для людей, имеющих проблемы со зрением и не способных видеть представленные в залах галереи картины.