ОДАРЕННЫЙ С ИЗБЫТКОМ
На прошлой неделе Ереван простился с заслуженным художником Армении Рубеном Арутчяном, прекрасным, удивительным человеком. Он был ереванцем, коих, к сожалению, как отмечал незабвенный Генрих Игитян, осталось мало. Иных уж нет, а некоторые растворились в гибридно-суррогатной массе, лишенной печати горожан-ереванцев.
ГОРОД В НАШИ ДНИ ЗАМЕТНО ИЗМЕНИЛСЯ, ВЫРОС, ЗАСЛОНИВ своими безликими строениями то, что некогда представлялось весьма уютным, обаятельным и привлекательным городом со своими удивительными и постепенно исчезающими персонажами. Больно, что на наших улицах и вернисажах не появится больше худощавая фигура художника с живыми, излучающими свет, глазами.
Сын известного художника-сатирика Сергея Арутчяна Рубен был действительно на редкость одарен. Он обладал особым секретом – не для того, чтобы удивлять, а чтобы всегда быть самим собой – неисчерпаемым художником. Особый секрет Арутчяна – в его поразительной искренности, которая есть абсолютная художественная правда.
Две даты – 1947-2022 гг. За ними жизнь мастера, великий труд, равный жертвоприношению себя искусству, жизнь, которая, как говорил поэт, требует "полной гибели всерьез".
Нельзя было не поражаться удивительной цельности и прямодушности этого художника. Он не отрешался ни от чего, не боялся пробовать, отказываться от привычных путей, смело шел на риск, эксперимент. Жадный интерес ко всему новому, юношескую влюбленность в искусство он пронес через всю свою жизнь. Рубен был строг в своих оценках, непримирим к фальши, неизменно верен своим художественным принципам.
Помимо живописи, графики и карикатур, опубликованных в десятках изданий, Рубен являлся автором дизайнерских работ, в том числе Мемориала жертвам Геноцида и Холокоста на Кольцевом бульваре, автором эскиза новой банкноты Армении (50 000 драмов), медали Гарегина Нжде, живописного панно в интерьере ресторана "Criar" в Ереване, герба города Шуши. Он участвовал во множестве выставок в республике и за рубежом. Работы его удостаивались многочисленных премий и наград.
Человек необычайной целеустремленности и трудолюбия, глубоко преданный искусству Р. Арутчян совмещал напряженную творческую деятельность с большой общественной и педагогической работой.
Конечно, можно было бы подробно рассказать об интересной жизни и творческой судьбе мастера, о годах его обучения в терлемезяновском училище у известных педагогов, в Ереванском политехническом институте на факультете архитектуры, о его педагогической и обширной общественной деятельности, о плодотворной работе в Союзе художников Армении и работе на посту главного художника города и еще о многих страницах его творческой биографии. Но об этом, думается, сказано немало другими. Его талант проявлялся во всем, с чем бы он ни соприкасался. Ярким подтверждением этому стала его персональная выставка, открытая в 2019-м году в Доме художника Армении.
ПРИВЫЧНО ПРИЧИСЛЯЕМЫЙ К ЦЕХУ ГРАФИКОВ Р. АРУТЧЯН предстал и как оригинальный дизайнер, и как живописец. Поэтичность его живописи сказывалась во всем - в цветных сочетаниях, в легких и нежных прикосновениях кисти к холсту. Мотивы, которые избирал для своих картин Рубен - просты и незатейливы. Они спокойны и лучезарны. "Экспромт", "Мир без нас", "Сирень", "Кокетка", "Армянский мотив", "На сцене", "В ателье", "Меланхолия"… В этих работах много лирики, интимности, возвышенной мудрости.
К этому можно прибавить еще одну удивительную черту этого человека – его талант "самоотречения". Немногие могут устоять перед искушением предстать перед зрителем, щегольнуть своей утонченностью, блеском кисти, да мало ли чем можно покрасоваться. Всего этого и в помине не было в творчестве Арутчяна. Он отходил от холста, оставляя в нем лишь свою трогательную любовь к окружающему миру. И мы, уходя с его выставки, уносили с собой частицу его любви ко всему родному, поэтичному миру, который мы чтим под именем Армении.
Естественно, драматизм нашего времени отразился на его творчестве, о чем свидетельствуют и его дизайнерские работы, но все чаще его произведения переносят нас в страну гармонии, покоя, счастья. Существование того и другого в творчестве Рубена Арутчяна означало, что он, полностью осознавая все противоречия жизни, сделал выбор в пользу искусства уравновешенного, ясного, открытого людям. Целая серия живописных композиций, натюрмортов, пейзажей, выразительно задуманных в новых смелых цветовых сочетаниях, отмечена самобытностью, печатью выношенности идей и средств.
Неординарность Арутчяна проявлялась во всем – в манере держаться, в самостоятельности суждений, в интонации, жестах, в редкой искренности. Но в сложных ситуациях, на крутых поворотах, на которые так богата наша жизнь, он чувствовал себя уверенно, выбирая пути надежные, мудрые решения.
Рубен любил своих друзей, всегда был рядом - душевный, напряженный, нужный. Человек изумительной душевной организации, художник был еще и мастеровым, не ждал вдохновения. Творениями своих рук он щедро делился с друзьями. Его доброта была равна таланту. А талант его сложный, прихотливый, своеобразный.
…Хоронили его прохладным январским днем. Теперь высокое сероватое небо, снежная вершина Арарата, деревья, сады на рассвете с падающими листьями молча смотрят на его могилу. Но разве в тот миг, когда уходит художник, его творения перестают существовать? Они остаются с нами – навсегда.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-04-25 09:46
Самвел Паркевович Мурадян - личность уникальная. Известный литературовед, доктор филологических наук профессор ЕГУ, отметивший недавно свое 80-летие, до сих пор сохранил в себе детское восприятие жизни. Для многих он - соединение ребенка с мудрецом. В его книгах, монографиях, многочисленных статьях, научных исследованиях присутствует тот же праздник смысла, формы и колоссальных знаний, что и много лет назад. Вся его деятельность - и лекции, и книги, комментарии по случаю, споры, в которые он ввязывается, всегда имеют прямую и благородную цель: защитить базовые ценности литературы. Защитить наши исторические культурные завоевания, оживить коллективную память, чтобы не затерялась в ней чья-то драматичная судьба, не пострадала, не искривилась чья-то репутация от злого навета или пустой молвы.
-
2025-04-24 10:47
В ночь с 23-го на 24 апреля в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна Национальный филармонический оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Эдуарда Топчяна исполнением «Реквиема» Моцарта отметил скорбную дату нашей национальной боли. В концерте кроме филармонического оркестра приняли участие Государственный камерный хор «Овер» (художественный руководитель и хормейстер Сона Оганесян), Ереванский государственный камерный хор под управлением Кристины Восканян и солисты – Анна Аглатова (сопрано), София Туманян (меццо-сопрано), Тигран Мелконян (тенор) и Милан Сильянов (бас). Дирижер – Эдуард Топчян.
-
2025-04-21 09:35
Замечено, что мировая культура не ведает сиротства. Для нее в отличие от политики не бывает метрополий и провинции, нет сверхдержав и отсталости. Ваграм Гайфеджян, родившись в тихой, консервативной грузинской провинции, небольшом городке Тифлисской губернии России Ахалцихе (1879 г.), одной из крупнейших армянских общин за пределами Армении, стоял у истоков авангардизма, которому, по формулировке искусствоведа Эллен Гайфеджян, выпала судьба определить облик и своеобразие путей развития национального изобразительного искусства первой половины двадцатого столетия, навести мост между дореволюционным и советским искусством, стать одним из основоположников советской армянской художественной школы. На протяжении многих десятилетий творчество этого выдающегося художника определяло художественный уровень наших выставок, было эталоном профессионального качества. Но, вероятно, в том и состоит тайна и сила подлинного искусства, что каждое новое соприкосновение с ним открывает нам новые грани, меняет ракурс восприятия, обогащает зрителя эмоционально и нравственно.
-
2025-04-12 11:35
Этапы большого пути: филармоническому оркестру Армении 100 лет Существует понятие социальной сущности понятия интонация, “интонационного фонда нации”, который является достоянием культуры народа и не менее важен, чем язык, архитектура, письменность. Поскольку уже по интонации можно определить принадлежность музыки к тому или иному народу, времени, эпохе. Именно таким “интонационным фондом нации” можно назвать Национальный филармонический оркестр Армении, который в этом году отмечает свою круглую дату – 100 лет со дня основания.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-02-17 10:39
Теперь армянского художника-мариниста решили прибрать к рукам украинцы Если раньше армяне и русские спорили по поводу того, «кем больше по национальности» является известный художник-маринист Иван Айвазовский, то теперь украинцы махом приписали его себе. Нью-йоркский Метрополитен-музей изменил на своем сайте подписи к его картинам – миниатюре «Корабль в бурном море» и полотну «Корабль при лунном свете», а также его фотопортрету, как и к картинам Ильи Репина и Архипа Куинджи, которые находятся в коллекции музея. Теперь рядом с именами художников отмечается, что они украинцы. Ранее музей называл их русскими живописцами…
-
2023-01-30 10:36
Второй Международный конкурс-фестиваль «Universe Art» (Universe Art International Festival), прошедший под лозунгом «Мы хотим жить на мирной планете», подвел итоги. В столичном «Доме Москвы» состоялась торжественная церемония вручения призов и подарков победителям. Но прежде в Союзе художников Армении открылась выставка работ участников из разных регионов Армении и Арцаха, вовлеченных в живопись и декоративное искусство.
-
2022-12-12 10:04
Ко дню рождения Захара ХАЧАТРЯНА …Середина 70-х годов прошлого века. Собравшаяся в огромном зале Союза художников публика слушает отчетный доклад доктора искусствоведения Мани Казарян о закрывшейся республиканской выставке. Зал переполнен. В центре – маститые художники: скульпторы Ерванд Кочар, Гукас Чубарян, живописцы Григор Агасян, Акоп Акопян, Рафаэль Атоян, Минас, а дальше – вся плеяда молодых художников. Где-то у самого окна устроился Захар Хачатрян, который особенно внимательно слушал.
-
2022-12-09 09:34
В Национальной академии художеств Армении всегда чтят великих мастеров изобразительного искусства, чей вклад в историю отечественной культуры не просто весом, но и связан с формированием армянской художественной мысли. К ним, безусловно, относятся две знаковые фигуры – Рипсимэ Симонян и Иосиф Бабян, чьи имена на днях были увековечены на табличках керамических мастерских вуза.