Последние новости

МОЦАРТ, ШУБЕРТ … ШАЛАШИ

Откровенно говоря, на этот концерт шла без особого настроя. Атмосфера вокруг Большого зала филармонии им. А. Хачатуряна – митинги, наличие многочисленных палаток, необычайная суета и шум - не лучший фон для восприятия классической музыки. А оглушающая песня-призыв "Зартнир, Лао", того и гляди, разбудит не того, кого надо. Подобный прецедент уже был в Театре оперы и балета, когда в момент кульминации спектакля "Гаянэ" в центре партера вдруг возник огромный флаг явно с митинга и чей-то громовой голос неожиданно обратился к публике и ошалевшим участникам спектакля с боевым призывом объединиться, чуть ли не лишив чувств перепуганных танцовщиц на сцене.

Поэтому стечение народа к дверям филармонии в день концерта можно было принять за демонстрацию – ощущение, что весь город намерен ворваться в пространство Большого зала, который и без того был заполнен до отказа.

 МОЦАРТ, ШУБЕРТ … ШАЛАШИДЛЯ ПОДОБНОГО АЖИОТАЖА ПРИЧИНЫ, КОНЕЧНО ЖЕ, БЫЛИ. Прежде всего, имена блестящих российских пианистов - музыкантов яркого романтического дарования – Николая Луганского и Вадима Руденко. Во-вторых, интересная программа – Концерт для двух фортепиано с оркестром Моцарта и редко звучащая у нас Шестая симфония Шуберта. Но самое главное в том, что в обезбоженной, десакрализованной сегодняшней действительности только искусство еще способно напомнить людям о существовании иного мира. И это именно то, что так раздражает мелких бесов современной культуры. Наконец-то в тиши, спокойствии можно не спеша отделить зерна от плевел.

К счастью, опасения не оправдались. Оба отделения прошли замечательно, без помех. Концерт Моцарта для двух фортепиано с оркестром является одним из самых популярных в этом жанре. Дуэт - Николай Луганский и Вадим Руденко - играл с невероятной тонкостью и энергией в сопровождении филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна. С первыми звуками музыки все обратились в слух и были покорены отличной игрой блестящих пианистов. Диалог исполнителей с автором был идеален. Моцарт у них редкого благородства и очень привлекательных природных образов - все трогает и заставляет вслушиваться в каждый звук. Это был ансамбль равноправных партнеров, тонко чувствующих друг друга, ансамбль, в котором любой эмоциональный импульс одного рождал мгновенную реакцию другого.

Исполнители передали все многообразие моцартовской палитры, избежав при этом чрезмерности преувеличений, которыми порой грешат прочтения этого труднейшего инструментального полотна. Что особенно покоряло? Обостренная требовательность к себе, музыкантская культура, а главное – умение подчинить собственные исполнительские амбиции общим задачам: способность слушать партнера, если надо – уйти в тень, или, когда это необходимо, взять на себя роль лидера.

На должной высоте был и филармонический оркестр, чутко руководимый Эдуардом Топчяном. Какие потрясающие глубины обнаружил он с солистами в этом сочинении, как удивительно уживаются у них полнота образов и лаконичность, какие неожиданные интонации находят, нигде и ни в чем не нарушая интимности моцартовских посланий! Напротив, подчеркивая ее тончайшими звуковыми характеристиками.

Оба артиста много гастролируют. Им рукоплещут едва ли не все прославленные залы мира. Они - постоянные участники музыкальных фестивалей и в России, и в мире. Сотрудничают с крупнейшими симфоническими оркестрами России и других стран - Франции, Германии, Японии, Нидерландов, США, и.т.д. Если Н. Луганского хорошо знают в Армении по его неоднократным гастролям, то Вадим Руденко для большинства наших слушателей стал откровением. Если не ошибаюсь, нынешний концерт - его первое выступление с нашим филармоническим оркестром.

В репертуаре Руденко - произведения Рахманинова, Баха, Моцарта, Шуберта, Шопена, Брамса, Чайковского… Он – лауреат множества международных конкурсов. Замечательный пианист-солист, он испытывает особое пристрастие к разнообразным формам ансамблевого музицирования. Особенно известен дуэт с Луганским и, как свидетельствует ереванский концерт, союз этих музыкантов прекрасен. Кстати, дуэт этот сложился еще в годы учебы в Московской консерватории. Вадим Руденко записал несколько компакт-дисков, которые получили высокую оценку в музыкальной прессе многих стран.

Во втором отделении филармонический оркестр под управлением Эдуарда Топчяна с особым увлечением исполнил Шестую симфонию Шуберта. В этот вечер дарование дирижера, казалось, раскрылось в еще более очевидных достоинствах: мягкость, певучесть, благородное созерцание, романтическая свобода – вот что раскрывал Э. Топчян. Ни на миг музыка не переставала быть живой и прекрасной. Завершился концерт, как всегда, под гром аплодисментов.

Такие концерты, а их в мае было достаточно, очень нужны. Сохранив в себе гармонию, они несут в окружающий мир драгоценное тепло, способствуя тому, чтобы в нашей грустной жизни появилось бы чуть больше светлых бликов.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.

    • ПОСВЯЩАЕТСЯ КШИШТОФУ ПЕНДЕРЕЦКОМУ
      2024-04-09 09:15

      Не трудно заметить, что имя Сергея Смбатяна, а также руководимого им Армянского государственного симфонического оркестра часто появляется на страницах прессы. Такой режим наибольшего благоприятствования объясняется, конечно, не субъективными склонностями обозревателей, но необычайно высокой творческой активностью одаренного дирижера, его художественными инициативами, миновать которые невозможно. Тоновая программа, то мировая или ереванская премьера, то важнейшие фестивали, то масштабные гастроли, конкурсы… Вот и недавно, не успел завершиться фестиваль Армянского композиторского творчества, как взял старт другой фестиваль, не менее значимый – "Современные классики", носящий имя Кшиштофа Пендерецкого.

    • ТОРЖЕСТВО "СИМФОНИИ ВОСКРЕСЕНИЯ"
      2024-04-05 10:41

      Каждый чем-нибудь интересный, нерядовой концерт в Большом зале им. Арама Хачатуряна в тысячный раз убеждает: филармония - лучшее место на земле. Только музыка, в отличие от других видов искусства, способна по-настоящему защитить и спасти наши души от всех сует, напастей и тягот нынешней жизни. Это с особой силой дала осознать и прозвучавшая в последний мартовский день Вторая симфония ("Симфония Воскресения") Малера в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна, Академической капеллы Армении (художественный руководитель и главный хормейстер Оганес Чекиджян) и талантливых солистов – Ануш Оганесян (сопрано) и Алины Черташ (меццо-сопрано)- солистки оперной труппы Большого театра России.

    • ЗАВЕРШЕН XV ФЕСТИВАЛЬ АРМЯНСКОГО КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА
      2024-04-03 10:30

      На высокой ноте завершен XV фестиваль Армянского композиторского творчества, проводимый Государственным симфоническим оркестром Армении под управлением Сергея Смбатяна. Аудитория Большого зала им. Арама Хачатуряна аплодировала каждому сочинению современных авторов. Атмосфера в зале в течение всех дней фестиваля была необычайно теплой с самого начала.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • МУЗЫКА СКРЯБИНА В ЗВУКЕ И ЦВЕТЕ
      2023-06-23 15:31

      Молодая пианистка Гаянэ Асланян широко известна в кругу любителей классической музыки. Лауреат республиканских и международных музыкальных конкурсов, сегодня она привлекает внимание широкой аудитории слушателей, а ее выступления удостаиваются высокой оценки опытных музыкантов и горячих аплодисментов публики.

    • В «ОЖИДАНИИ» МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА
      2023-03-08 10:20

      Микаэл Таривердиев известен широкой публике как композитор кино, создатель музыки к таким знаковым фильмам советского кинематографа, как «Семнадцать мгновений весны», «Король-олень», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Земля, до востребования» и многих других. На его счету более 70 фильмов, музыка к которым до сих пор согревает сердца.

    • "ВЕКТОР - КУЛЬТУРА, МИЛОСЕРДИЕ, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ"
      2022-11-29 12:35

      Свою музыкальную карьеру великий Владимир Спиваков сделал, играя на скрипке знаменитого венецианского мастера Гобетти. Отныне у маэстро есть еще одна скрипка. Скрипка, на которой не сделаешь музыкальной карьеры. Но в ее деке, грифе, струнах - во всем ее металлическом теле - звенит бесконечная благодарность всего армянского народа.

    • Анаит ЧАУШЯН: «ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОТЦА – КАК «СОЛЬ С ПЕРЦЕМ» В МОИХ КОНЦЕРТАХ»
      2022-11-21 14:57

      Отечественные ценители классической музыки всегда рады встрече с талантливыми музыкантами - выходцами из Армении, продолжившими карьеру за рубежом и добившимися немалых успехов. К таким музыкантам, несомненно, относится и известная пианистка, лауреат фортепианного конкурса Emmanuel Durlet Бельгии, обладатель Почетного диплома Academia Chigianain Siena Анаит Чаушян, которая на днях выступит с концертом в Ереване. Музыкальная встреча с Анаит Чаушян состоится во вторник, 22 ноября, в Большом зале «Арам Хачатурян» и будет посвящена памяти ее отца - именитого композитора, заслуженного артиста Армении Левона Чаушяна. Изначально концерт планировался как часть 14-го Ереванского международного фестиваля музыки, но из-за событий на границе Армении в сентябре его пришлось отложить на время. Сегодня Анаит Чаушян находится в Лондоне, откуда и согласилась дать онлайн интервью «Голосу Армении».