Последние новости

"ДЛЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ НАШИ ДВЕРИ ВСЕГДА ОТКРЫТЫ!"

Культовая "Мизери" культового же Стивена Кинга и "Волшебник" Уильяма Гиббсона - такими премьерами открывает сезон Гюмрийский Драматический театр им. В. Аджемяна. И дело не в том, что театр замахнулся на материал, который и для столицы кажется загадочным. Оба спектакля сделаны силами, выходящими далеко за пределы гюмрийского театра. Его руководитель, директор и худрук в одном лице Людвиг АРУТЮНЯН уверен, что только так можно обеспечить театру движение, рост и перспективу.

- Две премьеры с десятидневным интервалом, и обе - с широким вовлечением коллег из столицы. Это принципиальный выбор театра?

- На то, чтобы заполучить на постановку Гора Маркаряна, у меня ушло года три, но я этого добился. Почему именно его – думаю, логично и понятно. Он умеет выбрать материал и ставить актуальные вопросы, которые интересны сегодняшнему зрителю, потрясающе работает с актерами, уже не говоря о режиссерском почерке и большом вкусе.

Именно Гор предложил поставить "Мизери" Стивена Кинга, а заодно пригласить на главную роль просто фантастическую актрису театра "Амазгаин" Татев Казарян, и это, естественно, меня очень обрадовало. Мужскую роль в спектакле играет наш молодой актер Арсен Сагателян. Ну и, как у многих режиссеров, у Гора есть свой постоянный художник Нелли Барсегян. Такая вот собралась команда.

Что меня приятно удивило - прежде чем приступить к работе, режиссер два месяца приезжал в нам, изучал театр, его пространство - искал правильную локацию, среду. В итоге вместе с Нелли они предложили вариант, который, правда, создавал для театра технические проблемы, но это было настолько интересно!.. А поскольку в данном случае я выступаю в качестве менеджера, желание режиссера для меня закон. В итоге удалось создать потрясающую среду с использованием каждого места в театре.

Нелли, Татев и Гор переехали на два месяца в Гюмри, началась работа. И уже здесь режиссер познакомился с нашим замечательным молодым музыкантом Нареком Космос и предложил ему написать музыку к спектаклю. Сегодня, благодаря такой сборной команде, у нас есть очень интересный спектакль, который, уверен, надолго останется в репертуаре. Он рассчитан всего на 106 зрителей единовременно - мы специально чертили новую схему зрительного зала и сцены. И в городе уже чувствуется большая заинтересованность - это видно по кассе.

Единственное, что меня заботит, - спектакль трудно будет перевозить, там тяжелая стационарная техника. Но я уверен, что если появится возможность гастролей, Гор сумеет сделать адаптивную версию оформления. Для меня очень важно, что наш Арсен выйдет на одну сцену с актрисой класса Татев Казарян - для него это бесценный опыт, и я благодарен Гору за то, что он сумел представить актера в совершенно новом качестве. Вообще, лишний раз убедился, насколько важно, чтобы режиссер любил своих актеров - а он на время репетиций становится для них просто отцом родным.

- Несмотря на камерность показов и пиар-бонус в виде голливудского фильма с оскароносной актрисой, "Мизери" - блюдо очень специфическое...

- Мы это много и мучительно обсуждали. Действительно, так оно и есть для сегодняшнего армянского зрителя вообще, и гюмрийского в частности... Но я уверен, что если решения в спектакле интересные, это всем и всегда интересно. А здесь выведено так много тем и подтем, что каждый человек найдет что-то из своей жизни, для себя.

Кстати, перевод Шаке Чинкозян, которая делала его с оригинала, невероятно качественный, и это тоже важно. Словом, я очень рад, что в нашем репертуаре появился этот спектакль и считаю его победой театра. С полной ответственностью заявляю: счастлив тот театр, который работает с таким молодым, талантливым, парадоксально думающим и очень мастеровитым режиссером, как Гор Маркарян. Надеюсь, что в нашем случае это не разовое приглашение, а долгое сотрудничество.

- Приглашение режиссеров или актеров - это сегодня норма жизни. А вот ко-продукция двух театров, Гюмрийского и "Амазгаин" - это что-то новенькое в нашей театральной реальности, вы и тут оказались впереди планеты всей.

- Это заслуга Нарине Григорян. Опять же, мне очень хотелось заполучить ее на постановку, но она предложила сделать совместными силами спектакль, который войдет в репертуар обоих театров. Она же предложила пьесу Уильяма Гиббсона "Волшебник". Мы представили этот проект замминистра по вопросам культуры Ара Хзмаляну, тот загорелся, мы получили грант. Так что, при том, что театр, конечно, внес свою лепту, спектакль выпускается при государственной поддержке.

Нарине выступает здесь как исполнительница главной роли, а постановку осуществляет наш мастер, народный артист РА Николай Цатурян. На этом проекте особо остро стоял вопрос оформления:  спектакль должен был быть мобильным, да еще приходилось элементарно учитывать разницу в размерах нашей и "Амазгаин" сцен. А еще, кроме шести актеров, тут есть ребенок.

Это отдельная история. Мы провели кастинг, в котором участвовало больше 40 детей. И в итоге выбор пал на дочку гюмрийского драматурга и актера Бабкена Закаряна. Наверное, актерский ребенок - это закономерно. Потому что речь не об умилительном беби. Персонаж - слепоглухонемая восьмилетняя девочка, почти два часа существования на сцене, едва ли не самая тяжелая роль в спектакле.

От "Амазгаин" в "Волшебнике" занята еще Татев, остальные - наши актеры Тигран Габоян, Арпине Мхитарян, Саркис Гарибян, Фрунзе Амирханян. В Гюмри премьера состоится в конце этого месяца, а в ноябре будут показы на сцене "Амазгаин".

- Какие-то у вас актеры ненормальные. Нормальные давно бы съели приглашенных коллег, перед этим пустив на аперитив руководителя, который жить мешает…

- У нас нет такой проблемы, правда нет! Им реально интересно! И у Тиграна Габояна в "Волшебнике" роль не мене значимая, чем у Нарине Григорян. И это так же верно, как и то, что не должен вечно ставить один и тот же режиссер. Не должны быть спектакли только Людвига Арутюняна - не только для сравнения, для расширения театральной палитры, но для актерского опыта работы с режиссерами разной эстетики и подхода.

Для меня очень важно, чтобы театр находился в постоянном движении - новые идеи, новые методы работы, новые высказывания. По крайней мере, пока я руковожу этим театром, я буду приглашать самых разных актеров. И конечно, перед теми режиссерами, которым есть что сказать, высказаться интересно, современным театральным языком, двери Гюмрийского театра всегда открыты.

- Так или иначе, приглашенный актер-звезда делает кассу. А затратный спектакль на 105 зрителей - это точно бьет театр по карману. Вы можете себе такое позволить в нынешних реалиях?

- Забавно. Обычно нас упрекали в заточенности на коммерцию. В нынешнем сезоне мы попытались, насколько возможно, освободиться от этого имиджа. Подчеркну, "Мизери" сделан полностью на средства театра, так что мы никому ничего не должны. Мы изначально понимали, что выбран "не ходовой" материал. Но я не приглашал Гора на коммерческую постановку, я приглашал его сделать качественный спектакль высокого стиля и вкуса, пускай и рассчитанный на 105 зрителей.

Правда, цену на билеты мы назначили до 4 000 драмов - для Гюмри это очень недешево. То же с "Волшебником" - он также не преследует коммерческих целей. Мне не нужны звезды, мне нужны талантливые профессионалы. Мы стараемся совмещать: делать кассовые спектакли, которые приносят деньги на такие "деликатесы" не для всех. Как человек, отвечающий за театр, я не могу отказаться от коммерческих спектаклей, но рядом с ними обязаны быть постановки со знаком качества, именно они обеспечивают общее качество театра.

- Поскольку вы уже разогнались и останавливаться, кажется, не собираетесь, расскажи о дальнейших планах.

- Я все-таки директор театра, поэтому надо говорить не только о высоком. Мы уже обратились в министерство - нам просто необходимо перевооружение по части света и звука. Надеюсь, до конца года в этом вопросе наметится подвижка.

И еще один вопрос, который мы поднимаем уже лет пять, - замена окон. С учетом масштабов нашего здания, это очень затратное дело. Региональная власть Ширака выступила посредником, и мы обратились в правительство. Если вопрос решится, это будет большой подарок театру - тепло, безопасно и эстетично.

Что касается творческих вопросов, мы в стадии переговоров о показе двух спектаклей в Испании по приглашению армянской диаспоры. Кажется, все состоится, если только ковид опять не поднимет голову. Активно работает наша Малая сцена имени Мгера Мкртчяна, которую мы постоянно предоставляем для молодежного эксперимента. Там молодой режиссер репетирует "Дом на границе" Мрожека. Готовимся громко отметить юбилей нашего замечательного актера и режиссера Ованнеса Ованнисяна.

 И! До конца года театр намерен реализовать еще один проект - в рамках пропаганды современной французской драматургии и армяно-французской дружбы. Режиссер Сатен Хачатрян, которая последние годы работает во Франции, но регулярно приезжает и работает в Армении, предложила реализовать на нашей сцене пьесу современного французского драматурга Жоэль Помра. Так что наше стремление не вариться в собственном соку и искать новые идеи не останавливается.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
      2024-07-26 10:25

      "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

    • "ПИТАТЬСЯ КУЛЬТУРОЙ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СОХРАНИТЬ СЕБЯ"
      2024-07-25 09:43

      Летний вояж в Армению Театральной труппы им. Гаспара Ипекяна из Бейрута, вот уже скоро 100 лет работающей под эгидой "Общенационального армянского культурно-образовательного союза", привычно называемого "Амазгаин", никто Культурным Событием не называл, да и сами гости амбиций не демонстрировали.  И все-таки это событие с маленькой буквы "с" заставило задуматься над многими вопросами, как постоянно думают над ними те представители армянской Диаспоры, которых по праву можно назвать армянскими интеллигентами.

    • УВИДЕТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА - ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ИЗ КОСМОСА
      2024-07-23 09:42

      "Тысячелетнее наследие Нагорного Карабаха находится под угрозой. Это не только страх 100 000 армян, бежавших со своей земли в сентябре 2023 года после военной операции Азербайджана, но и вывод, сделанный Европейским центром права и правосудия (ECLJ)", - публикация в конце прошлой недели французской Le Figaro стала очередным подтверждением Геноцида армянского культурного наследия Арцаха, последовавшего за Геноцидом его армянского населения. В докладе ECLJ он назван "культурным уничтожением".  "От того, какие конкретные действия (заявления из общих слов не в счет!) начнут предпринимать власти Азербайджана в отношении христианских памятников Нагорного Карабаха, и можно будет судить о том, каково этическое здоровье этой страны, о дееспособности всех тех положительных, нравственных качествах ее народа, которые преподносятся его руководителем как образец для подражания", - писал портал Regnum.ru еще в ноябре 2020 года, сразу после окончания 44-дневной войны.

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
      2024-07-26 10:25

      "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.

    • ТРАДИЦИИ + НОВАЦИИ = ПЕРСПЕКТИВА
      2024-06-20 10:37

      "Хочу сказать не как председатель жюри, а как человек, который следил за жизнью форума, я получил несказанное удовольствие! И от спектаклей, и от встреч, и от той лабораторной работы, которая шла. Я хочу поблагодарить всех за то, что в наше сложное время вы, мы занимаемся театром, тратим на это наши силы, нашу жизнь. На это прекрасное, может быть, немножко странное, но очень благородное дело. Занимаемся театром, который объединяет людей!" - говорил Евгений Писарев, заслуженный артист России, художественный руководитель Московского драматического театра им. Пушкина.  В начале июня в Алматы проходил V Международный молодежный театральный форум стран содружества, Балтии и Грузии.

    • САТИ СПИВАКОВА В РОЛИ МАРИИ КАЛЛАС - ЛУЧШИЙ ПОДАРОК В ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИК
      2024-03-08 11:05

      "Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии.  Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!