СОРОК И БОЛЕЕ ГРАЦИЙ ЭДУАРДА ИСАБЕКЯНА
В Ереване открылась выставка работ народного художника Армении Эдуарда Исабекяна. Более 40 малоизвестных широкой публике полотен, представленных в его именной галерее, стали достойным украшением экспозиции, приуроченной к 108-й годовщине со дня его рождения. В выставочную коллекцию вошла графика, созданная Эдуардом Исабекяном на закате жизни.
«ЭТО ЛИШЬ НЕБОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ГРАФИЧЕСКИХ КАРТИН МОЕГО ОТЦА, - заметил сын живописца, известный художник Арам Исабекян. - В запасниках галереи хранятся еще несколько десятков графических работ, которые, при всем нашем желании, невозможно было включить в выставочный проект. Отмечу лишь, что Эдуард Исабекян был удивительным художником, одним из редчайших, чью любую работу можно изъять из архива и сразу, не задумываясь, представить широкой публике».
Эдуард Исабекян был эпохальным художником, занявшим свое прочное место в огромном пазле истории армянской живописи ХХ века. Как выразилась куратор выставки Ося Карамян, маэстро Исабекян – безмолвное свидетельство целой эпохи, ее не прерванная линия, особый колорит, философская и житейская мудрость.
«Арам Исабекян доверил мне подготовку выставки работ своего отца, и я с радостью приняла предложение. Это был своеобразный вызов, заставивший углубиться в творчество Эдуарда Исабекяна, начать исследовать его более детально, глубинно, существенно. С каждой новой картиной я все больше и по-новому открывала для себя этого замечательного художника, обнаружив в нем помимо гениального творца еще и серьезного мыслителя, - делится Ося Карамян. – Эдуард Исабекян не просто рисовал, а вкладывал в каждый живописный мазок, графическую линию осознанное содержание, идею, чувства, персональное отношение к тому, что он с легкостью отдавал полотну. Исабекян проявил себя мыслителем и в своем поэтическом наследии, оставленном потомкам. В чудесных стихах он подробно описывает то, о чем размышляет, но в этом описании проскальзывают детали, которые мог подметить лишь талантливый художник. И в стихах, и в картинах Эдуарда Исабекяна присутствует пройденная им жизнь – сложная, многослойная, в которой нашли место горечь и сладость, боль утрат и радость обретений, падения и взлеты. Он – знаток всех пластов жизни и мастер их передачи в искусстве».
В последние годы жизни Эдуард Исабекян практически не видел: потеря зрения, казалось, должна была загнать художника в угол. Но творец от Бога, он не переставал рисовать, следуя внутреннему наитию, чувствуя создаваемую картину всем нутром, мастерски манипулируя красками и линиями. Он работал почти всеми графическими материалами, использовал карандаш, тушь, сангину, пастель, уголь, а в последние годы и фломастеры. Как вспоминает Арам Исабекян, уже почти ничего не видя, отец не расставался с рисовальной атрибутикой, и домочадцы раскладывали рядом с ним фломастеры в определенной последовательности цветов. Художник брал фломастер одного цвета и, закончив с ним работать, возвращал на точное место, чтобы случайно не спутать краски. При некоторой размытости черт на графических портретах последнего периода маэстро Исабекян умело передал характеры, настроение, ситуативные эмоции, действия своих героев. Все его персонажи даны в движении, что говорит об одном: сам художник, несмотря на возникшую проблему со зрением, внутренне продолжал жить активной творческой жизнью, его воображение бурлило фантазиями, которые превращались в графические шедевры.
«РИСУНОЧНЫЕ РИТМЫ ЭДУАРДА ИСАБЕКЯНА НАСТОЛЬКО КРАСНОРЕЧИВЫ И РЕАЛЬНЫ, что ему удается передать с помощью живописных средств и эмоций то, что нельзя увидеть глазом. Своими линиями он выражает вечные человеческие ценности и чувства. Будучи человеком далеким от материальных ценностей, он в каждом своем полотне взывает к ценностям духовным», - подчеркнула Ося Карамян.
Тематика графики Эдуарда Исабекяна многожанровая. Ценители изобразительного искусства и поклонники его творчества обнаружат в ней портреты, композиционные зарисовки, обращение к истории, и в первую очередь - армянской. Здесь есть и иллюстрации к литературным произведениям, изображение картин природы, сцен с использованием мифологических сюжетов и мифических персонажей, и, конечно, обилие женщин, которые, словно музы, сопровождают его в последний период творчества.
Женщины-музы – они в графике Исабекяна повсюду, в таких картинах, как «Пиршество в лесу», «Отдых», «Входящая в воду», «Композиция с тремя фигурами». «Женщина с попугаем», «Сражающаяся амазонка», «На берегу», «Перед зеркалом» - всех не перечесть. В каждой из них почти ослепший художник видел внутренним взором присущую лишь ей грацию, томность, негу, завуалированную страсть к жизни.
«Женщин в творчестве Эдуарда Исабекяна всегда хватало сполна, – продолжает Арам Исабекян. - Они красной нитью проходили через его искусство. И если в графике зачастую это натурщицы, полуобнаженные или совсем неприкрытые дамы, то в живописи это обычные армянки, красоту которых он подмечал, когда ездил по Армении. Он рисовал тружениц, работающих в поле, сельчанок, несущих на плече кувшин воды, пожилых и молодых, плавающих в речке и просто смотрящих вдаль. Эдуард Исабекян не просто любил женщин, он почитал их – в живописи и в жизни. Он глубоко любил родину и почитал женщин как ее красивую, неотъемлемую часть. Он рисовал типичных армянок такими, какие они есть, и умел подловить в них красоту без прикрас, создавая их реалистические образы».
Присутствующий на открытии выставки известный художник Карен Агамян преподнес галерее и лично Араму Исабекяну свое авторское исследование по творчеству Эдуарда Исабекяна.
«Я изучил лишь одну картину, но во всех композиционных, фигуративных работах Эдуарда Исабекяна ощутим феномен – наличие закономерности золотого сеченеия. К сожалению, наши искусствоведы не обращались к этой особенности творчества Исабекяна: ее сложно заметить и зафиксировать, - раскрыл свое видение Карен Агамян. - Эдуард Исабекян рисовал подсознательно, потому что получил этот дар свыше. Он работал, не используя линейку, карандаш или циркуль, чтобы привести своих персонажей в соответствие с золотым сечением. У него это получалось само собой – как у природы и как у гениальных художников. Думаю, этот феномен творчества Исабекяна необходимо исследовать и преподавать в Академии художеств».
Добавим, что выставка в галерее «Эдуард Исабекян» открыта до 10 декабря. А 8 ноября, в день рождения художника, состоится посещение Пантеона им.Комитаса, где нашел покой мастер Эдуард Исабекян.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-10-05 10:30
В Национальной библиотеке Армении состоялась Международная научная конференция «Сохранение наследия во имя стабильного будущего», приуроченная к 105-летию придания этому главному хранилищу печатных изданий государственного статуса. На форуме собрались более 100 представителей 64 организаций из 20 стран: США, Германии, Великобритании, Венгрии, Болгарии, России, Беларуси, Кыргызстана, Ганы, Малайзии и других. Армения была представлена организациями и учреждениями не только Еревана, но и Гюмри, Ванадзора, Гегаркуникского марза.
-
2024-10-04 11:17
Шушинский хор «Варанда» вновь на сцене После двухлетнего молчания известный в армянском мире детско-юношеский хор «Варанда» вновь поднял свой чистый голос. В ереванском Доме камерной музыки им.Комитаса, а затем и на других площадках прошли концерты этого исторического коллектива, созданного нашим ливанским соотечественником, музыкантом и дирижером Закаром Кешишяном в арцахском городе Шуши в 1992 г. - сразу после его освобождения.
-
2024-10-01 10:47
День Победы – 9 мая 1945 года – Вазген Оганесов встретил в госпитале: тяжелые ранения руки и ноги, раздробленная челюсть не давали возможности свободно двигаться. Когда его навестили боевые товарищи и в честь победы решили поднять бокалы, Вазген Михайлович не смог выпить за окончание войны и лишь разделял всеобщую радость.
-
2024-09-28 10:27
Боевой меч, сабля, ордена, медали и погоны, рукописи, фотографии, письменные документы – экспозиция из этих и других предметов, касающихся личной жизни и общественной деятельности видного армянского полководца Андраника Озаняна открылась на днях в Музее истории Армении. Поводом для выставки послужил акт дарения новых материалов из семейного архива Зоравара, привезенных в Армению Седой и Григором Тигранян из США. Среди них и самый трогательный, как выразились присутствующие на открытии выставки лица, экспонат – прядь волос Андраника Зоравара, которую до конца своей жизни бережно хранила завернутой в бумагу его вторая супруга Нвард Кюркчян. Ее потомки обнаружили необычную реликвию спустя годы после смерти Нвард и вместе с более чем 20 другими материалами решили передать на хранение Музею истории Армении. Уже здесь под руководством директора Музея Давида Погосяна была инициирована выставка, вобравшая как хранящиеся в запасниках материалы и предметы, связанные с личностью Андраника Озаняна, так и новые экспонаты, подаренные четой Тигранян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-08-01 09:15
"...И откроется вдруг сокровенная красота...". Сокровенная красота - так называют тайную, сокрытую душу вещей. Которую непременно почувствуешь, но не в первую очередь. Сначала восхищает красота в ее общепринятом, эстетическом смысле - утонченная и изысканная, она завораживает, не давая отойти от выставочной витрины...
-
2023-07-01 09:54
Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.
-
2023-06-17 10:36
В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.
-
2023-06-14 13:07
Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".