Последние новости

КОГДА ХРАБРЫЙ НАЗАР НАПОМИНАЕТ БЕРИЮ...

Если правда, что театр - это зеркало жизни, пропущенной сквозь призму творчества, то хрестоматийно-комичный Храбрый Назар, обретающий на сцене черты Берии - это явный признак. В "Датском королевстве" все прогнило настолько, что уже не смешно, а страшно...

В Театре музыкальной комедии им. Пароняна его творческий руководитель, заслуженный деятель искусств РА Акоп Казанчян поставил "Храброго Назара" Дереника Демирчяна. Преподнес одну из самых неожиданных трактовок классического произведения, одну из самых смелых художественно.

 "ХРАБРЫЙ НАЗАР" - ДАВНЯЯ ЛЮБОВЬ АКОПА КАЗАНЧЯНА. Театралы помнят его постановку этой пьесы на сцене ТЮЗ-а - фееричный, смешной, выразительный спектакль с чередой ярких, немного масочных персонажей. Перед походом на нового "Назара" даже закралась мысль, не будет ли он неким самоцитированием, использованием прежних находок? Но вот парадокс - если в новой версии сатирической комедии и была какая-то отсылка к прежним работам режиссера, то, скорее, к спектаклю "Ловушка для Сталина"...

 На вопрос, чем обусловлен переход в такую мрачновато-пугающую интерпретацию, Акоп Казанчян отвечает: "Временем! Если совсем честно - в этом нет "умысла", так получилось, потому что сегодня эту тему я вижу именно так. Для меня это единственный ответ на вопрос. Кроме ТЮЗ-а, году в 93-94 я ставил эту пьесу в Гюмри, и тот спектакль тоже вышел не слишком веселым. Тем не менее даже там и в те годы он во многом тяготел к комедии. А сегодня я даже не рассматривал подобной версии, потому что вдруг поймал себя на мысли, которая раньше не приходила мне в голову. Вдруг понял, что, если произносить текст Демирчяна всерьез, все встает на свои места. Сегодня я просто убежден, что он писал именно с этим посылом, просто времена были такие, что надо было делать из подобной темы сатиру. Я даже совершено убежден, что последнюю сцену - разоблачения Назара, когда все неожиданно поняли, что он трус и ничтожество, Демирчян опять же написал вынужденно - по велению времени. И мы решили изменить сказочно-комический ракурс - делать спектакль о человеке, который изначально знал, куда и на что он идет, изначально знал, что достигнет совей цели".

Все это прекрасно, скажете вы, но Назар, причем тут Назар?

Самое интересное, что этот вопрос на спектакле пароняновского театра ни разу не возникает. Этот "Храбрый Назар" смотрится как Демирчяновский - по своему содержанию и колориту, по своему театральному языку. Спектакль поставлен по оригинальному тексту пьесы, но преданность автору возникает совсем не из текста. Точно так же, как ощущение подлинности и узнаваемости возникает совсем не из того, что человек перебинтовал себе руку, водрузил рюкзак на спину и попер на трон...

 Сцена из спектакля 'Храбрый Назар'Этот "Храбрый Назар" действительно не сказка-памфлет. Это ужас перед реализованной мечтой ничтожества и негодяя - мечтой о могуществе, о власти над людьми, над деньгами и, главное, над судьбой. Да, это сюжет многих великих пьес, повестей и романов. Так что режиссер переквалифицировал назаровщину в дьявольщину.

ДЬЯВОЛИАДА - ВЕЩЬ ЭФФЕКТНАЯ И КОВАРНАЯ, УМЕЮЩАЯ ВЛЮБЛЯТЬ В СЕБЯ. И при всей серьезности намерений Казанчян ни на минуту не забывает о театральности, временами переходящей на территорию шоу-аттракциона. Вот девушки во фрачных парах и котелках лихо вскидывают ноги, танцуя под культовую "Монеи" Пинк Флойд. Вот новоявленный Олигарх, который кого-то очень напоминает, и Сенекапет, Дворецкий - Вааг Маркарян и Сипан Задоян - "сражаются" в блистательном вокальном дуэте. Вот гость Назарастана, Лидер далекой страны в ставших знаменитыми носках - Арсен Албарян - выписывает немыслимые коленца, стремясь то ли сплясать с Назаром, то ли влепить ему безешку...

 Эти и многие другие каскадные эпизоды на сцене кажутся версией мюзикла - театр работает "в жанре". Но, четко взвешивая, режиссер миксует их с суровыми сценами-диалогами, в которых смешной, давно разобранный на мемы демирчяновский текст произносится с холодной и расчетливой решимостью. И из этого микса рождается портрет дрянного времени, выродившейся эпохи. Точно так же, как из сочной игры актеров, из карнавала созданных ими смыслов рождается своеобразный кордебалет челяди, кордебалет лакеев.

Среди всех этих забавно-страшноватых фигур - фигура совсем не забавная, изломанная, полная желчных гримас и мрачных страстей. И надо видеть, как Ишхан Гарибян, вчера еще игравший молодых героев, меняет амплуа, умно строит свою роль. Никакого избыточного гротеска, никакой излишней "сказочности". Перед нами прожженный циник, наделенный здравым смыслом и мужицкой сноровкой. Посверкивая недобрым глазом, актер играет чуть отстраненно, чуть холодно, чуть иронично. Играет оборотня - играет моральную способность стать кем угодно и маниакальную страсть быть кем угодно, только не собой.

Вообще, может быть, главная фишка спектакля, которой добился режиссер Акоп Казанчян, это ощущение, что Назар вовсе не господин положения, а в какой-то мере фантом, злая игра нашего - в смысле, персонажей спектакля - воображения. Господин положения в этом спектакле - страх, древний, как человечество, страх перед оборотнями. То, что много позднее будет названо манипуляцией страхом и уже в 20 веке войдет в каждодневную практику государств-диктатур.

"...Я СОВЕРШЕНО УБЕЖДЕН, ЧТО ПОСЛЕДНЮЮ СЦЕНУ - РАЗОБЛАЧЕНИЯ НАЗАРА, когда все вдруг и неожиданно поняли, что он трус и ничтожество, Демирчян написал вынужденно - по велению времени", - говорил Акоп Казанчян. И этот "вынужденный" финал режиссер убрал, выкинул как несоответствующую жизни и времени ненаучную фантастику.

"Тогда безысходная развязка спектакля нарушает неприкасаемый этический закон театра", скажите вы. Возможно. Но мы уже договорились, что театр - зеркало жизни и времени, а они совершенно равнодушны к этическим канонам...

Так что, пессимизм, заключенный в новой версии "Храброго Назара" на сцене театра им. Пароняна, возможно обладает не меньшей, а может, и большой силой, чем оптимистические разоблачения. Он ставит вопрос, глядя в глаза, и требует ответа. Такова позиция театра. Такова позиция артистов с человеческой душой по отношению к оборотням-монстрам. И судя по реакции зала, зрителя она не шокирует.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ПРИХВАТИЗАЦИЯ - ПЕРЕЗАГРУЗКА?
      2024-04-12 09:10

      "- Если мне не изменяет память, на месте здания Дома художников когда-то была мечеть? - Да, в 20-ые годы прошлого столетия здесь стояла мечеть Залхана. - Ну, вот и выяснили, кому достанутся плоды нынешней попытки "реституции"..." Смешно. До слез. Такой диалог на днях звучал в Доме художников, где собрались руководители всех творческих союзов Армении, а также представители правовой сферы, чтобы всем вместе ответить на вопрос - что делать дальше?

    • "ПРИНЦИП БОГА" ИЛИ "ПРИНЦИП КОКА-КОЛЫ"? - "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" СТЕПАНАКЕРТСКОГО ТЕАТРА
      2024-04-11 11:01

      "Мы сошли с ума и под видом свободы превратили свою жизнь в абстракцию", - говорил с трибуны священник-лютеранин отец Августин...  Любой, случайно приоткрывший дверь и заглянувший в большой конференц-зал отеля "Ани", ни на секунду не усомнился бы, что здесь проходит большой международный форум, идет жаркая дискуссия и звучат разные идеологии и голоса, ищущие ответы на самые острые вопросы современного мира.  Дискуссионная ткань, острая и парадоксальная, действительно была. Конференция... Тоже была, только пропущенная сквозь призму творчества. Спектакль "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" по пьесе И. Вырыпаева в постановке Степанакертского Русского драматического театра. Спектакль, ищущий ответы на самые острые вопросы современного мира.

    • ГАСТРОЛИ "КАНАРЕЙКИ" – ПРИЕМ, ДОСТОЙНЫЙ КАЛЛАС
      2024-04-10 10:10

      "Мне уже говорили, что давно не было ни такого аншлага два дня подряд, ни такого приема, поэтому я сегодня проснулась счастливой. Понимаю, что тут встреча с легендарным московским театром наложилась на неожиданность увидеть меня в качестве драматической актрисы, но... Мои коллеги, улетевшие совершенно ослепленные Арменией, армянской публикой и этим приемом, в один голос повторяли: "Никогда такого приема не было!", - говорила Сати Спивакова, подводя итоги своего первого явления в родном Ереване в качестве театральной актрисы.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • "ПРИНЦИП БОГА" ИЛИ "ПРИНЦИП КОКА-КОЛЫ"? - "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" СТЕПАНАКЕРТСКОГО ТЕАТРА
      2024-04-11 11:01

      "Мы сошли с ума и под видом свободы превратили свою жизнь в абстракцию", - говорил с трибуны священник-лютеранин отец Августин...  Любой, случайно приоткрывший дверь и заглянувший в большой конференц-зал отеля "Ани", ни на секунду не усомнился бы, что здесь проходит большой международный форум, идет жаркая дискуссия и звучат разные идеологии и голоса, ищущие ответы на самые острые вопросы современного мира.  Дискуссионная ткань, острая и парадоксальная, действительно была. Конференция... Тоже была, только пропущенная сквозь призму творчества. Спектакль "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" по пьесе И. Вырыпаева в постановке Степанакертского Русского драматического театра. Спектакль, ищущий ответы на самые острые вопросы современного мира.

    • ГАСТРОЛИ "КАНАРЕЙКИ" – ПРИЕМ, ДОСТОЙНЫЙ КАЛЛАС
      2024-04-10 10:10

      "Мне уже говорили, что давно не было ни такого аншлага два дня подряд, ни такого приема, поэтому я сегодня проснулась счастливой. Понимаю, что тут встреча с легендарным московским театром наложилась на неожиданность увидеть меня в качестве драматической актрисы, но... Мои коллеги, улетевшие совершенно ослепленные Арменией, армянской публикой и этим приемом, в один голос повторяли: "Никогда такого приема не было!", - говорила Сати Спивакова, подводя итоги своего первого явления в родном Ереване в качестве театральной актрисы.

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.