Последние новости

НЕЗАБЫВАЕМОЕ ИМЯ

К 100-летию Геворга АДЖЕМЯНА

Он был из поколения старой подлинной интеллигенции. Видела его каждое утро. Приветливо улыбаясь близким и знакомым, поминутно снимая шляпу, он всегда спешил в одном и том же направлении. В музыкальной десятилетке имени П. И. Чайковского его ждали дети. Он должен был настроить инструменты и тем, кто еще не успел этого сделать. И начать репетицию - долгий, мучительный, но и радостный процесс. Мучительный, ибо добиться успеха от одного легче, нежели от многих. Ведь это дети - единый организм, имя которому - ансамбль. А ансамбль не состоится, если хотя б один из них не одолеет трудного штриха, не почувствует темпа или нюанса.

 Ансамбль скрипачей Гостелерадио АрменииКогда-то именно так зарождалась история коллектива, впоследствии широко известного и прославленного: Ансамбля скрипачей Гостелерадио Армении.

ПОДВИЖНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭТОГО АНСАМБЛЯ - яркая страница истории нашего музыкального искусства.

А начало было положено в 1958 году замечательным энтузиастом Геворгом Аджемяном. Он собрал ансамбль детей - скрипачей младших классов Музыкальной школы им. П. Чайковского и начал с ними заниматься. Шли годы. Вчерашние школьники сделались студентами, а Аджемян продолжал с ними работать. Тогда-то, в семидесятых годах, он превратился в Ансамбль скрипачей Гостелерадио.

Гастрольные маршруты первого ансамбля насчитывают сотни тысяч километров. Успех и популярность коллектива были столь велики, что вскоре он получил звание лауреата Ленинского комсомола.

Словом, сплав таланта, задор юных исполнителей со зрелым мастерством. Не проходило в Москве или в других столицах союзных республик ни одной декады, ни одного крупного культурного мероприятия, связанного с Арменией, чтобы ансамбль скрипачей, руководимый Аджемяном, не принимал в них участия. Программы каждого выступления ансамбля хватило бы на два концерта, но слушателям казалось этого мало. И уже не просто отменный профессионализм, не только владение теплым и живым звуком или непринужденная грация совместной игры захватывали их, но и чувство трепетной влюбленности в свое дело, в музыку, воспитанные руководителем. Вот слова, которым отметил успех ансамбля Дмитрий Шостакович: "Слушал ваше выступление. Сильно! Талантливо! Поздравляю вас!"

 Геворг АджемянВосторженные отклики и рецензии сопровождают ансамбль на всем протяжении его деятельности. "Благодаря выдающемуся таланту Г. Аджемяна ансамбль поднял свой художественный уровень до вершин исполнительского искусства", - писал Арам Хачатурян. Не менее высоко был оценен ансамбль скрипачей школы-десятилетки: "Они сумели показать нам целый лес юных скрипачей, и это говорит о том, что народ Армении не только талантлив, но и мудр. Он умеет думать о завтрашнем дне". (Густав Эрнесакс).

Итак, высокий уровень исполнительства и предельная требовательность к себе. Как результат - богатейший репертуар, в котором, кстати, множество переложений и обработок самого Геворга Аджемяна. Его транскрипции отличали вкус, знание акустических и технических возможностей инструментов.

ИСКУССТВО АДЖЕМЯНОВСКИХ АНСАМБЛЕЙ (а их помимо основного было еще четыре) таило удивительную силу притяжения. Факт вроде бы общеизвестный, однако далеко не изученный. Принято утверждать, что сила художественной убедительности его интерпретаций заключена в необычности музыкального колорита. Именно колорита. Типично аджемяновского. На редкость своеобразного. Достаточно нескольких тактов музыки, чтобы ясно ощутить стиль его ансамблей.

Для многих коллег работа Аджемяна незаметно стала мерилом, образцом того, что мы называем подлинным искусством, далеким от сухого, бездушного ремеслинничества. Все в нем излучало свет истинного благородства и  было сопряжено с тончайшими нюансами палитры Мастера. Палитры, выражающей существо таланта творца, его мировоззрения и мастерства.

 Ансамбль скрипачей Гостелерадио АрменииЕго репетиции многие помнят до сих пор. Они пленяли самых привередливых музыкантов, а концерты ансамбля отличались мудрым вдохновением, которое возможно лишь в зените артистического пути, когда талант не обременен житейскими хлопотами восхождения, а может себя всецело посвятить велениям искусства.

Несмотря на возраст и чудовищные, нечеловеческие условия последних лет (90-е годы), Геворг Вардкесович расширял свою деятельность. Он создавал ансамбль скрипачей и в других музыкальных школах - им. Саят-Новы, им. Экимяна. И ни разу (я общалась с ним довольно часто) не пожаловался на трудности материального характера. Они его не обошли, как, впрочем, и всю нашу интеллигенцию.

Проблемы Геворга Аджемяна были исключительно творческие. Его коллективы, которые составляют гордость нашего искусства, ни разу не представляли свое искусство за рубежом. Следует ли говорить, что они бы сделали честь любой стране? Но что об этом говорить сейчас?.. Его творческая деятельность - это громадное художественное достижение, гордость нашей культуры.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ВЕТЕРАН ВОЙНЫ В СТРОЮ С МОЛОДЕЖЬЮ
      2024-04-19 10:43

      Каждое время выдвигает своих героев – подлинных и мнимых. Современники не всегда  умеют их различить, и это оборачивается чувствительными потерями. Тем более что подлинные герои очень часто не любят, не умеют расписывать свои заслуги. Об этом скупо говорит их биография. К числу таких принадлежит подполковник Мартин Багдасарян, недавно отметивший 80-летие.

    • ХУДОЖНИК, ДИЗАЙНЕР, ПЕДАГОГ ЭДУАРД СЕДРАКЯН
      2024-04-16 10:35

      Не каждому дано перешагнуть восьмой десяток лет в расцвете творческих сил и полноте энергии, заставляющей не сходить с выбранного пути. Известный армянский художник, педагог, профессор Эдуард Сeдракян из тех, кто заслужил божью благодать работать, не останавливаясь, несмотря на седину волос и солидную дату в графе "возраст". В этом широкая общественность убедилась на персональной выставке Эдуарда Артаваздовича, открывшейся на днях в Союзе художников Армении в честь его 80-летия.

    • ВСПОМИНАЯ СУСАННУ АМАТУНИ
      2024-03-04 10:34

      Исполнилось 100 лет со дня рождения известного музыковеда-теоретика, профессора Ереванской консерватории Сусанны (Шушаник) Бабкеновны Аматуни.  Выпускница историко-теоретического факультета Московского музыкального педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных)  сделала свои первые шаги в преподавании в стенах ереванской средней специализированной музыкальной школы им. Чайковского, в кузнице одаренных музыкантов республики.