Последние новости

"ГОЙ" - В РОЛИ ЮБИЛЯРА И ИСТЦА

Через несколько дней исполнится 35 лет со дня открытия Государственного экспериментального театра "Гой". В лучшие времена в связи с юбилеем театр бы облагодетельствовали и навешали медалей, в нынешние, как известно, на него навешали ярлыки и приняли правительственное решение об оптимизации и слиянии его с Национальным театром им. Сундукяна.

НАВЕРНЯКА О РОЛИ КОЛЛЕКТИВНОГО ИСТЦА В СУДЕ АРТИСТЫ ТЕАТРА НЕ МЕЧТАЛИ - они мечтали о ролях! Но... Какое время, такие и песни.

 Афиша Государственного экспериментального театра 'Гой'Не помогло ничего. Ни попытки говорить с МОНКС-ом - по-человечески, ни шум, поднятый в СМИ, ни специальная премия "Артавазд" "за уникальный след, оставленный в театральном искусстве", вручение которой превратилось в акцию поддержки, когда весь театральный мир стоя и бесконечно долго аплодировал героям взятого минкультом в кольцо "Гоя". Решение об оптимизации было принято. Театр не смирился и обратился в суд.

Процесс идет - вполне себе кафкианский. Это спор между правительством и его ГНКО, государственной некоммерческой организацией, коей является театр. На нынешнем этапе правительство пуп надорвало и притомилось, стремясь под давлением перевести дело из суда административного в гражданский. Почему? Да потому, что до решения административного суда реализация приговора правительства приостанавливается - государство обязано выплачивать зарплату и прочее, а театр - работать в надежде, что "армянский суд - самый справедливый суд на свете". В случае с гражданским иском все обстоит гораздо менее оптимистично - можно никаких судебных решений не ждать и накрыть театр хризантемой. Посмотрим.

Под раздачу "Гой" попал вторым - после Музыкального Камерного театра, который "присоединили" к театру Музыкальной комедии им. Пароняна. А ведь страшно вспомнить, сколько прекраснодушных слов было сказано в контексте Камерного - не корысти ради, а токмо для улучшения условий работы коллектива!.. Теперь нет ни коллектива, ни театра. "Гой" пока сопротивляется.

Когда два театра с небольшим временным интервалом оказались в статусе оптимизированных, вспомнили - не к ночи будет помянут - "черный список" Назени Ованнисян и стали гадать, кто будет следующей жертвой культуроненавистников. Но волна спала. Тогда возникла новая версия - личной вендетты Главного Шурина Страны Грачья Акопяна, кровно мстящего двум театрам, которые его отвергли. Ну, тут уж, "послушай, Зин, не трогай шурина" - это, скорее всего версия любителей заговоров.

 Афиша Государственного экспериментального театра 'Гой'Еще один повод к закрытию "Гоя" - позиция его художественного руководителя Артура Саакяна. Мало ему было того, что на заявление МОНКС-министра Жанны Андреасян "Нжде был фашистом" театр ответил спектаклем "Нжде" - и тут же родилась идея "оптимизации". Так он и сегодня продолжает в том же духе!

"ПОСЛЕ ЧУДОВИЩНОГО ПРЕДАТЕЛЬСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К АРЦАХУ ВСЕ МЫ В ОДИНАКОВОМ ПОЛОЖЕНИИ. Такой финал прослеживался с первых дней, к нему вела вся логика событий. Но что Арцах опустеет за неделю... Я не мог себе этого представить. Я не обвиняю людей, почти год проживших в блокаде и лишенных поддержки родины. Просто не перестаю удивляться - что произошло с нашим народом? Сегодня мы переживаем очень тяжелые дни, и ужас в том, что это еще не конец испытаний. Они выполняют очень четкую программу. Удивляет только одно - что вам сделала Армения, что вы без конца ей мстите? Откуда столько злобы и ненависти к армянам и столько безоговорочной преданности туркам?

Я выражаю свое мнение, свою позицию. И к театру это не имеет никакого отношения. В конце концов, право свободно высказывать свое мнение - одна из основных человеческих свобод. По крайней мере, всяческие официальные заявления звучат именно так. Но, увы, к любому инокомыслию нынешние власти совершенно нетерпимы. А между тем, именно его они когда-то подняли на свои щиты. Люди забывают свое прошлое. Всему приходит конец... Я надеюсь, что беспощадная кара не заставит себя долго ждать", - заявил Артур Саакян в интервью "Иравунку" буквально три дня назад. Ну как тут, в нашей-то цитадели демократии и оплоте всяческих свобод не закрыть театр! Еще лучше, закатать в бетон - чтоб неповадно было.

 Театр 'Гой'Ну и конечно, квартирный вопрос. Кстати, Симфонический оркестр, который называли "честью и славой армянской культуры", проливали слезы над его "бездомностью" и только ради него и закрыли Музыкальный Камерный, в соответствующее здание по прошествии двух с лишним лет так и не заселился. Получит ли обратно Сундукяновский театр "Гой"-территорию? Время покажет.

Но "Гой" - он есть "гой", то есть сущий. И за право своего существования он борется - продолжает работать. Недавно здесь состоялась премьера - моноспектакль в постановке хореографа, а теперь и режиссера Арины Араратян по роману Патрика Зюскинда "Парфюмер". Сам Артур Саакян приступил к репетициям "Книги скорбных песнопений" Нарекаци. "Я очень хочу, чтобы на какой-либо сцене Армении периодически звучали "свет истины" и молитвы Нарекаци, которые целительны. Может быть, сегодня Нарекаци излечит нас?", - говорит режиссер.

Несмотря ни на что, театр открыл юбилейный сезон и собирается с размахом отмечать круглую дату.

Поздравим "Гой" с грядущей датой. И будем держать кулаки за его стойкость, достоинство и удачу. И за то, что времена, все-таки, меняются.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
      2024-07-26 10:25

      "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

    • "ПИТАТЬСЯ КУЛЬТУРОЙ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СОХРАНИТЬ СЕБЯ"
      2024-07-25 09:43

      Летний вояж в Армению Театральной труппы им. Гаспара Ипекяна из Бейрута, вот уже скоро 100 лет работающей под эгидой "Общенационального армянского культурно-образовательного союза", привычно называемого "Амазгаин", никто Культурным Событием не называл, да и сами гости амбиций не демонстрировали.  И все-таки это событие с маленькой буквы "с" заставило задуматься над многими вопросами, как постоянно думают над ними те представители армянской Диаспоры, которых по праву можно назвать армянскими интеллигентами.

    • УВИДЕТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА - ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ИЗ КОСМОСА
      2024-07-23 09:42

      "Тысячелетнее наследие Нагорного Карабаха находится под угрозой. Это не только страх 100 000 армян, бежавших со своей земли в сентябре 2023 года после военной операции Азербайджана, но и вывод, сделанный Европейским центром права и правосудия (ECLJ)", - публикация в конце прошлой недели французской Le Figaro стала очередным подтверждением Геноцида армянского культурного наследия Арцаха, последовавшего за Геноцидом его армянского населения. В докладе ECLJ он назван "культурным уничтожением".  "От того, какие конкретные действия (заявления из общих слов не в счет!) начнут предпринимать власти Азербайджана в отношении христианских памятников Нагорного Карабаха, и можно будет судить о том, каково этическое здоровье этой страны, о дееспособности всех тех положительных, нравственных качествах ее народа, которые преподносятся его руководителем как образец для подражания", - писал портал Regnum.ru еще в ноябре 2020 года, сразу после окончания 44-дневной войны.

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "МОЗГ - ЭТО СУЩЕСТВО ВНУТРИ НАС"
      2024-06-24 10:31

      7 июля ученый мир отметит 100-летие со дня рождения нейрофизиолога, крупного исследователя мозга, научного руководителя Института мозга РАН (1990-2008), академика Натальи Бехтеревой.

    • ДВЕСТИ ЛЕТ НАЗАД И СЕГОДНЯ
      2024-06-11 10:06

      К юбилею школы Нерсисян В нынешнем году исполняется 200 лет со дня основания первой армянской средней школы в Закавказье - Тифлисской семинарии Нерсисян. Она была создана в 1824 году по инициативе главы епархии ААЦ в Грузии Нерсеса Аштаракеци и в дальнейшем названа его именем.

    • АКСАКАЛ АРМЯНСКОГО СПОРТА
      2024-05-17 14:00

      17 мая исполнилось 80 лет одному из самых заслуженных и известных спортивных деятелей Армении – Деренику Абрамовичу Габриеляну. Этот человек прошел славный жизненный путь, а его вклад в развитие армянского спорта трудно переоценить.

    • УРОКИ АРМЕНИИ ВЛАДИМИРА ПОЗНЕРА
      2024-04-25 10:44

      "Я хочу поблагодарить всех людей, которые работали над моей книгой. Никогда не думал, что она будет переведена на армянский язык. Сказать, что она переведена на немецкий или французский язык - ну, подумаешь! А все-таки на армянский… Это предмет моей гордости!" - эти слова, произнесенные Владимиром Познером в Ереване в мае 2019 г., когда вышел в свет армянский перевод его книги "Прощание с иллюзиями", он, скорее всего, повторил бы и теперь.  В Центре "Текеян" состоялась презентация книги "Владимир Познер. Мое сердце на армянской стороне", автором-составителем которой стал известный армянский журналист Серго ЕРИЦЯН.