ПОЧЕМУ НАС НЕ ЗНАЮТ?
Вопрос этот на первый взгляд может показаться риторическим. Всегда найдутся самонадеянные и псевдопатриотически настроенные люди, которые ответят вопросом на вопрос: "Почему не знают?" - "Кто сказал, что не знают?"
У этого вопроса есть и другой, кажущийся столь же риторическим вариант: почему нас не ценят? И опять те же самые люди пожмут плечами и уверенно скажут: "Почему это не ценят? Кто сказал, что не ценят?"
ВОПРОСАМИ ЭТИМИ Я ЗАДАЛСЯ ВО ВРЕМЯ ФЕСТИВАЛЯ СЛАВЯНСКОЙ ПОЭЗИИ В ВАРНЕ. В рамках фестиваля проводились специальные мероприятия, посвященные 205-летию со дня рождения Н.Гоголя и Т.Шевченко, 200-летию М.Лермонтова. Было также положено начало новому долгосрочному проекту "Христо Ботев - вершина возрождения болгарской поэзии и духа болгар". Кроме того, состоялись презентации новых поэтических сборников славянских авторов, изданных Академией славянской культуры и искусства. В литературно-общественном журнале Славянской академии "Знаки" были опубликованы юбилейные статьи, посвященные указанным классикам.
Вот тогда-то мне и подумалось: а почему не хватило "места под солнцем" нашему самому народному, национальному писателю Ованесу Туманяну, которому в этом году исполнилось бы 145 лет? Почему он был обойден вниманием в рамках того же фестиваля? Заверяю вас, вовсе не потому, что Поэт Всех Армян не является "лицом славянской национальности". Проблема здесь в другом, в том, что его практически не знают в славянском мире.
Уверен, если бы я догадался своевременно послать программные, юбилейные статьи о Туманяне в литературные журналы славянских стран, то их с удовольствием опубликовали бы, в программу фестиваля было бы включено также юбилейное мероприятие, посвященное творчеству армянского поэта.
Могут спросить: почему я зациклился именно на Туманяне? А кто еще не только в армянской, но и в мировой литературе всю свою жизнь без остатка посвятил служению своему народу, своей Родине? Нет ни одного аналога. В смысле самоотверженной национально-патриотической, гуманистической и общественной деятельности никто даже близко к нему не стоит. Да и в литературном отношении тоже. Кто еще из армянских писателей имеет в своем творчестве столько смысловых пластов, которые каждый раз открываешь и понимаешь по-новому? Кто еще стал самым главным писателем для всех поколений армянских детей?
Вопросы эти взаимосвязаны, находятся в самом тесном взаимодействии. Не ценят, потому что не знают. Есть у этих вопросов и другая сторона. Для того чтобы другие народы знали и ценили наших крупнейших национальных деятелей, мы должны быть открытыми для взаимного сотрудничества, сами знать и ценить величайших деятелей литературы и культуры других народов.
БЫЛИ ЛИ ОТМЕЧЕНЫ НА ДОЛЖНОМ УРОВНЕ ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ ТУМАНЯНА И КОМИТАСА ТАК, КАК ОТМЕТИЛИ столь же "некруглые" юбилеи Гоголя и Шевченко в России, на Украине, во всем славянском мире?
С другой стороны, насколько правомерно сетовать по поводу того, что читающая интеллигенция других стран не знает нашу классическую литературу и культуру, если мы сами мало знаем даже самых великих представителей литературы других стран и народов.
Я знаю одного поэта, который больше всего на свете озабочен своим "самораскручиванием". В неполных пятьдесят лет он издал порядка шестидесяти книг, причем неуклонное увеличение этого числа является для него самоцелью. Он просто "коллекционирует" международные лауреатские звания, к которым рвется неудержимо. Он придумал для себя "проект": стать переведенным на пятьдесят языков, причем прямолинейно и настойчиво добивается реализации своего замысла.
А теперь, возможно, я удивлю читателей неожиданным заявлением: вот именно этой последовательности, целенаправленности, организованности в пропаганде наших культурных ценностей нам как раз и не хватает. Если мы не станем предлагать узнать себя, свою литературу и культуру получше, то самотеком это не произойдет и никто за нас этого не сделает.
Свои размышления хочу закончить отнюдь не оригинальным, но вполне убежденным и выстраданным суждением: наше отношение к вершинным феноменам нашей национальной культуры, нашей литературы и искусства, пропаганда и популяризация этих вершинных феноменов являются краеугольным камнем в здании нашей национальной идентификации, самобытности. Это отношение испытывает на прочность нашу выживаемость в переломных вехах истории и, если хотите, наше самоуважение и нашу самооценку.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-10-26 11:29
Они прибрали к рукам Все, что можно прибрать: Землю, недра, ресурсы... Они распродали Все, что можно продать: Рудники и заводы, Недвижимость, золото, совесть... Все, что у нас осталось, Это наша свобода Выбирать между хлебом и квасом. Все, что у нас осталось, Это наша свобода Искать себе место под солнцем. Они хотят, чтобы мы Безропотно терпели их ложь. Они хотят, чтобы мы Лежали лапками кверху И не чирикали. Мы хотим, чтоб они Свои лживые обещанья Не приправляли циничной улыбкой. Мы хотим, чтоб они Оставили в чаше терпенья Место для нескольких капель. Мы с ними честно и добросовестно Заботимся друг о друге: Мы – чтоб они были сыты, Они – чтобы мы были целы. Так и сосуществуем.
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-10-03 10:08
Он пришёл ниоткуда. Прилетел на крыльях революционных фраз и обещаний.
-
2024-09-12 10:33
Да, все пошло не так, как нам хотелось. Нескладно все, все как-то вкривь и вкось. Нам не простится наша мягкотелость, И не понять – откуда что взялось. И вновь не оправдались ожиданья; Для эйфории нет больших причин. До хрипоты кричали на майдане – Теперь разочарованно молчим. Все, что нашли мы, снова растеряли. Придется все опять начать с нуля. Конечно, мы не ждали пасторали, Но снова проходимцы у руля. Они из нас вытягивают жилы, Ведь дернул же нас черт послушать их. Ведь жили же когда-то, не тужили. Чужие мы теперь среди чужих. И не понять – как так могло случиться, Что мы опять по-прежнему ни с чем? Но в наших душах отблески зарницы Надежды нашей – значит нет дилемм.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2022-12-05 09:16
Союз писателей Армении презентовал сборник прозы и поэзии армянских авторов, обративших свой литературный интерес к России. Книга названа «Птица вдохновения» и стала очередным выпуском серии «Мы и мир», издаваемой по инициативе СП.
-
2022-12-03 09:54
Знаете, что происходит, когда в одном человеке сходятся физик и лирик? Большой взрыв! И рождается новый художник, с новой, совершенной матрицей! Как, в общем-то, и произошло с нашей героиней. Правда Лиана Шахвердян вовсе не физик по образованию, а математик. А математики не очень-то любят строиться в один ряд с физиками. Разные они очень. Одни ищут формулы, по которым решают задачи, другие пытаются объяснить, как работают эти формулы. Но, думаю, на сей раз нам простят столь вольное жонглирование определениями. Тем более, что речь пойдет не о физике, и не о математике, а о литературе, в которую Лиана Шахвердян ворвалась с оглушительным успехом.
-
2022-10-13 11:09
«Дневник артиллериста» - это свидетельства очевидца событий 44-дневной Арцахской войны, которые недавно были представлены на суд читателей в Ереване. Автор книги, изданной на общественные пожертвования в рамках литературной программы «Боевая дружба» при сотрудничестве фонда «Кохб» и издательского дома «Антарес», участник войны Альберт МКРТЧЯН.
-
2022-10-04 09:26
Запараллеленные в первых числах октября Ереванский книжный фестиваль и Международный конгресс переводчиков привели в нашу столицу множество гостей, чья среда обитания - литература. Многочисленные встречи, обсуждения, презентации, дискурсы и диспуты...