ВЕРНУТЬ ОПЕРЕ ПОКЛОННИКОВ
Поразительна жизнь этого талантливого музыканта - он так легко преодолевает расстояния, страны, разные творческие коллективы и везде успешен и интересен. Как это ему удается - непонятно. Но удается! Покинув Москву, он в статусе художественного руководителя Национального академического театра оперы и балета им. А.Спендиарова пытается вывести из кризиса театр, оживить и сдвинуть с места этот огромный застывший корабль. Успешно ли - пока не будем судить. Во всяком случае проведенный недавно Первый оперный международный фестиваль внушает надежду на позитивные перемены и новое кровообращение.
Беседовать с маэстро Константином Орбеляном тоже интересно. На все "провокационные" наводящие вопросы отвечает с завидным позитивистским настроем, буквально излучая исторический оптимизм и уверенность в завтрашнем дне. "У нас все хорошо!" Все эти якобы на последнем дыхании интонации вокруг театра - ерунда. Все замечательно и будет еще лучше. Сейчас то и дело в Оперном театре что-то происходит. Кажется, маэстро поставил себе задачу преодолеть предыдущие показатели охвата зрительской аудитории.
- Константин Гарриевич, давайте начнем нашу беседу с самых важных вех в вашей творческой жизни последних лет.
- Огромная часть моей жизни - это работа с гениальным Дмитрием Хворостовским, с которым в последние 17 лет мы давали буквально по 40-50 концертов в год, записали свыше 20 компакт-дисков. В Каунасе мы записываем с ним оперу "Риголетто" Верди, а прошлым летом записали цикл Свиридова "Отчаявшаяся Русь", сделали оркестровую обработку. При жизни композитора когда-то записали этот цикл, он слушал запись, а летом выйдет запись с Санкт-Петербургским симфоническим оркестром и Ансамблем русских народных инструментов. "Риголетто" мы записали с моим Каунасским оркестром, где я главный дирижер. В спектакле поет американская певица - лучшая в мире Джильда.
Концертная жизнь в России меня многому научила. В Москву я впервые приехал на гастроли в 1989 году. Первый из концертов был в Ереване с Филармоническим оркестром под управлением Лориса Чкнаворяна: играл Фортепианный концерт Хачатуряна, а потом было 25 концертов по городам СССР. Через год меня пригласили в Москву возглавить Камерный оркестр СССР, а затем Государственный камерный оркестр России. До приезда в Москву я был солистом знаменитого музыкального агентства и давал около 150 концертов в США и Европе. Кстати, моя первая запись была осуществлена с Шотландским национальным оркестром. Это был концерт Арама Хачатуряна, который по каким-то причинам до этого лет 20 не записывался. Успех был большой, и я рад, что удалось возродить интерес к этому концерту. Он был записан с нашим эстонским дирижером Ярви, который к тому времени уже эмигрировал из СССР и жил на Западе.
Одна из моих последних записей сделана с Дмитрием Хворостовским и Асмик Григорян. Это первая сцена из оперы Прокофьева "Война и мир", потом записали последнюю сцену оперы "Демон" Рубинштейна. И вот недавно вышел диск и был номинирован на несколько международных премий. Сейчас с Асмик Григорян и моим Каунасским оркестром мы осуществим запись, которая станет первым сольным диском Асмик. Литовское правительство выделило на это средства. Асмик - удивительно одаренный человек, и я рад, что мы работаем вместе. Она великолепно пела в Ереване на только что прошедшем Первом международном фестивале, посвященном ее отцу - выдающемуся Гегаму Григоряну.
- Вы очевидно знаете, что с вами связаны самые радужные надежды...
- Буду стараться их оправдать.
- Константин Гарриевич, вы уже освоились с театром. Какие проблемы, требующие быстрого вмешательства, выявили?
- Меня атакуют певцы, которые хотят, чтобы их послушали. К сожалению, я связан не только какими-то своими личными идеями, а скорее с текучестью всей этой системы и, конечно, финансами, так что все будет идти несколько медленнее, чем хотелось бы. Сейчас я договариваюсь с разными театрами по поводу того, чтобы они нам предоставили некоторые свои постановки, которые у них осуществлены. Так например, Вильнюсский театр нам отдает спектакль "Эрнани" Верди. Она у нас не шла. Дает также "Евгения Онегина" в постановке Василия Бархатова и генделевскую оперу "Альмира", которая здесь тоже не шла. Они нам предлагают еще "Лоенгрин" Вагнера. Мы будем сотрудничать и с театром Станиславского. Они дадут нам некоторые постановки, среди них и "Сказки Гофмана". Новая опера предлагает шикарную постановку "Ромео и Джульетты" Гуно. Театр "Новый сад" в Хорватии предоставит спектакль "Бокканегро" Верди и "Пиковую даму" Чайковского.
Какие-то спектакли из этого списка получим уже сейчас, а остальные - осенью. Можно сказать, что на средства, выделяемые нам на один спектакль, мы получим 5-6 готовых на 3 года, а потом мы их вернем и получим новые постановки.
- Какие задачи вы ставили перед собой, согласившись занять пост художественного руководителя Национального театра, а теперь и директора?
- Когда мне предложили пост художественного руководителя в Ереване, у меня была ответственная работа и в Москве, и в Каунасе. Но как армянин, я понимал, что должен занять этот пост, коль скоро он мне предложен, и я получаю шанс внести свой вклад в развитие нашей армянской культуры. Придя в театр, мне хотелось создать здесь атмосферу, более соответствующую нынешнему моменту развития театрально-оперного искусства. Мне хотелось, чтобы в театре, к примеру, звучал Беллини, спетый и сыгранный по-беллиниевски, и другие композиторы, создавшие оперные шедевры. И еще мне хотелось, чтобы разные певцы, постановщики, дирижеры, режиссеры съезжались сюда и создавали прецедент новых прочтений опер. Разумеется, отнюдь не какие-то непререкаемые "образцы", не "эталоны", но такие спектакли, в которых открывались бы новые перспективы, пути, по-новому бы звучали знакомые образы.
- Как вам удается совместить художественное руководство театром с административной (директорской) деятельностью?
- Хозяйственно-административными вопросами я непосредственно не занимаюсь. Есть заместители, и у каждого свои обязанности. Не думаю, что мне надо заниматься лампочками, которые перегорают, вопросами костюмов, химчистки и прочее. Это не моя задача. Конечно, я смотрю, чего не хватает театру, и в меру своих сил стараюсь помочь. Сейчас мы будем облагораживать наше фойе, на втором этаже будут банкетки у окон, появится музейная часть, витрины для костюмов...
- Вы намерены вернуть помещение, которое когда-то превратили в клуб? Это может быть репетиционной комнатой, которых в театре недостаточно, или помещением, где можно осуществлять небольшие камерные постановки.
- Сейчас клуб закрыт, он не действует. Когда у нас спектакли или в зале проходят репетиции, они не могут работать. А нам действительно негде ставить детские спектакли. Вот Жаклин Сархошян вернулась и просит разрешить ей постановку детского спектакля "Чипполино". Хочется осуществить оперу "Кикос" Вардана Аджемяна. Наш великолепный танцор Рубен Мурадян хочет восстановить спектакли на музыку А.Лусикяна "Муравей и кузнечик".
- Вас устраивает нынешний оперный репертуар?
- Нет. Нам нужны оперы-буфф, легкие оперы, например, "Любовный напиток" Доницетти. Сейчас я пригласил в театр своего друга, который занимается проекциями. Уже приобретен проектор, который мы скоро установим. У него 20 готовых спектаклей, единственное, что ему нужно, это костюмы и какие-то куски мебели, потому что все остальное делается проекциями. Это так замечательно, красиво. Я был на некоторых спектаклях в Германии. Несколько лет назад он сделал фантастическую "Норму" с Асмик Папян в Вашингтонской опере, и это было очень достойно. Надо дать возможность нашим молодым артистам быстрее развиваться. Сейчас ведь у нас стойко идут лишь силовые спектакли - "Тоска", "Трубадур", "Травиата"...
- Как вы относитесь к современным веяниям в оперном искусстве, к "осовремениванию" классических опер?
- Все допустимо, если это сделано качественно и со вкусом, без искажения замысла композитора - автора оперы. Какие-то вещи я абсолютно не приемлю, например, когда Татьяну изображают малохольной. Был случай, когда Хворостовский в Мюнхене отказался петь партию Евгения Онегина. В этой постановке Онегин с Ленским были любовниками. Это же извращение и, естественно, Хворостовский сразу отказался петь. В Германии, кстати, немало спорных постановок, в России пока не очень.
- Вы намерены обратиться к операм современных композиторов? Если наши современники еще несколько лет останутся без внимания, жанр может умереть.
- Не уверен. Композитор, который хочет работать именно в данном жанре, он непременно будет писать. Советская система, конечно, очень поощряла людей, которые писали в этом жанре. Почему в советские годы создавалось так много опер, симфоний, балетов? Министерство культуры, Союз композиторов покупали эти работы. Ни в одной стране мира этого не было. То, что было тогда, мы никогда не вернем. Так что надо сказать "спасибо" советской власти. Я часто бываю в театре "Метрополитен". Там заказывают композиторам новые оперы, часто это бывает абсолютно неинтересно. Спектакль идет один раз, и потом его снимают. Уверен, если наши композиторы напишут музыку, которая по всем параметрам (сюжету, вокалу и другим особенностям) будет удобна для восприятия, для наших певческих голосов (именно наших, они ведь должны иметь кого-то в виду, когда создают свой опус), тогда это произведение будет иметь жизнь. Пока я не выяснил, есть ли у нас понятие госзаказа. Но знаю, что композиторы ко мне приходят и хотят, чтобы их музыка была исполнена. Могу обещать лишь концертное исполнение, но постановку - нет. Здесь иные требования: должна быть стопроцентная уверенность.
- Какие у вас идеи относительно балетной составляющей театра?
- Сейчас к нам едут на переговоры достаточно интересные люди. Сначала приехал Руслан Пронин, ассистент Григоровича. Он с ним работает. Каждый раз, когда у нас идет "Спартак", его приглашают, и он восстанавливает спектакль. Вот и недавно он приехал со своими идеями относительно некоторых балетов Григоровича. Скоро я буду в Москве, встречусь с Русланом и с Григоровичем, с которым давно знаком. Он хорошо знал моих родителей, неоднократно бывал у нас в Калифорнии, когда приезжал на гастроли с балетом Большого театра. Когда Большой театр приезжал на гастроли в США, я работал с Григоровичем, был переводчиком. Мне было безумно интересно. Я ходил на репетиции, уроки, которые проводили Галина Уланова, Марина Семенова, Ирина Прокофьева, а дирижерами были Альгис Жюрайтис и Александр Копылов. Шли спектакли "Спартак", "Лебединое озеро", "Каменный цветок". Помню Нину Тимофееву, Бессмертнову... В США я бывал и на всех спектаклях, когда пела Маквала Касрашвили, и вот скоро она приедет сюда. А не так давно мне позвонил супертанцор Иван Васильев и сказал, что хочет приехать сюда и сначала станцует Спартака, а потом готов поставить "Самсона и Далилу" Сен-Санса. Вот летом приезжает главный концертмейстер Метрополитен-опера, который работал с нашими певцами, зам. главного директора Метрополитена, который приезжает на конкурс Арама Хачатуряна. Приезжает и главный концертмейстер сан-францисской оперы, который послушает наших певцов...
Работы в театре достаточно, его надо вывести из кризиса. Работа не для одного дня. Чтобы снова привлечь публику в театр, надо делать разные вещи. Публика ведь не однородна. Здесь, конечно, есть классическая оперная публика, но ее мало, и она не будет каждые три дня ходить в оперу. Нам постоянно надо что-то придумывать. Например, у нас отсутствует жанр мюзикла. Я не говорю о западном мюзикле. Через год у нас юбилей Э.Чухаджяна и надо поставить оперетту "Каринэ", потом к 85-летию театра мы восстановим оригинальную первую версию "Аршака II". Это будет на итальянском языке, чтобы потом мы могли показать спектакль на Западе. Скоро мы хотим отметить 100-летие Эллы Фицджеральд. Будет шикарный концерт с гастролерами-певцами и Ваагном Айрапетяном. Прозвучит музыка Гершвина.
Сейчас в Ереване полно туристов. Надо устраивать и сольные концерты наших певцов, и другие концерты, чтобы публика всегда заполняла зал. Презентации наших певцов будут проходить и в вузах, в школах. Это тоже привлечет публику. Опера сама тоже должна зарабатывать деньги. Хочу восстановить институт студенческих билетов, создавать специальные льготы для студентов и пенсионеров. Словом, работы невпроворот...
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-07-16 10:37
Судьбы художников складываются по-разному. Если живописцы известны нам обычно по выставкам, то художники кино вниманием публики не избалованы. Их работа как бы заслонена сюжетом, актерами, режиссерским замыслом, поэтому зритель не всегда способен осмыслить, что вложено в картину художником. Этой участи в какой-то мере избежал замечательный художник кино, один из первых мультипликаторов Валентин ПОДПОМОГОВ. Он был очень популярен в кинематографических кругах, но вот по-настоящему широкая публика его узнала значительно позже, когда он создал свои живописные неординарные работы в пятидесятилетнем возрасте. За плечами художника были уже долгие годы работы над декорациями для фильмов, мультипликации, по созданию надгробий и т.д.
-
2025-07-14 10:01
К 95-летию со дня рождения Фрунзе МКРТЧЯНА Талант – это отсвет детства в человеке. Ярким свидетельством тому был Фрунзе Мкртчян, один из самых любимых, узнаваемых актеров кино и театра недавнего прошлого. Но время и мода не властны над этой любовью. Он был рожден для театра и кино по самому складу своего характера – восприимчивого, общительного, по всему тому, чем его так щедро наделила природа. Удивительная легкость воображения, сценическое обаяние, острое ощущение формы, поразительная пластичность, яркий темперамент, юмор – все это соединялось в нем с той великой мерой, какая только и порождает крупные творческие индивидуальности.
-
2025-07-07 10:36
В начале июля Размику Давояну исполнилось бы 85 лет "К счастью, в мире продолжает создаваться поэзия, которая может говорить от имени личности и народа, нации и рода . По иронии судьбы именно эти довлеющие трагические условия и обеспечивают историческую роль поэзии… Но самое потрясающее в его поэзии - это то, что она проникнута ликованием и напряженной меланхолией: испытываешь некий постоянно обновляющийся восторг, возникающий от сочетания исключительной духовной плотности и удивительной простоты поэтического изложения", - отмечает в своем предисловии к сборнику Р. Давояна "Дыхание и шепот долин" Уильям Херберт.
-
2025-07-03 10:32
Впечатление самое отрадное от блистательного концерта Государственного симфонического оркестра Армении под управлением Сергея Смбатяна, прошедшего в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна. Для автора этих строк вдвойне радостно, что этот замечательный концерт состоялся после невольной двухмесячной паузы, лишившей возможности освещать важные события последних месяцев: Международный конкурс молодых исполнителей (в номинации "Дирижирование") им. А. Хачатуряна, концерт, посвященный юбилею Победы (Седьмая симфония "Ленинградская" Дм. Шостаковича), концерт, посвященный 105-летию композитора Л. Сарьяна и другие. Необычной и интересной была и программа вечера в конце июня – Концерт для виолончели с оркестром Эдуарда Элгара - в первом отделении и Четвертая симфония ми-бемоль мажор ("Романтическая") Антона Брукнера – во втором.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2025-07-11 10:25
"Москву вы покорили! А впереди еще не один фестиваль. Уверена, что этот большой успех, выпавший на долю "Пенелопы" в Москве, вы повторите еще много-много раз", - говорила генеральный директор Чеховского фестиваля Карина Цатурова... 6-7 июля на сцене прославленного московского театра им. Ермоловой и в рамках Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова состоялась мировая премьера спектакля "ПЕНЕЛОПА" авторства французской и мировой звезды, лауреата Мольеровской премии Симона Абкаряна. Совместный проект театра "Амазгаин" им. Соса Саркисяна и Чеховского фестиваля реализовался как остро современная драма и как масштабное эпическое произведение. Успех был под стать - тоже эпический.
-
2025-06-10 10:21
"Совершенно уникальный мим", - сказал о нем классик кино Андрон Кончаловский, у которого Станислав ВАРККИ снялся в одной из главных ролей в "Доме дураков" - фильме, удостоенном под десяток престижнейших кинопремий.
-
2025-05-13 10:53
...И можно снова и снова повторять - "рукописи не горят"! Впервые книга "Степанакертский Государственный Драматический театр им. В. Папазяна - летопись 1932-2023" вышла в свет в конце августа 2020 года. Папазяновцы готовились к большой театрализованной презентации альбома, вобравшего в себя 90 лет истории Степанакертского театра. Не успели... В ереванском Государственном театре музыкальной комедии им. А. Пароняна состоялась презентация книги Карине АЛАВЕРДЯН "Степанакертский Государственный Драматический театр им. В. Папазяна – летопись 1932-2023" - рукописи не горят, история сохраняется, становяь надеждой на свое продолжение.
-
2025-04-01 10:32
Празднование Международного дня театра и награждение главной театральной премией "Артавазд" пройдет в Капане - царь Артавазд едет на встречу с князьями Сюника! Эта фраза утрачивала метафоричность, становилась почвой и судьбой еще до начала праздника - беседующие с Небом на "ты" горы, Татев и Ваанаванк, история страны и ее театра, параллели и пересечения, воспоминания и перспективы... И от того, что, а главное, как происходило в огромном капанском Доме культуры, на церемонии "Артавазда", рождалось золотое марево надежды - мы были, мы есть, мы будем!