Последние новости

ТАНГО ВТРОЕМ

За первые весенние месяцы Ереванский государственный театр кукол им. Туманяна, он же театр-экспериментатор выпустил подряд две премьеры. "Кто боится Вирджинии Вульф?" Э. Олби и "Комментарии непристойного Тома" Р. Акопджаняна. Про что весенние премьеры? Конечно же, про любовь! И при всей несхожести и разнокалиберности пьес, кукольный обзавелся двумя спектаклями актерского психологического театра высшей пробы.

КОГДА ДВА ГОДА НАЗАД АКТРИСА ТАТЕВ МЕЛКОНЯН ДЕБЮТИРОВАЛА в качестве режиссера спектаклем "Я ЗдесЪ", она вряд ли представляла масштаб последствий. Спектакль был признан более чем удачным, исполнение его главного актера Арама Караханяна – уникальным, о чем де-юре засвидетельствовала главная театральная премия "Артавазд". Это фасад. Вторым планом выяснилось, что работающие в театре кукол режиссеры-мужчины, видимо, сильно позавидовали тому кайфу, который испытывает и постановщик, и зритель от виртуозного актерского спектакля, и враз решили пойти по стопам. Татев Мелконян же, как музе и вдохновительнице, а заодно – замечательной актрисе достался бонус в виде двух заглавных ролей.

"Кто боится Вирджинии Вулф?" Эдварда Олби - давно бесспорная классика, одна из главных в драматургии XX века и все такое. Марта и Джордж 20 лет женаты, детей нет, а, как известно, если к 40 годам в доме не поселяются дети, в нем поселяются кошмары. И вот эти двое на редкость изобретательно изводят друг друга, поскольку в равной степени не могут быть ни вместе, ни врозь. Три длиннющих акта наматывает километры диалогов, чтобы сообщить о том, что буржуа тоже плачут.

Молодой режиссер Самсон Мовсисян пьесу не просто подрезал, а прошелся по ней секатором. Зато выбран правильный способ произнесения текста: когда понятно, что происходит между героями, слова можно пробалтывать, зажевывать, шептать. Не пропадают ни сюжетообразующие детали, ни репризы - на премьере зритель много смеялся. Хотя самого его не много. Камерную пьесу Олби Самсон превратил почти в интимную.

Действо разворачивается за сценой, с использованием всего закулисья, а публика (максимум человек 40) рассаживается на небольшой сцене кукольного театра. Эта двухъярусная территория спектакля, освоенная художником Карине Онанян эстетно и одновременно прагматично, – одна из фишек спектакля, естественно, зачисленная в плюс в первую очередь режиссеру. В минус была поставлена легкость мотиваций и недостаточное раскрытие глубин авторского замысла. Но, судя по всему, Самсон думал не об Олби, а об актерах, будучи уверенным, что, если он устроит им праздник, они устроят праздник зрителю.

ВПРОЧЕМ, И ВТОРАЯ, НЕГЛАВНАЯ ПАРА НИК И ХАНИ, ПРИСУТСТВУЮЩАЯ В ПЬЕСЕ, здесь оказалась совсем уж неглавной. Правда, оба очень симпатичные внешне. Ник - напускной мачизм. Хани - лучезарная идиотка и к тому же пьянчужка. Да и как тут не пить: вышла замуж за красавчика, который на самом деле женился на ее деньгах.

Зато Марта и Джордж - Татев Мелконян и Микаел Ватинян - основные действующие лица и деликатес для театральных гурманов. Творцы праздника для зрителя и строители собственного сумасшедшего дома, семейной тюрьмы, из которой нет выхода. Они – те, кто любят друг друга так сильно, что готовы убить. Никто не прощает ошибок, бьет по живому, жаждет нелепых реваншей за прошлые обиды. Татев Мелконян – прекрасная женщина в красном. Женщина-огонь, женщина-копье, женщина-ураган. Ее обращения к мужу - пулеметная очередь из едких фраз. Каждая ее колкость в адрес Джорджа - это попытка нанести хук слева и хук справа, потом отбежать и ждать реакции. Она провокатор игровой перепалки. В своих оскорблениях и остротах она не столько желает спровоцировать Джорджа на ответный выпад, сколько по-настоящему ранить мужа, наказать его за свое несчастье. Все громко, яростно, с надрывом.

Джордж - мужчина-интеллектуал, который явно устал от рутины и от жены, особенно от ее стихийной энергетики. Микаел Ватинян, актер, вернувшийся на сцену после порядочной паузы, заставил пожалеть о ней с первых же минут. С первых же минут его игра поражает до самой глубины души. Подробнейшая, удивительная работа, отсылающая к добротному европейскому кинематографу. Да и сам актер в какой-то момент напоминает некогда суперзвезду польского кино Збигнева Цибульского. Та же обаятельнейшая улыбка из-за роговых очков, тот же звенящий нерв за внешним спокойствием. Кажется, человеку не просто плохо, просто непереносимо жить - по иррациональным причинам, а от страданий, которые он причиняет (не может не причинять!) другим, ему самому едва ли не хуже…

Легкая сутулость, пассивный взгляд - с каким красноречием язык скупых жестов Ватиняна оттенял фонтанирующую активность его сценической супруги! Только не стоит думать, что Джордж - тюфяк или реинкарнация рыбака из сказки о золотой рыбке. Он еще проявит свое умение словесно ранить и поддевать собеседника. Апогеем вербальной битвы становится решение Джорджа держать итоговый удар жестоким способом - раскрытием правды. Всю дорогу гости полагали, что у супругов есть сын, который вот-вот приедет… Джордж объявляет о том, что пришло трагическое известие, их сын погиб. Марта повержена… С этого момента в зале будет тишина. Все понимают, что сына не было в принципе, а была лишь иллюзия. Главный тур де форс - смерть метафоры способна вызывать те же переживания, что и смерть реального человека. Реальность без мечты может означать уже совсем другую жизнь. Жизнь без игр и без фантомов.

ПЬЕСА "КОММЕНТАРИИ НЕПРИСТОЙНОГО ТОМА" ТОЖЕ О ВСЕПОГЛОЩАЮЩЕМ и даже убивающем чувстве любви. Написана она литератором и драматургом, порядочное уже количество лет проживающим в Штатах Рафаэлем Акопджаняном. Старшее поколение арт-публики наверняка не забыло этого элегантнейшего и остроумного театрального деятеля, основателя фонда им. Станиславского и автора, чьи пьесы печатал альманах "Современная драматургия".

"Наша дружба с Рафиком не прерывается, и он прислал мне эту пьесу просто, чтобы знать мое мнение, - говорит режиссер спектакля "Комментарии непристойного Тома" Рубен Бабаян. - А мне после "Я здесЪ" очень хотелось поработать с Арамом Караханяном. Татевик Мелконян я тоже знаю давно, она моя студентка, я ее очень люблю и, к сожалению, в последний раз по-крупному мы с ней работали в институте, когда она играла у меня Раневскую. И вот мне захотелось, чтобы эти два актера появились в дуэте. К тому же каждый режиссер, особенно, если он еще и директор театра, руководствуется чисто финансовыми вопросами. Утверждаю, что за 20 лет, что я руковожу театром, это самая дешевая постановка". Тут следует добавить, что перед этой постановкой уже открылись перспективы. В Польше, куда уходит корнями происхождение Рафаэля Акопджаняна, у драматурга живет винодел и винопроизводитель, об успешности которого можно судить по тому, что в миру он больше известен под именем Портос. Так вот, вышеозначенный пан является не только другом Акопджаняна, но по совместительству известным в Польше меценатом и покровителем театра. Это к тому, что гастрольная жизнь спектаклю местами застолблена…

Итак, "Комментарии непристойного Тома". "Самая дешевая постановка" - два стула на малой сцене кукольного театра и никакого реквизита. Шесть персонажей в поисках исполнителя. Два актера – все та же Татев Мелконян, поменявшая в театральном танго партнера Микаела Ватиняна на Арама Караханяна. Трансформации и перевоплощения. Люди, рвущие страсти в клочья на фоне ледащих душу подробностей из сексуальной жизни насекомых. Любви и инсекты покорны! Остроумные реплики и трепетные паузы. Саркастические интонации, обманывающие ожидания зрителей, и нежнейшие лирические ноты, минимализм спартанский и темпераментные, зажигательные танцы! Чувства навзрыд, пропасти и сближения и много юмора. Словом, всполохи света, особый фейерверк, который рождается из блестящей актерской игры.

Ереванский государственный театр кукол им. Туманяна, он же театр-экспериментатор выпустил две премьеры - "Кто боится Вирджинии Вульф?" и "Комментарии непристойного Тома". После многих успешных обретений в сфере театра режиссерского кукольный объявил о новом тренде - возвращении актерского психологического театра высшей пробы.

Смотреть на такое триумфальное возвращение - удовольствие.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЕРЕСЧЕТЧИКАМ" ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА – АНАФЕМА!
      2024-04-19 11:56

      Увы, они никогда не встертятся и не заглянут  друг другу в глаза - не только на этом свете, но и на том... Потому что 1 500 000 прошедших крестную муку Геноцида армян,  канонизированных Армянской Апостольской церквью, пребывают  в раю. Осквернителям их памяти, извращенцам-гробокопателям и садистам уготовлена иная участь - вечное горение в адском пламени.               Аминь!

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ПРИХВАТИЗАЦИЯ - ПЕРЕЗАГРУЗКА?
      2024-04-12 09:10

      "- Если мне не изменяет память, на месте здания Дома художников когда-то была мечеть? - Да, в 20-ые годы прошлого столетия здесь стояла мечеть Залхана. - Ну, вот и выяснили, кому достанутся плоды нынешней попытки "реституции"..." Смешно. До слез. Такой диалог на днях звучал в Доме художников, где собрались руководители всех творческих союзов Армении, а также представители правовой сферы, чтобы всем вместе ответить на вопрос - что делать дальше?

    • "ПРИНЦИП БОГА" ИЛИ "ПРИНЦИП КОКА-КОЛЫ"? - "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" СТЕПАНАКЕРТСКОГО ТЕАТРА
      2024-04-11 11:01

      "Мы сошли с ума и под видом свободы превратили свою жизнь в абстракцию", - говорил с трибуны священник-лютеранин отец Августин...  Любой, случайно приоткрывший дверь и заглянувший в большой конференц-зал отеля "Ани", ни на секунду не усомнился бы, что здесь проходит большой международный форум, идет жаркая дискуссия и звучат разные идеологии и голоса, ищущие ответы на самые острые вопросы современного мира.  Дискуссионная ткань, острая и парадоксальная, действительно была. Конференция... Тоже была, только пропущенная сквозь призму творчества. Спектакль "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" по пьесе И. Вырыпаева в постановке Степанакертского Русского драматического театра. Спектакль, ищущий ответы на самые острые вопросы современного мира.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.

    • ФЕСТИВАЛЬ В АРТАШАТЕ - ПОДАРОК К ЮБИЛЕЮ
      2023-11-01 14:00

      Арташатский Драматический театр им. Амо Харазяна отмечает нынче двойной юбилей - 90-летие со дня своего основания, точнее, предоставления ему статуса государственного, и 80-летие со дня получения собственного здания. Именно к этому событию приурочен Республиканский театральный фестиваль, который пройдет в Арташате с 1-7 ноября и который организован Союзом театральных деятелей Армении и самими харазяновцами при поддержке администрации марза. Подарок к юбилею - себе и, конечно, местному зрителю!

    • HIGHFEST - "КРУТЫЕ В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ!"
      2023-10-11 09:14

      В программе 21-го Ереванского Международного театрального фестиваля исполнительских искусств HIGHFEST были заявлены многие звезды, вплоть до Дианы Вишневой и Джона Малковича. Но "завтра была война", и фестиваль, как выразился его президент Артур ГУКАСЯН, прошел так, как будто он есть, но словно его и нет. И все-таки он состоялся! Потому что те, кто его делает, уверены - чтобы когда-нибудь снова пройти звонким шагом, нужно, пускай на цыпочках, но ходить!