Последние новости

ЛИЯ ГРИГОРЯН НА КОНКУРСЕ ТЕЛОНИУСА МОНКА

Двенадцать лет назад армянские любители джаза с нетерпением ждали новостей с финала конкурса пианистов имени Телониуса Монка. Тогда мы дождались Гран-при, его получил наш Тигран АМАСЯН. В самом начале нынешнего декабря в числе полуфиналистов на сцену престижнейшего джазового конкурса выйдет Лия Григорян, чтобы побороться за почетное место.

РОДИВШИСЬ В ГОРОДЕ АБОВЯНЕ, ОНА ВЫРОСЛА В РОСТОВЕ, КУДА СЕМЬЯ ПЕРЕЕХАЛА В НАЧАЛЕ 90-х. С детства увлеклась музыкой, в частности - джазом. Училась в знаменитой Детской джазовой школе им. Кима Назаретова, а продолжила обучение в Голландии. В 2010 году она уехала в Амстердам, где получила высшее образование в консерватории.

За последние 3-4 года Лия становилась обладательницей первых и вторых мест на джазовых конкурсах в Италии, Испании, Голландии. А в 2015 году приняла участие в программе нью-йоркской Manhattan School of Music и получила возможность учиться у лучших джазовых музыкантов и выступать с ними. Сейчас она живет в США и готовится к выступлению на конкурсе. Во время ее недавнего приезда в Ереван и состоялся этот разговор.

- Ты училась джазу в Европе и в США, выступала там и там. В чем разница между этими двумя музыкальными мирами?

- Ну я бы сказала, что в Европе джаз играют головой, а в Америке - сердцем и душой. В Америке его и по-другому принимают и воспринимают. Музыканты должны получать удовольствие, слушая и играя его. В Европе подход к этому жанру совсем другой. Он там возведен в ранг почти классической музыки и отношение к нему соответствующее. В европейских джазовых композициях обязательно должна быть какая-то концепция, должна быть заложена конкретная идея. А еще очень желательно, чтобы композиция и ее аранжировка выходили за обычные рамки. Я имею в виду нормальные рамки исполнения и восприятия музыки. Нужна какая-то сумасшедшая идея, пусть и не совсем приемлемая. Что-то сенсационное и из ряда вон выходящее. Тогда тебя будут слушать. Обыденности, даже приятной и красивой, места нет.

- Ты говоришь о свободном джазе?

- Не совсем. Свободный джаз родился в Америке, и тогда музыканты исполняли его в пику лощеному буржуазному обществу. В Европе же такая, иногда странная музыка - это плод фантазии, глубокого и серьезного проникновения, желания выделиться. Я бы сказала, что если в Америке музыканты идут вширь, то в Европе вглубь.

- Чем ты это объясняешь?

- Боюсь делать обобщения, но мне кажется, что это результат хорошей, спокойной жизни. Все у них налажено, размеренно, вот и ищут они пути разнообразить свою жизнь.

- Многие европейские музыканты, особенно северных стран, часто используют африканские, латиноамериканские, восточные ритмы и гармонии, привлекают в свои коллективы музыкантов из этих стран. Чем это объяснить?

- Трудно дать однозначный ответ. Думаю, это попытка добавить в свои выступления экзотики, привлечь дополнительное внимание. На самом деле очень трудно играть музыку, принадлежащую другой культуре, хорошо и правильно. Действительно, таких коллективов сейчас очень много, но в массе своей они не очень качественные. Играют развлекательную музыку в клубах, поют на плохом испанском, перкуссионисты не всегда правильно играют, скажем, те же латиноамериканские ритмы (они их играют на свой лад), в общем, я не очень одобряю такие эксперименты.

- Раз мы заговорили о национальной культуре, музыке, у тебя нет желания записать диск или сделать какой-либо армянский проект?

- Желание есть, и я часто думаю о таком проекте. Но тут есть проблема. Меня увезли из Армении очень давно. Я выросла в России, училась в Европе. Конечно, в Ростове было много армянской музыки, но в основном это была попса. Дома у нас армянской музыки почти не звучало. Всерьез я начала узнавать ее уже взрослой. Я как-то накупила армянской музыкальной литературы и начала самостоятельно ее изучать. Но для того, чтобы создать такой проект, нужно жить в этой среде, постоянно слышать такую музыку, впитывать ее, разбираться в ней. Таких проектов очень много - альбомы с так называемым этноджазом записывают музыканты во многих странах, очень много такой музыки и в России. Но чаще всего это лишь поверхностное понимание и представление, примитивный подход. Я так не хочу. Надо подготовиться и лишь потом браться за дело. Но мысли об этом крутятся в голове, и я почти уверена, что рано или поздно я всерьез за такой проект возьмусь.

- В последнее время стало прямо-таки повальным стремление многих серьезных артистов понравиться публике любой ценой - выступают где угодно, с кем угодно и с чем угодно. Как ты относишься к такой практике?

- В желании понравиться аудитории нет ничего плохого. Ведь мы играем для публики. Все зависит от того, в какой аудитории ты выступаешь, какова цель твоего выступления, насколько желание понравиться публике и желание представить свое творчество совпадают. Но, конечно, есть какие-то принципы, которыми я никогда не поступлюсь, есть какой-то уровень, ниже которого опускаться нельзя.

- Ну и последний вопрос, по поводу предстоящего конкурса.

- Полуфинал конкурса пройдет в Вашингтоне 2 декабря. В нем будут участвовать 14 музыкантов. Мы будем играть в Национальном музее истории природы Смитсоновского института. Каждому участнику выделено 15 минут. Оценивать будет весьма серьезное жюри: Монти Александр, Сайрус Чеснат, Джейсон Моран, Данило Перез, Хэрби Хэнкок. Из этих 14 человек будут выбраны трое финалистов, которые и предстанут перед жюри на следующий день.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПЕСНИ ЕРЕВАНА В БОСТОНЕ
      2019-01-24 11:09
      3523

      Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.

    • ПРИГЛАСИЛИ СЛУШАТЕЛЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ ОТ РОДУ
      2019-01-22 11:23
      4062

      О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!

    • О БЕДНОМ ПЕШЕХОДЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО!
      2019-01-18 11:24
      1180

      Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему,  о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.

    • ХАЛТУРНЫЙ НОВЫЙ ГОД
      2019-01-17 13:44
      2992

      Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КОНЦЕРТ АРСЕНА ЖАМКОЧЯНА
      2019-06-24 12:36
      211

      Сольный концерт молодого пианиста из США Арсена Жамкочяна в Музее-институте Комитаса прошел с большим успехом. Послушать нашего соотечественника пришли не только ереванские родственники и друзья семьи, но и ценители фортепианной музыки, а также участники Международного конкурса им. Арама Хачатуряна, проходящего в эти дни в Ереване. Арсен прилетел в Армению для участия в этом конкурсе, однако в последний момент решил "записаться" в вольные слушатели и приобщиться к столь важному музыкальному событию из зала.

    • ЗАВЕРШИЛСЯ СМОТР МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ
      2019-06-19 12:02
      1847

      Отзвучали последние аккорды XV Международного конкурса молодых талантов (в этом году соревновались пианисты), вызвавшего столь пристальный интерес музыкальной общественности мира. Нынешний конкурс был особенным: в этом году в определенной степени он был юбилейным - отмечал 15-летие со дня проведения первого творческого состязания. В 2003 году, отдавая дань уважения бесценному наследию Арама Хачатуряна, в рамках мероприятий, посвященных 100-летию композитора, впервые стартовал Международный конкурс им. А. Хачатуряна. Каждый год конкурс начинается 6 июля - в день рождения композитора.

    • 15-летняя пианистка Ева Геворгян заняла второе место на конкурсе Cliburn International Junior Piano Competition
      2019-06-10 12:46
      323

      Об этом сообщается на официальном сайте конкурса, передает Panorama.am.

    • Первый канал России аннулировал итоги финала конкурса "Голос. Дети"
      2019-05-16 17:34
      409

      Первый канал после обнародования предварительных итогов расследования голосования на финале вокального конкурса "Голос. Дети", в котором победила дочь певицы Алсу Микелла Абрамова, принял решение аннулировать результаты финала. Об этом сообщает RT со ссылкой на ТАСС, передает Panorama.am.