Последние новости

ПОСВЯЩЕНИЕ ДНЮ ЕВРОПЫ

В рамках ежегодного праздника "День Европы" в Большом зале филармонии им. Арама Хачатуряна прошел концерт Государственного симфонического оркестра Армении под управлением Сергея Смбатяна. В программе - самое грандиозное сочинение Бетховена: Девятая симфония, завершившая не только творчество , но и жизнь титана музыки.

ОГРОМНЫЙ концертный зал был переполнен: присутствовали государственные деятели, представители посольств, официальные лица, гости Еревана и, как всегда, множество молодежи.

С приветственным словом к собравшимся обратился глава делегации Европейкого Союза в Армении Петр Свитальский. Каково же было удивление публики, когда он на армянском языке прочел четверостишие армянского поэта позднего средневековья Багдасара Дпира, а затем повторил его и на английском. "Стихи эти написаны в давние времена, но как актуально звучат они и ныне! Для нас сегодня, как никогда, важно сохранить наши общие европейские ценности, - подчеркнул г-н Свитальский. - Это отвечает интересам многих стран, в том числе и Армении".

Затем начался концерт, который стал одним из ярких и достойных посвящений празднику.

 В рамках ежегодного праздника 'День Европы'Бетховенская Девятая симфония для каждого дирижера является Рубиконом. Это испытание огнем. Потом все уже можно мерить до и после нее. И вот после каждого исполнения (к этой симфонии обращаются многие дирижеры) невольно думаешь, что чем больше жизненный опыт человека, тем сильнее луч, который освещает глубины созданного Бетховеном шедевра, а дна все-таки не видно. Бетховен неисчерпаем. Всегда оказывается, что-то осуществлено не до конца. Именно поэтому он должен быть в репертуаре каждого серьезного дирижера.

К чести оркестра звучал он слаженно, убедительно и мощно. Очень ярко оркестр проводит героическую тему главной партии, которая утверждается постепенно, рождаясь из таинственного отдаленного гула, словно из бездны хаоса. Подобно отблескам молнии мелькают краткие приглушенные мотивы струнных. Они постепенно крепнут, собираясь в энергичную суровую тему. Отрывистые аккорды рисуют разворачивающуюся упорную борьбу. И в нежном пении деревянных духовых впервые появляется тема радости. Тема борьбы продолжается и во второй части.

 Сергей, безусловно, уже зрелый дирижер. Он умело использует оркестровые краски, владеет широким "мазком", о чем свидетельствует исполнение всех частей симфонии, великолепного финала. Дирижер стремится подчеркнуть внутренний драматизм музыки, остро обнажая контрасты, не боясь жестких и резких звучаний.

 Действие, производимое музыкой, невыразимо: уже первые ее такты захватывают еще до появления темы. И вот она уже увлекает вашу мысль, сообщает ритм дыханию. Сначала подавляет нечто демонически огромное, властное, а потом слушателей охватывает тихое, благоговейное чувство, сменяющееся в финале стихией радости, ликования. Здесь и трепетность музыки Бетховена, и ее проникновенный психологизм и драматизм, импульсивная страстная романтика и мудрость осознанной и пережитой трагедии, все перекрывающая, ликующая радость бытия и, наверное, многое еще другое, что воздействует на нас через музыку .

 На достойном уровне в финальной части симфонии выступила Национальная академическая капелла (художественный руководитель и хормейстер Ованес Чекиджян). Финальная часть "Обнимитесь, миллионы"  воспринимается как набатный призыв. Свое мастерство продемонстрировали солисты Софья Саадян (сопрано), Солджерд Исалв (меццо-сопрано, Швеция), Ивайло Михайлов (тенор, Болгария), Сергей Ковнир (бас, Украина).

 Публика долго и признательно аплодировала дирижеру, оркестру, хору и солистам. Мажорное настроение в зале достойно завершило праздничный концерт.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАМЯТИ АРТИСТА, КОТОРОМУ НЕ ВЕК СУДЬЯ (Видео)
      2021-11-26 10:43
      2677

      В Национальном театре оперы и балета им. А. Спендиарова состоялся юбилейный концерт, посвященный 70-летию Гегама ГРИГОРЯНА. Луч выхватил портрет из полутьмы сцены. Этот лоб, эту выразительную, чуть ироничную складку губ, эти добрые и мудрые глаза. Он смотрел в зал из-под тяжелых, словно вырубленных из камня век своим по-детски доверчивым взглядом черных, как вечность, глаз.

    • НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ – "ТОСКА"
      2021-11-24 09:33
      4321

      "Истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и сообразности", - обмолвился некогда поэт. Эти слова в полной мере соответствуют замечательному спектаклю "Тоска" Пуччини на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова. В минувшую пятницу спектакль прошел с большим успехом, набрав огромную аудиторию в амфитеатре, где я сидела, хотя спектакль был вовсе не премьерным.

    • ТРИУМФ МУЗЫКИ И ЕЕ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
      2021-11-22 10:33
      4374

      Впечатление самое отрадное от блистательного концерта Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна. Вдвойне радостно, что эта великолепная удача известного коллектива произошла после некоторой паузы: оркестр гастролировал в Италии. Первая после гастролей встреча - настоящий сюрприз для ереванских меломанов и гостей столицы.

    • ВСТУПАЯ В ВЕК ВТОРОЙ
      2021-11-13 08:35
      6034

      Свой вековой юбилей отмечает в эти дни Театр имени Евгения Вахтангова. 13 ноября 1921 года состоялось открытие постоянного театра Третьей студии Московского художественного театра. Его адрес неизменен с того дня - Арбат, 26.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ "АИДЫ"
      2021-11-04 09:54
      6533

      Афиша, извещающая о премьере оперы "Аида" Верди на сцене Национального академического театра оперы и балета им. Спендиарова, заинтриговала: одна из вершин классического оперного репертуара вновь возвращается на нашу сцену.

    • В ПРОГРАММЕ - "ПЕСНЬ О ЗЕМЛЕ" МАЛЕРА
      2021-05-24 11:33
      5806

      Музыка Малера в Большом зале филармонии им. А.Хачатуряна всегда находит путь к сердцам слушателей. Уже сама программа - необыкновенная и не заигранная - не оставляла сомнений: концерт должен быть интересным. В афише значилось одно из масштабных сочинений - "Песнь о земле", ставшее трагической исповедью и занявшее совершенно особое место в творчестве выдающегося австрийского композитора и дирижера.

    • МУЗЫКА ТИШИНЫ
      2021-01-11 10:40
      5666

      Ушедший год в музыкальном отношении был совершенно безрадостным. По известным причинам в концертных залах царила мертвящая тишина. И только в самом конце года забрезжил свет надежды. Филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна дал цикл концертов, открыв тем самым двери Большого зала филармонии перед слушателями, уставшими от тревожных будней. Эти вечера, посвященные 250-летнему юбилею Бетховена прошли с огромным успехом.

    • БЛЕСТЯЩЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ СЕЗОНА: "ОТЕЛЛО"
      2019-08-06 12:06
      7961

      "Когда вы будете писать в сенат об этих бедах, не изображайте меня не тем, что есть. не надо класть густых теней, смягчать не надо красок". С тех пор, как на подмостках впервые прозвучала эта мольба, прошло без малого четыре с половиной века: тысяча артистов во всех странах мира старались изобразить Отелло "таким, как есть". И все же вопрос "как мог Отелло поверить клевете", словно загадочная улыбка Моны Лизы, остается вечным вопросом искусства.