Последние новости

МУЗЫКА ТИШИНЫ

Ушедший год в музыкальном отношении был совершенно безрадостным. По известным причинам в концертных залах царила мертвящая тишина. И только в самом конце года забрезжил свет надежды. Филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна дал цикл концертов, открыв тем самым двери Большого зала филармонии перед слушателями, уставшими от тревожных будней. Эти вечера, посвященные 250-летнему юбилею Бетховена прошли с огромным успехом.

ВНИМАНИЕМ ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА НЕ БЫЛИ ОБОЙДЕНЫ И ДЕТИ. В преддверии Нового года состоялось концертное исполнение музыки П.И. Чайковского к балету "Щелкунчик", которое сопровождалось чтением известной сказки Гофмана и "иллюстрациями" этой сказки на экране (чтецы Грант Тохатян и Сергей Саргсян). "Щелкунчик" радовал детей в течение четырех дней, став для них настоящим новогодним праздником. А сколько радости он принес детям Арцаха, которые были приглашены вместе со своими родителями!

 Завершающим аккордом года стали два концерта, прошедшие в рамках Международного музыкального фестиваля "Ереванские перспективы", который в минувшем году должен был отметить свой двадцатилетний юбилей. Взяв старт в самое тяжелое для страны время - на волне потрясений, перенесенных страной, фестиваль очень быстро приобрел широкую известность, став членом Европейской ассоциации, а затем вошел в десятку лучших фестивалей мира. Он открыл новую страницу в истории страны, значительно повлиял на деятельность всех коллективов и создал новые возможности для международного признания наших талантов.

 Благодаря энергии и неиссякаемому энтузиазму его руководства - художественного руководителя фестиваля, композитора Степана Ростомяна и главного менеджера Соны Ованесян в пределах этого фестиваля совершаются великие превращения, открываются новые горизонты и имена. Исчезает понятие расстояний и даже самое невероятное становится абсолютно реальным. Увидев и даже изучив всю разнообразную галерею его участников, узнав его возможности, вы все равно не можете угадать, какую еще неожиданность сулит вам новая встреча.

 И хотя нынешняя встреча с двумя блестящими музыкантами – выдающейся немецкой скрипачкой Изабель Фауст и замечательным пианистом Александром Мельниковым не была для нас открытием (они давно полюбились ереванцам по прежним гастролям), но выступления артистов такого ранга – это всегда откровение.

 УЖЕ БУДУЧИ ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНОЙ, ИЗАБЕЛЬ ФАУСТ впервые предстала перед ереванскими слушателями в 2010-м году в рамках IV Международного фестиваля классической музыки, проводимого главным дирижером филармонического оркестра Эдуардом Топчяном и нашим соотечественником, живущим в Великобритании, прославленным виолончелистом Александром Чаушяном. А спустя три года она открыла своим выступлением VII фестиваль. В ее программе были Первый и Четвертый концерты Моцарта. Впечатление от исполнения этих шедевров было самым глубоким, незабываемым. В этом же фестивале впервые в Армении выступал российский пианист с армянскими корнями Александр Мельников, превосходно сыграв Первый и Второй концерты Шостаковича.

 Сотрудничество Изабель Фауст с Филармоническим оркестром под управлением Эдуарда Топчяна было продолжено и в год 100-летней годовщины Геноцида армян, когда в Хельсинки, в зале “Тампере” – самом большом концертном зале скандинавских стран состоялся концерт Филармонического оркестра Армении, давший старт мировому турне, посвященному этой трагической дате. На концерте присутствовали высокопоставленные представители правительства Финляндии, различных посольств, политические деятели, представители армянской общины и многочисленная общественность.

 Изабель Фауст сотрудничает с лучшими оркестрами мира, среди которых Берлинский филармонический, Мюнхенский филармонический, Бостонский симфонический оркестры, оркестр BBC, Оркестр Парижа, Камерный оркестр им. Малера. Она лауреат многих престижных международных конкурсов, различных премии и наград. Еще в 15 лет она выступала с сэром Иегуди Менухиным. Изабель Фауст – известный интерпретатор музыки XX-XXI веков. Как утверждают критики, в этом репертуаре ее индивидуальность проявилась особенно ярко, а это постоянный поиск новых ярких выразительных средств, впечатлений и новых переживаний, новых подходов к интерпретации. Неслучайно она становится первой исполнительницей новых сочинений современных композиторов. Очень известен альянс Изабель Фауст с пианистом Александром Мельниковым. Огромной популярностью пользуется запись всех сонат Бетховена на лейбле Harmonia Mundi, получившая награду Echo Klassik и Gramophone, номинированная на "Грэмми".

Александр Мельников и Изабель ФаустАлександр Мельников - лауреат международных конкурсов им. Шумана в Цвиккау (1989г.) и ММК Королевы Елизаветы в Брюсселе (1991г.) В игре на исторических музыкальных инструментах наибольшее влияние на него оказали Андреас Штайнер и Алексей Любимов, в ансамбле с которыми он выступал, а также с лучшими европейскими ансамблями старинной музыки. Он также сотрудничает с оркестрами Концертгебау в Амстердаме, Гевандхаус в Ляйпциге, симфоническим оркестром BBC и множеством других знаменитых оркестров. Записи Мельникова всех 24 прелюдий и фуг Шостаковича были награждены премией журнала BBC, диск включен в "50 высочайших записей всех времен". Как отмечает пресса, записи на диски двух фортепианных концертов Шостаковича с Малеровским камерным оркестром под управлением Теодора Курентзиса вызвал горячий прием слушателей.

 В ЕРЕВАНЕ ПРОСЛАВЛЕННЫЙ ДУЭТ ПРЕДСТАВИЛ две различные программы. В первый день в Большом зале филармонии, заполненном, естественно, не до отказа ( таковы условия пандемии) прозвучали две скрипичные сонаты Бетховена – Четвертая и Пятая и Вторая скрипичная соната Роберта Шумана.

 Во второй день были исполнены Шестая и Десятая сонаты Бетховена и соната Брамса.

Два выдающихся музыканта и партнера - мастера Изабель Фауст и Александр Мельников заражали друг друга искрометной радостью артистического состязания. Завораживала тихая беседа инструментов, зал же замирал, чтобы не пропустить ни одной интонации в этом полном значения обмене репликами.

 Скрипачка милостью божьей, музыкант феноменальной виртуозности и высочайшего мастерства Фауст обладает редким даром неиссякаемого наслаждения игрой на своем инструменте. Покоряют тембровое богатство ее скрипки, несравненная свобода владения смычковыми штрихами – от колдовского альтового звучания двойного штриха до искрящегося финала, игра, полная страсти, энергии, но в то же время обезоруживающей нежности, лиризма. Весь вечер Изабель Фауст и великолепный пианист Александр Мельников держали слушателя в напряжении. Музыка звучала в доверительно простой, негромкой, неброской интонации, точно пастернаковские строчки:

 Давай ронять слова,

 Как сад янтарь и цедру,

 Рассеянно и щедро,

 Едва, едва, едва…

 В этой подробности какой-то осенней тишины, в этом линеарном течении музыки сонат была своя правда и, соединяясь с суровой красотой внутренней мощи звучания рояля, она прокладывала выход в иную реальность. И дай Бог кому-то из молодых артистов предстать перед слушателемс такой истинной трагической интонацией, когда волосы дыбом встают от грустной, словно идущей из недр земли, волны человеческого страдания.

 Странно, но показалось, что на этих вечерах, посвященных Бетховену, лежал трагический отсвет, брошенный нашей жизнью, тень трагизма. И какая великая истина прошлого и будущего вскрывается нам сегодня в вещих словах поэта:

 Я думал о происхождении

 Века связующих тягот.

 Предвестьем льгот приходит гений

 И гнетом мстит за свой уход…

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАМЯТИ АРТИСТА, КОТОРОМУ НЕ ВЕК СУДЬЯ (Видео)
      2021-11-26 10:43
      1596

      В Национальном театре оперы и балета им. А. Спендиарова состоялся юбилейный концерт, посвященный 70-летию Гегама ГРИГОРЯНА. Луч выхватил портрет из полутьмы сцены. Этот лоб, эту выразительную, чуть ироничную складку губ, эти добрые и мудрые глаза. Он смотрел в зал из-под тяжелых, словно вырубленных из камня век своим по-детски доверчивым взглядом черных, как вечность, глаз.

    • НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ – "ТОСКА"
      2021-11-24 09:33
      3004

      "Истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и сообразности", - обмолвился некогда поэт. Эти слова в полной мере соответствуют замечательному спектаклю "Тоска" Пуччини на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова. В минувшую пятницу спектакль прошел с большим успехом, набрав огромную аудиторию в амфитеатре, где я сидела, хотя спектакль был вовсе не премьерным.

    • ТРИУМФ МУЗЫКИ И ЕЕ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
      2021-11-22 10:33
      3743

      Впечатление самое отрадное от блистательного концерта Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна. Вдвойне радостно, что эта великолепная удача известного коллектива произошла после некоторой паузы: оркестр гастролировал в Италии. Первая после гастролей встреча - настоящий сюрприз для ереванских меломанов и гостей столицы.

    • ВСТУПАЯ В ВЕК ВТОРОЙ
      2021-11-13 08:35
      6033

      Свой вековой юбилей отмечает в эти дни Театр имени Евгения Вахтангова. 13 ноября 1921 года состоялось открытие постоянного театра Третьей студии Московского художественного театра. Его адрес неизменен с того дня - Арбат, 26.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АККОРД ФЕСТИВАЛЯ
      2021-11-08 09:59
      6185

      В Ереване завершился Международный музыкальный фестиваль "Армения". Он стал кульминацией нового концертного сезона. Армянский государственный симфонический оркестр дал серию концертных программ с участием всемирно известных солистов и дирижеров, лучших артистических сил современности, молодых звезд.

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ "АИДЫ"
      2021-11-04 09:54
      6528

      Афиша, извещающая о премьере оперы "Аида" Верди на сцене Национального академического театра оперы и балета им. Спендиарова, заинтриговала: одна из вершин классического оперного репертуара вновь возвращается на нашу сцену.

    • НАРИНЕ ЗАРИФЯН В ГОСТЯХ У «ФИЛАРМОНИИ ШКОЛЬНИКА»
      2021-10-30 09:58
      2551

      В столичном Малом концертном зале «Арно Бабаджанян» состоялась встреча юных слушателей с одним из самых многожанровых композиторов Армении - Нарине Зарифян. Детей и подростков собрала здесь программа «Филармония школьника», призванная привить подрастающему поколению эстетический вкус в музыке, воспитать из них грамотных слушателей и познакомить с творчеством лучших представителей армянского музыкального искусства.

    • С ПОЧТЕНИЕМ И ВОСТОРГОМ
      2021-09-23 11:01
      5651

      В последней четверти сентября нас ждут два интереснейших концерта. 24 сентября в Большом зале филармонии им. Арама Хачатуряна Национальный филармонический оркестр под управлением Эдуарда Топчяна сыграет Пятый фортепианный концерт Бетховена, в котором в качестве солиста выступит всемирно известный ирландский пианист Барри Дуглас, в первом отделении. Во втором отделении прозвучит бетховенская Девятая симфония, в исполнении которой примут участие и Национальная академическая капелла (художественный руководитель и главный дирижер Оганес Чекиджян), солисты Джулиана Григорян (сопрано), Софья Туманян (меццо-сопрано), тенор Тигран Акопян и австрийский бас Матиас Гофман. За дирижерским пультом - Эдуард Топчян.