Последние новости

ОВАНЕС АЙВАЗЯН: "СЦЕНА - ЭТО ВЕЛИКОЕ СЧАСТЬЕ"

Искусство артиста реально существует лишь во времени, поэтому, какими бы точными штрихами ни был обрисован его портрет, он все же бледнее непосредственно воспринятого и пережитого впечатления от его игры.

МНОГОЕ В АРТИСТИЧЕСКОЙ биографии солиста Ереванского оперного театра Ованеса Айвазяна выходит за рамки привычных представлений о жизни артиста. В том, что он стал певцом и достиг признания, не было предопределенности. Произошло это с той же естественностью и простотой, которые отличают и его искусство, где главное не только артистическое мастерство, но и нечто большее - гармония человеческого и творческого начала. В характере и темпераменте Айвазяна, в широте его натуры отразилась, как в зеркале, простая, чистая и поэтичная душа Армении.

 Ованес АйвазянПервое, самое яркое впечатление от искусства Ованеса - это партия Каварадосси в "Тоске" Дж. Пуччини в концертном исполнении на сцене Большого зала филармонии с Национальным филармоническим оркестром под управлением Эд. Топчяна, где перед нами предстал артист редкой искренности и непосредственности. Необычная одаренность артиста, творческая интуиция, прекрасные внешние данные как нельзя более гармонировали с красивым, тембрально насыщенным голосом. Пел он естественно и свободно. Помогло ему в этом, конечно же, и блестящее мастерство умной и чуткой партнерши Асмик Папян в партии Тоски. Все это вместе позволило певцу раскрыть перед нами образ Каварадосси в сложной гамме чувств и поступков.

Позже наиболее полно он воплотил этот образ и в спектакле под управлением замечательного итальянского дирижера Джанлуки Марчиано в Национальном оперном театре. В исполнении Айвазяна Марио Каварадосси - художник, возлюбленный Тоски и революционер не уронил своего достоинства, неожиданно попав в трагическую ситуацию. На протяжении всей оперы, от одного акта к другому, образ претерпевает изменения. В первом действии герой Айвазяна не обременен никакими заботами; он всецело поглощен любовью к Флории Тоске. Во втором акте, ставшем для художника настоящим испытанием, образ обретает большую выразительность. Ум и сердце Каварадосси раздирает противоречие: Айвазян дает понять зрителям, что его герой испытывает страх, но преодолевает его, отвечая на вопросы страшного начальника полиции Скарпья с видимым безразличием и хладнокровием. В предельно драматичном третьем действии Каварадосси помещен в тюремный замок Сант-Анджело и, оставив свою беззащитную Тоску во власти Скарпьи, испытывает ужасные страдания. Его прекрасные арии, наполненные подлинным страданием, не оставляют зрителей равнодушными.

 Ованес АйвазянПевец умеет соразмерять свои чувства, свободно и естественно перенося их на создаваемый образ. Его игра, уверенность, с которой он держится в любой сцене спектакля, вызывают волнение, полную гамму самых разнородных переживаний.

ОБАЯНИЕ, АРТИСТИЧЕСКИЙ ДАР ярко и убедительно проявились и в других сценических созданиях артиста - в партии Дона Хозе в "Кармен" Бизе, Радамеса в "Аиде", Альфреда в "Травиате", Манрико в "Трубадуре" Верди, Луиджи в "Плаще" Д. Пуччини... В трактовке Айвазяна эти образы получились и целостными, и захватывающими. За всем этим не могла не быть тщательная певческая работа. Чтобы суметь перевоплотиться на сцене, артист должен обладать даром. Дар, как говорится, должен быть у него в крови. Это то, чему нельзя научиться. Певец может приобрести навыки сценического поведения. Но Артистом надо родиться. Этим, своего рода магическим инстинктом Ованес владеет в полной мере.

Что же касается артистического обаяния Ованеса, то оно состоит прежде всего в его скромности, в его постоянной неудовлетворенности самим собой. Профессиональный певец, он без устали ищет новые интонации, новые вокальные эффекты, оставаясь в то же время верным партитуре. И, если ему не удается найти то, что он ищет,  что подсказывает ему верное чутье певца, он впадает в глубокое отчаяние. И даже после окончания самого удачного спектакля ему кажется, что все-таки ему не удалось отдать образу всего, чем было переполнено сердце.

Выходя на сцену, Айвазян не делает ту или иную фразу центром музыкального повествования, но дает нам ощутить именно целостный смысл, значение музыкальных событий. Всякий раз певец властно творит характер, прочерчивает путь человека, представляет нам его в музыкально-драматическом воплощении. Вы не увидите традиционно неподвижной позы. Вокальный образ органично слит с богатой палитрой пластики, движения, жестов. Каждая новая роль артиста - плод не только певческой, но и актерской, и режиссерской работы.

САМОЕ ЛЮБОПЫТНОЕ то, что стать певцом Ованес не собирался. С детства он увлекался спортом (дзюдо), участвовал в соревнованиях, был даже успешным спортсменом. А на голос мальчика первым обратил внимание друг отца, который привел его в Дом офицеров, где репетировал военный ансамбль. Там он некоторое время пел и даже участвовал в конкурсах, удостаиваясь наград.

Но вот пришел момент, когда надо было выбирать, - стать певцом или спортсменом? Что же в результате заставило его сделать окончательный выбор? Может быть, аплодисменты? На его долю ведь не раз выпадал успех, который и решил судьбу. Но если говорить серьезно, то, конечно, не аплодисменты и не успех сыграли свою роль, а удивительное чувство, возникшее на сцене, осознание того, что люди понимают и разделяют то, что хочешь сказать голосом.

 Ованес АйвазянВ Ереванской консерватории педагогом Айвазяна был знаменитый Сергей Даниелян, воспитавший не одно поколение вокалистов. Но на формирование голоса особое влияние оказал и известный баритон Давид Варжапетян, который ныне работает в Канаде. Он безошибочно определял, какими гранями должен засверкать тот или иной голос, как помочь обрести свою неповторимую форму. Именно эти педагоги заложили фундамент профессиональной требовательности к себе.

С первого курса консерватории Ованес был принят в Национальный оперный театр, где работает по сей день, исполняя теноровые партии репертуара театра и совмещая это с гастрольной деятельностью. В 2011 году он окончил Ереванскую консерваторию. Еще в студенческие годы стал победителем Республиканского конкурса вокалистов им. Гоар Гаспарян, а в 2009-м - конкурса на премию президента Армении.

САМЫМ ЯРКИМ И ПАМЯТНЫМ событием для себя Ованес Айвазян считает встречу с Валерием Гергиевым, который, прослушав армянского певца в два часа ночи в Мариинском театре, одобрил его. На следующий день Айвазян уже выступал на знаменитой сцене Санкт-Петербурга в концерте звезд оперного искусства. В Мариинском театре Ованес дебютировал в 2013 году в партии Каварадосси в опере "Тоска", после чего спел Манрико на премьере постановки оперы "Трубадур". На этой же сцене им были исполнены следующие партии: Дон Карлос ("Дон Карлос"), Радамес ("Аида"), Дон Альваро ("Сила судьбы"), Канио ("Паяцы"), Луиджи ("Плащ"). В репертуаре также Хозе ("Кармен"), Герцог ("Риголетто"), Альфред "Травиата", Туридду ("Сельская честь"), Пинкертон ("Мадам Баттерфляй"), Ленский ("Евгений Онегин").

Как приглашенный артист, Айвазян выступал в Большом театре России, московском театре "Новая опера", Татарском театре оперы и балета им. Муса Джалиля, Большом театре Беларуси и т.д. В 2017 году исполнил партию Радамеса в опере "Аида" (постановке - 100 с лишним лет) на фестивале "Арена ди Верона" (Италия). Во время гастролей в Германии Ованес выступил в заглавной партии в опере "Андре Шенье" Джордано, Альваро в опере "Сила судьбы" Верди (первая версия) во Франкфурте. С 2010 года певец выступает с канадской труппой Opera Belcanto of South Simcoc.

Лучшими партнерами Ованес считает Марию Гулегину и Анну Нетребко. Ему приходилось работать со многими дирижерами. "Одни больше всего ценят в звуковой палитре певца пианиссимо. Оркестр играет мягко, и дирижер добивается от исполнителя звука, наибольшего по силе, но внутренне глубоко наполненного. Более того, одно и то же произведение они играют в разных темпах. С некоторыми дирижерами вообще можно достичь такого, что сам потом удивляешься, как это у тебя получилось. Например, спеть две-три фразы на одном дыхании".

В репертуаре артиста более двадцати готовых партий. Впереди - новые.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЗВУЧАЛА МУЗЫКА СОВРЕМЕННИКОВ
      2022-07-25 11:01
      9676

      В Ереване многолюдно, несмотря на испепеляющую летнюю жару. Кажется, вот-вот прервется дыхание. И все же Большой концертный зал филармонии им. Арама Хачатуряна продолжает оставаться местом паломничества для армянских меломанов и гостей столицы. Так, в день концерта 23 июля, программа которого целиком была составлена из киномузыки Тиграна Масуряна (а она на слуху у каждого) и прозвучала в исполнении Армянского государственного симфонического оркестра под управлением Арутюна Арзуманяна, зал был переполнен.

    • "С ТОСКОЮ ПО СЛОВАМ, ПО ОГНЕННЫМ СЛОВАМ"…
      2022-07-21 08:55
      4834

      18 июля выдающемуся поэту Евгению Евтушенко исполнилось бы 90 лет Евгений Евтушенко… Произносишь это имя вслух, и тут же вспоминается изречение: "Поэт в России больше, чем поэт". В двадцатом веке поэты еще оставались властителями дум, а поэзия сохраняла свое исключительное значение для общества. Она в полной мере смогла раскрыть свои внутренние силы, оставаясь неизменной сакральной величиной.

    • ЯВЛЕНИЕ ПОЛИЕВКТА
      2022-07-19 10:27
      6077

      После трехлетнего перерыва один из шедевров Доницетти - опера "Полиевкт" вновь возвращается на сцену Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова. Стряхнув многолетнюю пыль с либретто, и рискуя проиграть без звездных имен авторов постановки - народных артистов республики режиссера Тиграна Левоняна, выдающегося дирижера Огана Дуряна и знаменитого сценографа Евгения Софронова, эта опера вернулась туда, откуда начала шествие на армянской сцене.

    • ТАЙНЫ ИЗБРАННЫХ
      2022-07-14 09:48
      4542

      В Большом зале филармонии проходит международный фестиваль "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого. "Географические границы государств проходят через моря и горы, а границы музыки – через сердца людей, объединяя их". Эти слова Роберта Амирханяна, сказанные однажды в Екатеринбурге на открытии фестиваля, посвященного Авету Тертеряну, вполне можно отнести и к стартовавшему в минувшую субботу фестивалю "Современные классики", который с нынешнего года будет носить имя выдающегося польского классика Кшиштофа Пендерецкого.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ЛЮБОВЬ К ДЕЛУ И ЛЮБОВЬ К УЧЕНИКАМ"
      2022-07-13 09:33
      1496

      "Память нужна живым" - так назвал свои "Страницы истории института", а нынче Государственного лингвистического университета им. В. Я. Брюсова профессор, отдавший десятилетия жизни не только этому институту, но русской словесности, блестящий педагог и крупный филолог Эдуард НУРАЛОВ, которому в эти дни исполнилось бы 90 лет. Память нужна живым...

    • МНОГОГРАННОСТЬ ТАЛАНТА
      2022-06-20 09:45
      2432

      О Рубене Арутчьяне можно говорить долго и разносторонне. Даже сегодня, когда его нет с нами и когда друзья собираются отмечать его очередной день рождения, увы, без него. Человек многогранного таланта, отвергнувший в себе архитектора, но давший свободу художнику широкого спектра, он был знаковой фигурой в армянском изобразительном искусстве и останется ею навсегда.

    • НЕУЛОВИМАЯ ТЕРЕЗА
      2022-06-07 09:08
      4931

      Удивительные работы в зале Центра искусств "Гафесчян". Великолепная выставка, сделанная на уровне лучших музеев. Посвящена она 100-летию со дня рождения одной из самых известных женщин-скульпторов, заслуженного деятеля искусств Армении, педагога Терезы Мирзоян. Замечательные работы, сражающие наповал какой-то брутальной "мужской" энергией. Речь не только о скульптурных работах, портретах, композициях, но и об эскизах и графике.

    • УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ ТРЕНЕР ГАРРИ КАСПАРОВА
      2022-06-06 13:24
      1501

      На 88-м году ушел из жизни известный советский шахматный тренер Александр Сергеевич Никитин, чье имя прочно ассоциируется с 13-м чемпионом мира Гарри Каспаровым. В следующем году сотрудничеству опытного наставника и великого шахматиста должно было исполниться полвека. Впервые они познакомились, когда будущему чемпиону было 10 лет.