Последние новости

ВЕРНУТЬ ДЫХАНИЕ ТЕАТРА

Художественный руководитель Ванадзорского драматического театра им. Ов. Абеляна народный артист РА Ваге ШАХВЕРДЯН уверяет, что у него нет решений для выхода из создавшегося арт-кризиса. При этом он уже принял с десяток решений, которые именно к выходу и ведут. "Жизненно необходимо напомнить людям, что существует культура, искусство и театр!" - уверен режиссер.

- Ванадзорского театра не было среди ударников труда, обозначенных министерством, но, насколько мне известно, вы работали едва ли не активнее всех…

- Меня это "подведение карантинных итогов" глубоко возмутило и оскорбило - как можно, не проводя никакого мониторинга, делать подобные заявления! Сначала соберите информацию, а потом вешайте ярлыки! Если говорить об онлайн, ванадзорский театр в течение всех весенних месяцев показал 9 спектаклей - почти все лучшие постановки репертуара. Сам я ужасался, когда смотрел на это, но что делать? А поскольку ужасался, искал пути для живого театра. Мы репетировали моноспектакль "Шейлок" - Самвел Халатян сделал инсценировку "Венецианского купца", и я думал, где мы будем его показывать. В поисках места мы оказались в Доме-музее Степана Зорьяна - у них есть зал на 60-70 мест и небольшая сцена. Поехали смотреть, и, выйдя со служебного входа, я увидел огромный яблоневый сад. Меня буквально осенило: "Яблоневый сад" Степана Зорьяна! Надо ставить - и именно в этом саду! Пусть зрителей будет немного, главное - чтобы актеры работали. За неделю сделал инсценировку, и мы начали репетировать, и это уже 9 занятых артистов. Но в основном надо думать о молодых, они должны быть в форме.

Я пригласил нашего молодого режиссера Арена Осипяна и предложил подумать в этом направлении. Он выбрал одноактные водевили Чехова - в обоих по три актера. Но тут опять встает вопрос площадки, и тогда я решил, что это мы будем делать специально для виртуального пространства. Сейчас группа уже работает с оператором с учетом всей специфики. Максимум через две недели мы запустим готовый видеопродукт онлайн. А еще наш актер Эдгар Кочарян организовал на ванадзорской телестудии час поэзии под названием "Лусаатик", и почти все наши актеры принимают участие в проекте - по два выпуска в неделю.

Еще Министерство НОКС проводило конкурс "Театр - экрану". Мы тоже выиграли гранд, и в течение ближайших месяцев будут выпускаться небольшие фильмы-очерки по истории нашего театра, которому в будущем году исполнится 90 лет. И, главное, мы все время думали, как не упустить нашего маленького зрителя, тем более что он очень активный. В результате построили сцену во дворе театра - перетащили станки, соорудили декорации. У нас много детских спектаклей, и Арам Мхитарян сделал из них такой коллаж. И мы будем играть, сколько бы детей ни пришло - за чисто символическую плату, а то и вовсе бесплатно. Сейчас не время думать о заработке, главное, чтобы дети не потеряли связь с театром. Вот такая, достаточно насыщенная жизнь. Все делается, чтобы и артисты, и зрители были в каком-то процессе. Тем более что у нас на носу ремонт, и независимо от эпидемии приходилось прикидывать, где и что можно играть, - в Ванадзоре не слишком много площадок, и они не приспособлены к спектаклям, но выбирать не приходится.

- По поводу ремонта - это "на носу" длится уже третий год. Есть какие-то подвижки?

- За это время наши работающие вручную штанкеты заменили на автоматику. Спасибо, конечно, но ведь не об этом речь. Мы ждали, нам обещали, что в марте уж точно начнут, даже не решались планировать репертуар. А месяц назад я был буквально в бешенстве! Опять пошли разговоры - где-то что-то неправильно начертили, не то подписали, так что в этом году ремонт отложат, а на будущий - посмотрим… Я был в ужасе и сказал нашему директору: хочешь - пойдем вместе, не хочешь - я пойду один и буду там кричать-орать, и никому мало не покажется, и никто меня не остановит. Директор позвонила в министерство и сообщила, что Шахвердян готовится прийти и устроить крупный скандал. Они попросили два дня... Словом, теперь есть надежда, что где-то с середины августа ремонт начнут. Если это случится, мы, конечно, не остановимся, но придется пересматривать какие-то планы. Не думаю, что к 90-летию ремонт закончат, это дело на год с лишним. Но мы переживем - лишь бы они начали. Сейчас находиться в нашем здании - это риск для жизни, оно на глазах разрушается. Какой бы бедной ни была наша страна - даже если это действительно так - все равно нельзя допустить разрушения театрального здания.

- Ректор ГИТиКа высказывала крамольную мысль, что, если институту не разрешат работать вживую, пусть лучше дадут ему академический отпуск. Вы активно преподаете. Как вам это дистанционное обучение искусству театра?

- Не знал, что Лилит Арзуманян так высказывалась, но она права. Два с лишним месяца я занимался онлайн, курс так сдавал экзамены. Я боюсь этого слова, но все-таки произнесу его: это гибель. Слава богу, мои студенты пока не теряют веры и состояния влюбленности в театр. Я объявил своим третьекурсникам - в новом семестре будете заниматься Шекспиром. Летом они должны всего его прочесть и выбрать пьесу, форму. С сентября мы начинаем этот процесс. Я все время призываю их - не теряйте воодушевления! Но не терять его все труднее. Мне очень интересно общаться с молодыми - они вдруг что-то скажут, и у меня возникнет идея, то, о чем я раньше и не думал. Это взаимообогащение просто прекрасно. Но если сейчас будет опять полгода онлайн, кто знает, что будет дальше… Думаю, лучше не надеяться на онлайн, а просто мобилизовать общие силы и искать варианты для живого обучения. Поверьте, их можно найти! "Благодаря" карантину у меня родился спектакль в яблоневом саду. А что рождается в учебном процессе? Но лично у меня пока нет решений.

- В начале 90-х мы уже пережили локдаун образования, и этот провал обернулся отсутствием в профессии целого поколения. Может быть, что история повторится?

- Не "может быть", а будет. Будет этот провал! Как ни пытайся об этом не думать. Вот моя внучка учится в школе, с утра до вечера она в этом "онлайн". Я смотрю на нее и думаю: ну и терпение! Она уже как-то перестроила себя на это. И я очень боюсь - боюсь результата. С другой стороны, и в ГИТиК, и к нам, в ванадзорскую студию при театре, поступают ребята - часто они простых вещей не знают, такие ошибки делают!.. Вот где "дальше - тишина"…

- Деятели театра обратились в комендатуру с просьбой разрешить начать работу на зрителя. Сомнительно, но допустим, что разрешат…

- Да, вдруг, как в сказке, будет объявлено - с такого-то числа открывайте двери, начните играть! Я очень боюсь, что зритель не приспособлен пока к тому, чтобы смотреть спектакль в новых условиях, и самое главное - в нем сидит страх. Да, сейчас многие говорят: вы только объявите о начале работы - и мы прибежим! Я не верю в это. Может, желание и будет большим, но страх сидит, и надо, во-первых, уничтожить этот страх. А когда каждый день слышишь - 500 человек, 600, эти безбожные цифры… Причем, мне кажется, что в первое время надо снизить цены на билеты, пусть это будут чисто символические деньги. Главное - вывести людей из этого психологического состояния. Надо напоминать им, что есть культура, искусство, есть театр! Нам жизненно необходимо начать этот процесс - вернуть зрителя в зал, вернуть дыхание театра.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНСЕРВАТОРИЯ - НА СВОЕМ МЕСТЕ, ПРОКУРАТУРУ - В ПРИГОРОД
      2024-03-21 09:44

      Правительство поставило на рестарт, казалось, уснувшую навсегда тему оптимизации вузов вообще и арт-вузов, в частности. Культурная и, особенно, музыкальная общественность возмущена - Консерватория им. Комитаса протестует и собирает подписи под петицией... Режиссер, заслуженный деятель искусств РА и председатель Совета директоров театральных и музыкальных очагов культуры Рубен БАБАЯН уверен, что если бы власть научилась диалогу с профессионалами, шуму было бы меньше, а пользы - больше.

    • Сати СПИВАКОВА: "АРМЕНИЯ - МОЯ РОДИНА, КОТОРУЮ Я БУДУ ЛЮБИТЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА"
      2024-03-15 10:10

      "За последние годы работа обрушилась на меня лавиной и впервые, приезжая в Ереван, я, с одной стороны, чувствую себя как дома, а с другой – будто я приехала в очень дорогое мне место, но как гость. Сейчас есть деловые предпосылки к тому, чтобы бывать в Армении чаще...", - говорила летом 2022-го Сати СПИВАКОВА, приехавшая в родной Ереван презентовать армянский релиз своей книги "Нескучная классика. Еще не все".

    • СТРАСТИ ПО КОНСЕРВАТОРИИ, или СДОХНЕМ ЛИБО МЫ, ЛИБО ИШАК
      2024-03-15 09:55

      "Мы, музыканты, которые учатся в музыкальных школах и в Консерватории, считаем предложение о переносе или объединении нашего учебного заведения абсурдным и неприемлемым. Эта Консерватория является символом культурного наследия Армении, уже более 100 лет существует и уже 50 лет как располагается в том же здании, что само по себе делает это здание нашим культурным наследием... Планируемое объединение ВУЗов может привести к потере этого символа", - такими словами начинается петиция, сбор подписей под которой организовала не просто музыкальная общественность, а, на минуточку, музыкальная молодежь. "Помогите нам сохранить Ереванскую Государственную Консерваторию имени Комитаса в Ереване!", - призывают они.

    • ПРЕМИЯ "МОНОКЛЯ" - АРМЯНСКОЙ "ВАРЕЧКЕ"
      2024-03-12 09:12

      "После продолжительных оваций полного зала, диплом участника фестиваля был вручен режиссеру и актрисе спектакля "Балерина Варечка", - сообщил сайт XIV Международного фестиваля моноспектаклей «Монокль» в Санкт-Петербурге в первый день весны, после того, как гости из Армении отыграли свой спектакль. Но дипломом участника дело не закончилось. 1-ая Премия "Монокля" вручена Лиле МУКУЧЯН за спектакль «Балерина Варечка» - режиссер Елена Варданян, продюсинг Международного фестиваля ARMMONO, Ереван, Армения.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ТЕАТРАЛЬНЫЙ МАГИСТР И ТЕАТРАЛЬНЫЙ МАГ
      2022-11-01 12:40

      Позавчера читка пьесы "Лев зимой", которую начали в Русском театре, не состоялась - не было приглашенного режиссера-мэтра. У него была уважительная причина. Единственная причина, способная заставить выдающегося армянского режиссера, народного артиста Республики Армения Ваге ШАХВЕРДЯНА пропустить репетицию, не прийти в театр - он умер. Не спасли ни медики, ни Бог. На сей раз не спас даже Театр, как спасал всегда.

    • "ТВОРЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - РЕАЛЬНОЕ ВЗАИМООБОГОЩЕНИЕ!"
      2022-05-26 10:01

      "Самсон Мовсисян представил нашему городу новое направление в театре, и то, что происходило на сцене, весь зал переживал в едином порыве", - говорил один из лидеров театрального Казахстана уже после того, как смолкли бесконечные премьерные аплодисменты. Самсон МОВСИСЯН, режиссер ереванского Театра кукол им. Ов Туманяна и автор многих постановок на разных столичных сценах, сделал в Театре драмы и комедии им. А. Мамбетова в Нурсултане спектакль "Кристофер" о мальчике-аутисте, почувствовал большой успех и убедился, что человечность в человеке - одна на всех. И что творческий контакт - лучший путь к взаимопониманию.

    • ДИАБЕТОМ СТАЛИ БОЛЕТЬ ЧАЩЕ
      2022-04-15 10:01

      Как вести себя, если ребенку поставили диагноз «сахарный диабет»? Как правило, это известие вызывает шок у родителей - они должны объяснить ребенку, что впредь придется взвешивать каждый кусок разового приема пищи, несколько раз в сутки колоться (прокалывать палец для тестирования уровня сахара в крови, делать инъекцию инсулина), а на первых порах еще и многочасовые внутривенные капельницы принимать…

    • ЧАС ЛГУНА
      2022-01-20 13:23

      Признаться, вчерашний, 19 января, "час правительства" в парламенте оставил весьма тягостное впечатление. Премьер Пашинян дал себе труда лишь пару раз подойти к трибуне, но его манеры, тон, не говоря уже о содержании ответов, однозначно говорили, что мы имеем дело с новым витком клинического состояния пациента. Наполеон после Ватерлоо пытался выдавать себя за Наполеона после Аустерлица…