Последние новости

САТИ СПИВАКОВА В РОЛИ МАРИИ КАЛЛАС - ЛУЧШИЙ ПОДАРОК В ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИК

"Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии.

 Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!

 О ЖЕНЩИНЕ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ - ЖЕНЩИНА С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Такой подарок к самому финалу завершения целого месяца весны, посвященного прекрасной и лучшей половине человечества, приготовили театралам совместными усилиями Театр Наций и компания GeoProMining.

 Нынешний приезд в родной Ереван Сати Спиваковой - событие особенное и для нас, и, наверное, для нее самой. Ведь с 1983 года, когда на экраны вышел фильм-опера "Ануш" с чернобровой красавицей-героиней изменилось так многое, и последние 30 с лишним лет во время официальных визитов в Ереван мы привыкли видеть Сати Спивакову в ее главной роли - роли изысканной супруги великого музыканта Владимира Спивакова. А почти каждый приезд маэстро в Армению был не только соприкосновением с большой культурой и большим артистом в свете рампы. Это был свет, идущий от Человека - ко всем нам, свет гуманизма и надежды. От черного Ленинакана зимой 1988-го до благотворительного концерта для "Дома солдата" осенью 2023-го... Спиваков всегда был здесь и сейчас, и сейчас не время и не место перечислять все то, что сделал он для Армении, все то, что навсегда останется в нашей благодарной памяти.

 Сейчас о том, что Сати Спивакова впервые приезжает в Ереван - "в главной роли".

 Еще будут и интервью, и "паблик-ток", из которых мы наверняка узнаем, что послужило триггером и заставило ее после очень продолжительного люфта вернуться в профессию, и даже не в кино, где можно просто быть красавицей, а в театр. И случилось это не вчера, а в 2014 году, когда легендарный Роман Виктюк поставил специально для Сати Спиваковой моноспектакль "Нежность". Потом была «Машина Мюллера» у еще одного культового режиссера, Кирилла Серебренникова.

 Наверное, в искусстве действительно не бывает случайностей - творческий путь Сати Спиваковой, начавшийся с героини главной армянской оперы, описав большой круг, сомкнулся на главной героине мировой оперы. Но спектакль "Канарейка", в основу которого легла пьеса журналиста и сценариста Марии Варденга, - не о мировой легенде Марии Каллас в зените славы, а трагическая история все потерявшей женщины, а еще больше - трагическая история артиста, отрекшегося от своего таланта ради человеческого счастья.

 «ЭТО РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ ТОГО, КАК АРТИСТ ТЕРЯЕТ СВОЙ ДАР. Будучи крайне одаренной, Мария Каллас отказалась от своей карьеры из-за любви. И в этом есть ее беда, ее отношения со Всевышним. Она сказала Онассису: «Если ты не хочешь, я не буду петь». И в этот момент у нее срывается голос, начинается цепочка профессиональных неудач. И тут же уходит мужчина, ради которого она предала в себе Бога», - так комментирует свою сценическую версию режиссер спектакля Дмитрий Сердюк.

 ...Последние три дня Каллас. Угасающая, с уже затуманенным сознанием певица проводит воображаемый кастинг на новую постановку оперы "Макбет". Параллельно перелистывает страницы жизни - что-то припоминая, обращаясь к своему внутреннему "я"... "Художник сослужил свою "недобрую службу": придумал слишком красивую и изысканную форму" - вот в чем "обвиняет" критика Александра Боровского - еще одна легендарная театральная фамилия, - придумавшего смарт-зеркал в качестве декорации-задника к "Канарейке".

 "В этом была идея Боровского и Сердюка - она в Зазеркалье, она живет только своим прошлым. И дело даже не в сумасбродстве, а в том, что авторы нашего спектакля поместили Каллас в тот момент, когда судьба закончилась, а жизнь продолжается...", - говорила в интервью о ключе к своей героине Сати Спивакова.

 Что касается ее исполнения, информационный портал "Ревизор.ru" написал: "Сати Спивакова, исполнившая роль оперной дивы, передает все оттенки самолюбования и агонии Каллас, от тихого вздоха перед экраном до подражания грубым и пошлым заявлениям Онассиса. Четвертой стены нет, но граница все же есть: мы застаем главную героиню сидящей перед телеэкраном, и поворачиваться лицом, открывать хрупкую израненную душу она не спешит. Сати Спивакова сценически проживает последние дни своей героини, не теряя ощущения величия персонажа. Маленький быт комнаты с телевизором и столиком с таблетками актриса наполняет достоинством царицы оперного мира. Сдержанность и холодность начального образа Каллас-Спиваковой выплескивается яркой импульсивностью в сцене диалога певицы с воображаемым Арисом Онассисом. Скупость и точная выразительность внешних эффектов в игре Спиваковой отражает стиль самой Каллас. Каждый жест, каждый штрих на вес золота на сцене, каждая нота – это взрыв скорби по тому, что утрачено. Сати создает глубокий образ певицы-человека. Ее Мария – живая женщина, ранимая и очень нежная".

 НО МЫ ЗАБЫЛИ СКАЗАТЬ ОБ ЕЩЕ ОДНОМ "ЛЕТОПИСНОМ" ФАКТЕ. Впервые в Ереван приезжает не только спектакль "Канарейка" - впервые в нашу столицу приезжает московский Театр Наций, а это уже само по себе событие.

 В его историческом здании в конце XIX века антрепренер и драматург Федор Корш открыл частный драматический театр, получивший название «Театр Корша». Неизгладимое впечатление на публику театр произвел не только тем, что в залах и вестибюле горело электричество - экзотическая по тем временам история. Здесь играли легендарные русские актеры. Здесь познакомились Антон Чехов и Константин Станиславский. Здесь состоялась премьера чеховского «Иванова» и толстовской «Власти тьмы»...

 В последние годы в Театре Наций делали постановки иконы мировой театральной режиссуры Робер Лепаж, Стефан Брауншвейг, Роберт Уилсон и фронтмены режиссуры российской – Андрей Могучий, Константин Богомолов, Максим Диденко, Евгений Писарев... Сегодня, как и 150 лет назад, на этой сцене играют актеры и среди них главный - художественный руководитель Театра Наций, народный артист России и просто великий русский актер Евгений Миронов...

 Остается только подсчитать, по скольким пунктам потрафили ереванской публике учинители этих гастролей, и руками развести. Сати Спивакова - это в-главных. Театр Наций - это во-первых. История Каллас не только для любителей музыки - это...

 Калькуляцию, конечно, можно продолжить, но лучше просто пойти на спектакль "Канарейка" и во всем убедиться самим. Женщина с большой буквы - о Женщине с большой буквы. Разве придумаешь лучше к женскому празднику?

Фото: Павел Харатян для журнала VOGUE Россия

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
      2024-07-26 10:25

      "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

    • "ПИТАТЬСЯ КУЛЬТУРОЙ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СОХРАНИТЬ СЕБЯ"
      2024-07-25 09:43

      Летний вояж в Армению Театральной труппы им. Гаспара Ипекяна из Бейрута, вот уже скоро 100 лет работающей под эгидой "Общенационального армянского культурно-образовательного союза", привычно называемого "Амазгаин", никто Культурным Событием не называл, да и сами гости амбиций не демонстрировали.  И все-таки это событие с маленькой буквы "с" заставило задуматься над многими вопросами, как постоянно думают над ними те представители армянской Диаспоры, которых по праву можно назвать армянскими интеллигентами.

    • УВИДЕТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА - ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ИЗ КОСМОСА
      2024-07-23 09:42

      "Тысячелетнее наследие Нагорного Карабаха находится под угрозой. Это не только страх 100 000 армян, бежавших со своей земли в сентябре 2023 года после военной операции Азербайджана, но и вывод, сделанный Европейским центром права и правосудия (ECLJ)", - публикация в конце прошлой недели французской Le Figaro стала очередным подтверждением Геноцида армянского культурного наследия Арцаха, последовавшего за Геноцидом его армянского населения. В докладе ECLJ он назван "культурным уничтожением".  "От того, какие конкретные действия (заявления из общих слов не в счет!) начнут предпринимать власти Азербайджана в отношении христианских памятников Нагорного Карабаха, и можно будет судить о том, каково этическое здоровье этой страны, о дееспособности всех тех положительных, нравственных качествах ее народа, которые преподносятся его руководителем как образец для подражания", - писал портал Regnum.ru еще в ноябре 2020 года, сразу после окончания 44-дневной войны.

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
      2024-07-26 10:25

      "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

    • ПИТЕРСКИЙ БАЛЕТ В ЕРЕВАНЕ
      2024-07-20 10:03

      Санкт-Петербургский театр балета имени Леонида Якобсона вновь предстал перед ереванским зрителем. Театр уже посещал Армению в марте 2023 г., представив балет «Дон Кихот». Тогда питерские артисты смогли показать ереванскому зрителю непревзойденный русский балет.

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.

    • ТРАДИЦИИ + НОВАЦИИ = ПЕРСПЕКТИВА
      2024-06-20 10:37

      "Хочу сказать не как председатель жюри, а как человек, который следил за жизнью форума, я получил несказанное удовольствие! И от спектаклей, и от встреч, и от той лабораторной работы, которая шла. Я хочу поблагодарить всех за то, что в наше сложное время вы, мы занимаемся театром, тратим на это наши силы, нашу жизнь. На это прекрасное, может быть, немножко странное, но очень благородное дело. Занимаемся театром, который объединяет людей!" - говорил Евгений Писарев, заслуженный артист России, художественный руководитель Московского драматического театра им. Пушкина.  В начале июня в Алматы проходил V Международный молодежный театральный форум стран содружества, Балтии и Грузии.