ВЕЧНО ЖИВОЕ ИМЯ
К 125-летию со дня рождения Рубена ДРАМПЯНА
Несколько лет назад на фасаде здания Национальной галереи Армении была установлена мемориальная доска, посвященная ее директору - Рубену Григорьевичу Дрампяну. Это одно из самых дорогих для нашего народа имен. Это постигается как-то сразу, стоит только представить все то, что им сделано для своей страны. По мере того как неумолимые годы отделяют нас от поры общения с Рубеном Дрампяном, становится ясно, что он по праву считался одним из самых значительных деятелей отечественной культуры.
КРУПНЕЙШИЙ МУЗЕЙНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, СОЗДАТЕЛЬ ПЕРВОГО И ГЛАВНОГО МУЗЕЯ изобразительных искусств Армении, историк искусств, один из основателей отечественного искусствознания, видный художественный критик и выдающийся педагог, воспитавший не одно поколение искусствоведов. Значение Рубена Дрампяна для культуры Армении невозможно переоценить. Это личность, благодаря которой Армения сегодня может гордиться наличием одной из лучших картинных галерей огромного пространства культуры советского времени, в которой он любовно и трепетно собрал произведения ярчайших представителей армянской живописи.
Р. Дрампян боролся за новаторство, за яркий изобразительный язык, за богатство средств выражения. Декоративная манера письма, яркие красочные контрасты считались тогда формализмом, а импрессионизм новым течением в искусстве. Р.Дрампян шел, прорубая путь новому содержанию и форме, ушибаясь и радуясь. И это был его путь, трудный путь, который он сам выбрал и которому не хотел изменять. Он прожил без малого целый век, прожил жизнь, наполненную работой, идеями, дружбой с лучшими людьми эпохи. Рубен Григорьевич родился в Александрополе, учился в Тифлисской гимназии, затем на юридическом факультете Московского университета. Профессия юриста не привлекала молодого Р.Дрампяна. Смысл своей жизни он видел в служении искусству. Это привело его в Русский музей, где он работал до возвращения в Армению.
Может быть, определенную роль в подобном направлении интересов Рубена Григорьевича и его художественных вкусов сыграла дружба с выдающимися представителями искусства. Рубену Григорьевичу посчастливилось встретиться с большими мастерами начала века, искрометный талант которых подчинял и захватывал всех, кто с ними соприкасался. Он свято чтил их память. Знакомство с ними оставило след на всю жизнь. Среди них выдающиеся живописцы Мстислав Добужинский, Константин Сомов, маститый художник-искусствовед Александр Бенуа, которого Рубен Григорьевич считал своим учителем.
Р. Дрампян был близок с Е.Татевосяном, М.Сарьяном. Вот в каком созвездии художников развивался и формировался вкус искусствоведа. Каждая встреча с новым художником не проходила для него бесследно. Тем более значительна роль тех, кто общался с ним в течение многих лет.
БОЛЬШУЮ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЕГО ИНТЕРЕСОВ СЫГРАЛА И АТМОСФЕРА ТОГО ВРЕМЕНИ. Это был период стремительного взлета русского музыкального гения, расцвета театра, живописи, поэзии. В те далекие дни в искусстве закладывались основы многих последующих открытий. Это была эпоха людей активных, деятельных, воображением и руками которых складывалась художественная жизнь. Такими, как А.Таманян, М.Сарьян, А.Спендиаров, А.Гюрджян, А.Коджоян рождались новые вехи искусства в Армении, открывались таланты. Они несли отсвет своей эпохи.
Как Р.Дрампян оказался в Ереване? Как-то в Русский музей в 1924 году зашел Александр Таманян и вместе с Рубеном Григорьевичем долго ходил по залам и потом заметил: "Почему вы здесь, тут и без вас достаточно хороших специалистов. Поезжайте в Армению, там вы будете нужнее". После некоторых раздумий - а Дрампян не раз возвращался мыслями к родной земле - предложение Таманяна было принято.
И вот он в Ереване. Заведует художественным отделом исторического музея. Коллекция картин была очень скудной. Началась неимоверно трудная работа по собиранию новых работ. Р.Дрампян обладал удивительным чутьем на подлинное искусство, художественное качество вещи. Порой ему достаточно было взглянуть на холст, чтобы отличить руку мастера от подделки или установить школу или время создания произведения. Чувство ответственности за судьбу галереи принимало у него характер личного долга.
В 1932 году, возглавив Картинную галерею, Рубен Григорьевич одну за другой открывает экспозиции новых поступлений. При нем галерея приобрела полотна Репина, Сурикова, Васнецова, Касаткина, Перова, Крамского, Тропинина и других выдающихся русских, известных западноевропейских мастеров, а также классиков армянской живописи - А.Овнатаняна, В.Суренянца, Г.Башинджагяна, Е.Татевосяна, М.Сарьяна... Об этих днях он вспоминал как об одном из самых плодотворных периодов своей деятельности. Как радостно было ему вносить исправления в ошибочные определения или просто держать в руках ту самую вещь, тот самый холст, которых когда-то касались руки Тинторетто, Фрагонара, Курбе...
Рубен Григорьевич пользовался огромным авторитетом у художников, считавших для себя большой честью, если он приобретал их работы. Осознавая всенародное значение создаваемой коллекции, каждый из них нередко был готов поступаться личными интересами ради возможности быть представленным в галерее.
Р. ДРАМПЯН НАЛАЖИВАЕТ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ, редактирует научные издания, консультирует, выезжает на экспертизы, выступает с докладами. Им были организованы первые персональные выставки в Ереване работ Е.Татевосяна, А.Бажбеук-Меликяна, Эд.Шаина. По личной просьбе Дрампяна Шаин присылает свои картины для выставки, а потом их дарит нашему музею. По инициативе Дрампяна Лидия Дурново делает копии с древнейших фресок, издает огромный труд по армянской миниатюре.
Все это Дрампян делает самоотверженно, с необычайной скромностью. Именно благодаря ему сейчас невозможно представить нашу галерею без таких шедевров, как "Натюрморт" Питера Класса, "Пейзаж" Яна ван Гойена, "Снятие с креста" Ван Дейка, "Восточная сюита" Кандинского, "Натюрморт" Фалька, "Мальчик с петухом" Н.Гончаровой.
Музейное строительство проходило в трудных условиях. Не хватало научных работников, и Рубен Григорьевич сам берется готовить кадры. Много сил отдавал Дрампян преподавательской и научной работе, долгие годы работал ведущим научным сотрудником Института искусств АН. Его книги свидетельствуют о высоком профессионализме искусствоведа, давшего объективную многогранную оценку творчеству многих крупнейших мастеров живописи.
Р.Дрампян - автор нескольких книг, монографий, бессчетного количества статей, обзоров, рецензий. В своей критической деятельности он стремился к осмыслению художественных явлений, их соотношению с процессами и тенденциями самой жизни. Его монографии стали свидетельством высокого профессионального уровня критика-искусствоведа. Войти в художественный процесс, но не раствориться в нем, понять его трудность, заблуждения и иметь мужество и профессиональное мастерство, чтобы до конца оставаться объективным, сохранить высоту критерия и учитывать особенность конкретной художественной практики - вот чего добивался Рубен Григорьевич. Он не хотел довольствоваться ни мнимым авторитетом никогда не ошибающегося мастера, ни ролью пассивного регистратора фактов, одинаково легко принимающего все и теряющего эстетические принципы. Многоплановый глубокий анализ дан творчеству М.Сарьяна, в книге о Е.Татевосяне ощущается желание раскрыть творческий процесс изнутри, показать читателю те огромные психологические сложности, которые преодолевает мастер по пути к цели.
С подлинным вдохновением написаны монографии об А.Бажбеук-Меликяне, А.Коджояне, А.Гюрджяне. Многие его работы насыщены большим фактическим материалом, ценность которого все больше будет возрастать. Можно напомнить, как много сказано Дрампяном о портретном жанре, как верно и глубоко оценил критик особую роль А.Овнатаняна в армянском искусстве в своих работах. Особенно ценна монография ученого, изданная после его смерти решением ученого совета галереи его дочерью - ведущим научным сотрудником Института искусств РА Ириной Дрампян.
НАСТОЙЧИВЫЙ ИНТЕРЕС РУБЕНА ДРАМПЯНА К АКОПУ ОВНАТАНЯНУ определился еще в начале 30-х годов прошлого столетия. Мыслями о творчестве художника щедро делится человек, который много лет подряд пытался проникнуть в тайны его искусства, был первым собирателем полотен мастера, составивших замечательную коллекцию нашей галереи, первым пропагандистом, способствовавшим мировой славе художника. Коллекция, собранная усилиями Рубена Григорьевича, приводила в восторг многих авторитетных деятелей культуры других стран, таких, как прославленный художник Андрей Гончаров, директор Нью-Йоркского музея современного искусства Альфред Барр, отмечавший, что картины Овнатаняна "могли бы висеть рядом с работами самых выдающихся западных мастеров и украсили бы любой художественный музей мира".
Труд Рубена Дрампяна поистине огромен. Это не просто академическое исследование - это искусствоведческий поиск, напоминающий работу археолога. Каждое произведение Овнатаняна глубокий и тончайший анализ Дрампяна раскрывает его духовный мир. Одна из задач автора - воссоздание нитей, ведущих к армянским и европейским предшественникам Овнатаняна. Особая роль отводится и семейной традиции, которая стала для Акопа Овнатаняна блестящей школой профессионального мастерства. Не менее убедительно оспаривается целый ряд точек зрения, бытующих среди искусствоведов, которые так и не пришли в полной мере в соприкосновение с искусством мастера. Особенно интересна глава, которую автор целиком посвящает атрибуции, датировке и периодизации творчества мастера.
Сегодняшних критиков Рубен Дрампян учит верности идеалам искусства, тщательной отделке каждой фразы, бескомпромиссности и высоте позиции ученого.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-07-31 10:07
Под самый занавес сезона Национальный академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова представил на своей сцене громкую премьеру – одноактные балеты "Пробуждение Фавна" на музыку Клода Дебюсси, "Болеро X" Мориса Равеля и "Весна священная" Игоря Стравинского, композитора-новатора, который, как никто в XX веке, умел быть современным вне злободневности, сумевший "не устареть" до глубокой старости. Хореографическое воплощение осуществили истинные личности: "Пробуждение Фавна" и "Болеро X" поставил талантливый израильский исполнитель и хореограф Шахар Биньямини, а "Весну священную" - известный словенский балетмейстер Эдвард Клюг. Инициатор постановок балетов – руководство Национального театра в лице Карена Дургаряна, он же и дирижер спектаклей, одно присутствие которого за пультом оркестра уже гарантирует успех. В спектакле заняты артисты балетной труппы театра.
-
2025-07-26 10:26
Подошедший к своему завершению сезон был отмечен важнейшей датой, - 100-летием любимого коллектива, Национального филармонического оркестра, чья славная история неразрывно связана со становлением национальной музыкальной культуры, композиторского и исполнительского творчества. Родившийся благодаря усилиям ректора Ереванской консерватории Аршака Адамяна в 1925 году из педагогов и студентов оркестр вскоре становится популярным коллективом, известным далеко за пределами Армении. С 1932 по 1941 год он выполнял двойную функцию - был симфоническим и оперным оркестром. В 1939 году он принял участие в Первой декаде армянского искусства в Москве, обеспечив высокий уровень оперных спектаклей, которыми дирижировали Константин Сараджев, Микаел Тавризян, Георгий Будагян и Рубен Степанян. В 1942 году в исполнении объединенного оркестра Госоперы и Армфилармонии под управлением М. Тавризяна прозвучала Седьмая симфония Шостаковича, воспринятая как событие огромной художественной значимости.
-
2025-07-16 10:37
Судьбы художников складываются по-разному. Если живописцы известны нам обычно по выставкам, то художники кино вниманием публики не избалованы. Их работа как бы заслонена сюжетом, актерами, режиссерским замыслом, поэтому зритель не всегда способен осмыслить, что вложено в картину художником. Этой участи в какой-то мере избежал замечательный художник кино, один из первых мультипликаторов Валентин ПОДПОМОГОВ. Он был очень популярен в кинематографических кругах, но вот по-настоящему широкая публика его узнала значительно позже, когда он создал свои живописные неординарные работы в пятидесятилетнем возрасте. За плечами художника были уже долгие годы работы над декорациями для фильмов, мультипликации, по созданию надгробий и т.д.
-
2025-07-14 10:01
К 95-летию со дня рождения Фрунзе МКРТЧЯНА Талант – это отсвет детства в человеке. Ярким свидетельством тому был Фрунзе Мкртчян, один из самых любимых, узнаваемых актеров кино и театра недавнего прошлого. Но время и мода не властны над этой любовью. Он был рожден для театра и кино по самому складу своего характера – восприимчивого, общительного, по всему тому, чем его так щедро наделила природа. Удивительная легкость воображения, сценическое обаяние, острое ощущение формы, поразительная пластичность, яркий темперамент, юмор – все это соединялось в нем с той великой мерой, какая только и порождает крупные творческие индивидуальности.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2025-06-10 14:36
80 лет назад, 9 июня 1945 года, в далекой украинской деревушке Бакота (Хмельницкая область УССР) родилась девочка, которой суждено было стать олимпийской чемпионкой. Звали девочку Фаина Мельник. Своих спортивных успехов она добилась, живя и тренируясь в Армении.
-
2025-05-02 05:48
Исполнилось 55 лет одному из лучших и наиболее харизматичных игроков в истории тенниса – первому, кому удалось завоевать карьерный «Золотой шлем». Это означает, что американский теннисист выиграл все четыре турнира «Большого шлема» (открытые чемпионаты Австралии, Франции, США и Уимблдонский турнир) и стал чемпионом Олимпийских игр.
-
2025-04-23 10:36
Дабы не отстать от моды, ибо образование, как считают Пашинян и его жена, сегодня в тренде, автор счел не лишним опубликовать сугубо научные данные о происхождении отца всех турок Ататюрка. Мы не станем по примеру Анны Акопян приписывать слова Вано Сирадегяна Гранту Матевосяну, в нашем раскладе все ссылки точные.
-
2025-03-17 10:42
В нынешнем году исполняется 115 лет со дня рождения выдающегося советского, российского, армянского ботаника с мировым именем Армена Леоновича Тахтаджяна (1910-2009). О его вкладе в науку много сказано и написано коллегами, большое внимание уделяла ученому пресса. Хочется к юбилейной дате кратко представить заслуги человека, воспитавшего множество учеников и оставившего огромное научное наследие.