"КВАДРАТ", "НЕЛЮБОВЬ" И ДРУГИЕ ПРЕЛЕСТИ КАННОВ
Уже месяц, как завершился Каннский международный кинофестиваль, однако отголоски этого события все еще доходят до нас из прессы, сети интернет и даже в беседах с очевидцами жарких событий нынешнего сезона: киношные Канны справили в этом году 70-летний юбилей и, несмотря на солидный возраст, все еще остаются в числе претендентов за звание "лакмусовой бумажки" современного кинематографа.
"Что такое "кино-Канны"? Каково их значение?" - с этими и другими вопросами мы обратились к кинокритику, кинообозревателю журнала Newmag Диане МАРТИРОСЯН, которая за последние месяцы побывала на МКФ в Берлине, осветила события тегеранского "Фаджра" и недавно вернулась со свежими впечатлениями из Каннов.
- ДЛЯ НАЧАЛА НАДО ОТМЕТИТЬ, ЧТО ИЗ ВСЕХ КИНОФЕСТИВАЛЕЙ КЛАССА "А" в Каннах самая нелояльная политика в отношении прессы и разная квалификация бейджей. Если, к примеру, в Венеции или Берлине журналист или кинокритик платит за бейдж и получает одинаковые права для выполнения своей работы, то в Каннах все обстоит иначе. В зависимости от того, на каком языке и для какого СМИ ты пишешь, какую представляешь страну в плане объема и престижа ее кинорынка, каков масштаб твоей читательской аудитории, каков твой опыт освещения фестиваля, ты получаешь или нет привилегии, более широкие или, наоборот, скромные возможности для работы. Журналисту, впервые оказавшемуся в Каннах, приходится нелегко. Чтобы взять частное интервью у какого-либо актера или режиссера, надо заранее написать письмо его агенту, но это не является гарантией встречи. Кинообозревателям, представляющим престижное на международном кинорынке издание и уже имеющим опыт работы в Каннах, легче заполучить подобное интервью.
Канны – это гигантский кинорынок, там огромная конкуренция во всем, чего я не почувствовала в Берлине. Каннский дух конкуренции повсюду – в очередях, коридорах, фойе, залах: чтобы занять удачное место и вообще попасть на просмотр фильма или пресс-конференцию, нужно за пару часов занять очередь. Журналист здесь становится охотником или бойцом и вынужден проявлять чрезмерную активность, терпение и настойчивость. И еще: чтобы рассчитывать на хороший "улов", надо владеть французским и английским – знание других языков не спасает. В Каннах предпочтение отдается франкоязычным странам, производствам, прессе, чего не ощущалось ни в Берлине, ни в Тегеране. Чтобы наладить эффективную работу, армянскому журналисту надо быстро оправиться от культурного шока, четко расписать свой график и придерживаться его неукоснительно.
- Что такое Каннский кинофестиваль с точки зрения структуры?
- Он проводится во Дворце фестивалей и конгрессов, который в фестивальный период превращается в настоящий кино-город, который заполняют 10 тысяч деятелей кино, 4 тысячи журналистов со всего света и многочисленные синефилы. Здесь есть все, что положено для престижного фестиваля: Аллея звезд с отпечатками ладоней звезд мирового кино, кинозалы во главе с "Гранд Люмьер", залы для пресс-конференций, пресс-офис и т.д. Отдельно от секции кино с ее конкурсными и внеконкурсными программами действует секция кинорынка, по сути являющегося специализированной ярмаркой, где покупается и продается кинопродукция, рассматриваются кинопроекты, устраиваются переговоры с возможностью налаживания контактов и копродукции между деятелями из разных стран, в том числе и продюсерами, дистрибуторами и т.д. Везде своя плотная охрана и свои очереди. Если учесть большие расстояния между секциями, то становится понятным, что попасть из просмотрового кинозала на кинорынок не так уж просто. Кстати, в этом году на кинорынке Каннского МКФ был открыт армянский павильон, здесь работали Ованес Галстян, Арсен Аракелян, Армен Ронов, Артур Сукиасян и другие делегаты из Армении, которые представили кинопроекты, сценарии, незаконченные фильмы.
- Были ли включены в конкурсную программу армянские фильмы?
- ЭТО САМЫЙ ЗАДАВАЕМЫЙ ВОПРОС ПРИ ПРЯМЫХ ВКЛЮЧЕНИЯХ С ФЕСТИВАЛЯ, на который приходится отвечать "увы…" Армянские синефилы не только не представляют все сложности попадания в конкурс столь престижного фестиваля, но и уровня современного мирового кино, трендов, проблем, которые оно поднимает. Большинство наших режиссеров ездит на международные кинофестивали среднего класса, отмечает этот факт в своей творческой биографии, и у публики создается не совсем верное впечатление об уровне и отдельных фильмов, и нашего национального кино в целом, и авторитетных фестивалей. Побывать, к примеру, в Уфе и Каннах – это небо и земля. Армянское кино, к сожалению, выбивается из мирового контекста, не имея общей с мировым кинематографом проблематики.
Красная линия и основной мессидж Каннов этого года - буржуазная цивилизация и современная европейская семья, зашедшая в тупик. Об этом драма о заполонивших Европу беженцах "Хеппи энд" - обладателя двух "Золотых пальмовых ветвей", австрийца Михаэля Ханеке, косвенно тема затронута антиутопистом Йоргосом Лантимосом в фильме "Убийство священного оленя", об этом с точки зрения вечной российской проблематики говорит в картине "Нелюбовь" Андрей Звягинцев. Швед Рубен Эстлунд высмеивает европейскую политкорректность, современную арт-среду и ее представителей, оставаясь в контексте мировых тенденций в кино.
Перечислять можно долго. Успех этих фильмов в том, что, будучи разными по актерскому составу, игре, стилистике, жанру, визуальному ряду и т.д., все они несут проблематику, понятную и режиссерам, и публике разных стран. Все авторы словно задаются вопросом: "Куда мы идем? К чему это приведет?" - рассматривая в своих картинах глобальные проблемы современного мира. К сожалению, в армянском кинематографе, если рассматривать его в целом, подобный подход отсутствует. Наши авторы снимают на темы, понятные лишь в локальном масштабе и неконкурентоспособные на каннском пространстве.
- Где же выход?
- Если ты снимаешь кино не только для Еревана, где 500-1000 синефилов, но есть и критики, продюсеры, дистрибуторы, обеспечивающие развитый кинопроцесс и киноиндустрию, то в своих фильмах надо говорить не только о Ереване и Армении, или же говорить на киноязыке, доступном людям в разных уголках планеты. Фильмами с локальными шутками и на локальные темы невозможно покорить мировой кинорынок. Кроме национальной самобытности, характера, аутентичности в современном кино, рассчитанном на серьезные фестивали и прокат, в фильмах надо показывать то, что понятно всем, и показывать так, чтобы заставить задуматься, размышлять, чувствовать и волноваться публику разных стран.
Режиссеры и продюсеры в Армении часто ссылаются на нехватку в наши дни литературных источников. Не соглашусь с ними. У нас есть своя литература, в том числе и современная. Кроме того, есть мировая литература, которой, к сожалению наши создатели фильмов просто не увлекаются. Одних лишь патриотических тем, бьющих по эмоциям своих зрителей, недостаточно, чтобы занять место в мировом кинематографе. При наличии остросатирических социально-политических тем в нашей действительности для режиссеров с широким кругозором уйма идей для сценариев.
Для сравнения скажу: обладатель "Золотой пальмовой ветви" Каннского МКФ этого года Рубен Эстлунд высмеивает современного европейца, который стремится быть толерантным ко всем и ко всему, но, по сути, выглядит глупо. Эстлунд затрагивает самые наболевшие проблемы современного "цивилизованного" общества и при этом не боится оказаться "чужим среди своих". В армянской жизни немало острых углов, но наши режиссеры не желают говорить о них с экрана.
- Вернемся к будням и итогам Каннского кинофестиваля. Каков ваш итог участия в нем?
- ОТРАДНО, ЧТО ОТЧАСТИ МНЕНИЯ КРИТИКОВ И ЖЮРИ СОВПАЛИ. Призы, которые критики пророчили тем ли иным картинам, дошли до них после решения жюри. Кроме "Квадрата" это "120 ударов в минуту" Робена Кампилло, "Нелюбовь" Звягинцева, дебютная "Теснота" Кантемира Балагова, "Убийство священного оленя" Лантимоса, кстати, "осовремененной" версии античного мифа, и другие. Словом, самые знаковые фильмы не остались без внимания, а то, что выбивалось из общей темы, было проигнорировано и жюри, и критикой. Среди "жирных линий" фестиваля – тема беженцев и терактов, знакомая европейским режиссерам не понаслышке.
Кстати, на Каннский фестиваль не продают билетов, их надо получить – от гостя или участника, которым выписываются билеты и которые могут подарить их кому угодно. У входа в кинозалы стоят зрители с табличками и выпрашивают билеты. Так что, если вы соберетесь в Канны, учтите и это.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-05-01 09:14
В Музее-Институте Геноцида армян состоялась встреча с известным американским тележурналистом Ани Ованнисян и показ ее документального фильма «Скрытая карта» (The Hidden Map), посвященного Геноциду 1915 г. В отличие от многих картин на эту тему, в ее фильме практически нет кадров, связанных с событиями 110-летней давности или этих архивных материалов. «Скрытая карта» - это путешествие автора в Западную Армению, к истокам и корням своего народа, в котором ее сопровождает такой же, как она, искатель правды из далекой Шотландии.
-
2025-04-30 09:39
Осенью 2020 г., в самый разгар 44-дневной Арцахской войны, известный швейцарский журналист и фотограф Демир Сонмез прибыл в Армению, чтобы отправиться в Арцах и снять на камеру события на фронте и в тылу. Его единственным желанием было показать миру правду о происходящем на этой древней армянской земле, которая в начале 1990-х гг. была освобождена ценой неимоверных жертв и лишений и на которую снова посягнул враг. Кому, как не Демиру Сонмезу, было суждено задокументировать события той злосчастной войны? Выходец из исторического армянского города Карина, ныне известного как турецкий Эрзрум, он относится к числу тех людей, кто однажды, в зрелом возрасте, узнал о своих истинных корнях и понял цену потери родины.
-
2025-04-28 10:36
В интернет запущен сайт, посвященный деятельности видного армянского киноведа, редактора, сценариста, академика Национальной киноакадемии Армении Роберта Матосяна. Будучи привязанной к персональному вкладу Матосяна в сферу кино, платформа в то же время содержит богатый материал по истории отечественного кинематографа.
-
2025-04-26 11:35
В бельгийском Льеже 21 апреля царил праздник, в котором приняли участие как бельгийцы, так и представители армянской общины. Событие касалось в первую очередь армян и заключалось в установлении в одном из уголков Льежа хачкара, ставшего каменным свидетельством дружбы и духовной связи между армянами и бельгийцами и объединившего два таких разных народа сквозь время и расстояние.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-12 12:28
20-й Международный фестиваль детско-юношеских фильмов "Ролан" завершил работу. Он продлился всего 5 дней, с 5 по 9 ноября, но его охват был достоин юбилейной даты и стал демонстрацией масштабной деятельности, осуществленной за весь период жизни этого прекрасного праздника на отечественной кино-карте. Торжественная церемония закрытия фестиваля стала одним из ярких его событий. Одним - потому что каждый из фестивальных дней был полон взрывных мероприятий, которые вспыхивали морем детских улыбок, радости и счастья в разных уголках Армении. Ереван, Гюмри, Ванадзор, Гавар - детская и юношеская публика получили возможность не только окунуться в мир кино, создаваемый именно для нее и о ней, но и стать неразрывной частью культурной программы фестиваля.
-
2023-07-12 13:07
20-й Ереванский международный кинофестиваль «Золотой абрикос» в самом разгаре. Он открылся в воскресенье, 9 июля, и включает в свою программу множество самых разных ярких событий - встречи с режиссерами мирового класса, мастер-классы, выставки, производственные дискуссии и, конечно же, показы лучших фильмов как последних двух лет, так и из сокровищницы мирового кинематографа.
-
2022-12-13 10:34
19-й Международный фестиваль женских фильмов «КИН» подвел итоги, назвав победителей и обладателей дипломов нынешнего года. Камерный по форме, но богатый по содержанию этот фестиваль с каждым годом охватывает все новые темы, о которых авторы фильмов рассказывают в призме своего, женского восприятия.
-
2022-11-30 12:19
В первый день зимы в Ереване зажжется экран Международного фестиваля женских фильмов «КИН», который в этом году пройдет в 19-й раз. Ценители кино, созданного режиссерами-женщинами, найдут в программе фестиваля продукцию на самые разнообразные темы – от женских мечтаний и проблем до шутливых историй про мужчин и политической сатиры.