Последние новости

"КВАДРАТ", "НЕЛЮБОВЬ" И ДРУГИЕ ПРЕЛЕСТИ КАННОВ

Уже месяц, как завершился Каннский международный кинофестиваль, однако отголоски этого события все еще доходят до нас из прессы, сети интернет и даже в беседах с очевидцами жарких событий нынешнего сезона: киношные Канны справили в этом году 70-летний юбилей и, несмотря на солидный возраст, все еще остаются в числе претендентов за звание "лакмусовой бумажки" современного кинематографа. 

"Что такое "кино-Канны"? Каково их значение?" - с этими и другими вопросами мы обратились к кинокритику, кинообозревателю журнала Newmag Диане МАРТИРОСЯН, которая за последние месяцы побывала на МКФ в Берлине, осветила события тегеранского "Фаджра" и недавно вернулась со свежими впечатлениями из Каннов.

 Кинокритик, кинообозреватель журнала Newmag Диана Мартиросян- ДЛЯ НАЧАЛА НАДО ОТМЕТИТЬ, ЧТО ИЗ ВСЕХ КИНОФЕСТИВАЛЕЙ КЛАССА "А" в Каннах самая нелояльная политика в отношении прессы и разная квалификация бейджей. Если, к примеру, в Венеции или Берлине журналист или кинокритик платит за бейдж и получает одинаковые права для выполнения своей работы, то в Каннах все обстоит иначе. В зависимости от того, на каком языке и для какого СМИ ты пишешь, какую представляешь страну в плане объема и престижа ее кинорынка, каков масштаб твоей читательской аудитории, каков твой опыт освещения фестиваля, ты получаешь или нет привилегии, более широкие или, наоборот, скромные возможности для работы. Журналисту, впервые оказавшемуся в Каннах, приходится нелегко. Чтобы взять частное интервью у какого-либо актера или режиссера, надо заранее написать письмо его агенту, но это не является гарантией встречи. Кинообозревателям, представляющим престижное на международном кинорынке издание и уже имеющим опыт работы в Каннах, легче заполучить подобное интервью.

Канны – это гигантский кинорынок, там огромная конкуренция во всем, чего я не почувствовала в Берлине. Каннский дух конкуренции повсюду – в очередях, коридорах, фойе, залах: чтобы занять удачное место и вообще попасть на просмотр фильма или пресс-конференцию, нужно за пару часов занять очередь. Журналист здесь становится охотником или бойцом и вынужден проявлять чрезмерную активность, терпение и настойчивость. И еще: чтобы рассчитывать на хороший "улов", надо владеть французским и английским – знание других языков не спасает. В Каннах предпочтение отдается франкоязычным странам, производствам, прессе, чего  не ощущалось ни в Берлине, ни в Тегеране. Чтобы наладить эффективную работу, армянскому журналисту надо быстро оправиться от культурного шока, четко расписать свой график и придерживаться его неукоснительно.

- Что такое Каннский кинофестиваль с точки зрения структуры?

- Он проводится во Дворце фестивалей и конгрессов, который в фестивальный период превращается в настоящий кино-город, который заполняют 10 тысяч деятелей кино, 4 тысячи журналистов со всего света и многочисленные синефилы. Здесь есть все, что положено для престижного фестиваля: Аллея звезд с отпечатками ладоней звезд мирового кино, кинозалы во главе с "Гранд Люмьер", залы для пресс-конференций, пресс-офис и т.д. Отдельно от секции кино с ее конкурсными и внеконкурсными программами действует секция кинорынка, по сути являющегося специализированной ярмаркой, где покупается и продается кинопродукция, рассматриваются кинопроекты, устраиваются переговоры с возможностью налаживания контактов и копродукции между деятелями из разных стран, в том числе и продюсерами, дистрибуторами и т.д. Везде своя плотная охрана и свои очереди. Если учесть большие расстояния между секциями, то становится понятным, что попасть из просмотрового кинозала на кинорынок не так уж просто. Кстати, в этом году на кинорынке Каннского МКФ был открыт армянский павильон, здесь работали Ованес Галстян, Арсен Аракелян, Армен Ронов, Артур Сукиасян и другие делегаты из Армении, которые представили кинопроекты, сценарии, незаконченные фильмы.

- Были ли включены в конкурсную программу армянские фильмы?

- ЭТО САМЫЙ ЗАДАВАЕМЫЙ ВОПРОС ПРИ ПРЯМЫХ ВКЛЮЧЕНИЯХ С ФЕСТИВАЛЯ, на который приходится отвечать "увы…" Армянские синефилы не только не представляют все сложности попадания в конкурс столь престижного фестиваля, но и уровня современного мирового кино, трендов, проблем, которые оно поднимает. Большинство наших режиссеров ездит на международные кинофестивали среднего класса, отмечает этот факт в своей творческой биографии, и у публики создается не совсем верное впечатление об уровне и отдельных фильмов, и нашего национального кино в целом, и авторитетных фестивалей. Побывать, к примеру, в Уфе и Каннах – это небо и земля. Армянское кино, к сожалению, выбивается из мирового контекста, не имея общей с мировым кинематографом проблематики.

Красная линия и основной мессидж Каннов этого года - буржуазная цивилизация и современная европейская семья, зашедшая в тупик. Об этом драма о заполонивших Европу беженцах "Хеппи энд" - обладателя двух "Золотых пальмовых ветвей", австрийца Михаэля Ханеке, косвенно тема затронута антиутопистом Йоргосом Лантимосом в фильме "Убийство священного оленя", об этом с точки зрения вечной российской проблематики говорит в картине "Нелюбовь" Андрей Звягинцев. Швед Рубен Эстлунд высмеивает европейскую политкорректность, современную арт-среду и ее представителей, оставаясь в контексте мировых тенденций в кино.

Перечислять можно долго. Успех этих фильмов в том, что, будучи разными по актерскому составу, игре, стилистике, жанру, визуальному ряду и т.д., все они несут проблематику, понятную и режиссерам, и публике разных стран. Все авторы словно задаются вопросом: "Куда мы идем? К чему это приведет?" - рассматривая в своих картинах глобальные проблемы современного мира. К сожалению, в армянском кинематографе, если рассматривать его в целом, подобный подход отсутствует. Наши авторы снимают на темы, понятные лишь в локальном масштабе и неконкурентоспособные на каннском пространстве.

- Где же выход?

- Если ты снимаешь кино не только для Еревана, где 500-1000 синефилов, но есть и критики, продюсеры, дистрибуторы, обеспечивающие развитый кинопроцесс и киноиндустрию, то в своих фильмах надо говорить не только о Ереване и Армении, или же говорить на киноязыке, доступном людям в разных уголках планеты. Фильмами с локальными шутками и на локальные темы невозможно покорить мировой кинорынок. Кроме национальной самобытности, характера, аутентичности в современном кино, рассчитанном на серьезные фестивали и прокат, в фильмах надо показывать то, что понятно всем, и показывать так, чтобы заставить задуматься, размышлять, чувствовать и волноваться публику разных стран.

Режиссеры и продюсеры в Армении часто ссылаются на нехватку в наши дни литературных источников. Не соглашусь с ними. У нас есть своя литература, в том числе и современная. Кроме того, есть мировая литература, которой, к сожалению наши создатели фильмов просто не увлекаются. Одних лишь патриотических тем, бьющих по эмоциям своих зрителей, недостаточно, чтобы занять место в мировом кинематографе. При наличии остросатирических социально-политических тем в нашей действительности для режиссеров с широким кругозором уйма идей для сценариев.

Для сравнения скажу: обладатель "Золотой пальмовой ветви" Каннского МКФ этого года Рубен Эстлунд высмеивает современного европейца, который стремится быть толерантным ко всем и ко всему, но, по сути, выглядит глупо. Эстлунд затрагивает самые наболевшие проблемы современного "цивилизованного" общества и при этом не боится оказаться "чужим среди своих". В армянской жизни немало острых углов, но наши режиссеры не желают говорить о них с экрана.

- Вернемся к будням и итогам Каннского кинофестиваля. Каков ваш итог участия в нем?

- ОТРАДНО, ЧТО ОТЧАСТИ МНЕНИЯ КРИТИКОВ И ЖЮРИ СОВПАЛИ. Призы, которые критики пророчили тем ли иным картинам, дошли до них после решения жюри. Кроме "Квадрата" это "120 ударов в минуту" Робена Кампилло, "Нелюбовь" Звягинцева, дебютная "Теснота" Кантемира Балагова, "Убийство священного оленя" Лантимоса, кстати, "осовремененной" версии античного мифа, и другие. Словом, самые знаковые фильмы не остались без внимания, а то, что выбивалось из общей темы, было проигнорировано и жюри, и критикой. Среди "жирных линий" фестиваля – тема беженцев и терактов, знакомая европейским режиссерам не понаслышке.

Кстати, на Каннский фестиваль не продают билетов, их надо получить – от гостя или участника, которым выписываются билеты и которые могут подарить их кому угодно. У входа в кинозалы стоят зрители с табличками и выпрашивают билеты. Так что, если вы соберетесь в Канны, учтите и это.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ДВА МАСТЕРА – ПЕДАГОГ И УЧЕНИК
      2022-12-09 09:34
      515

      В Национальной академии художеств Армении всегда чтят великих мастеров изобразительного искусства, чей вклад в историю отечественной культуры не просто весом, но и связан с формированием армянской художественной мысли. К ним, безусловно, относятся две знаковые фигуры – Рипсимэ Симонян и Иосиф Бабян, чьи имена на днях были увековечены на табличках керамических мастерских вуза.

    • ДВА ФИЛЬМА ОБ ОДНОЙ ВОЙНЕ
      2022-12-08 10:40
      842

      В столичном Доме кино при полном аншлаге прошел показ двух короткометражных картин, посвященных 44-дневной войне в Арцахе. Фильмы «Камень» режиссера Армана АЙВАЗЯНА и «250 км» Асмик МОВСИСЯН, основанные на реальных событиях, были объединены в рамках показа слоганом «Две истории, одна война».

    • «НАУЧНЫЙ АРЦАХ» – ЗА ОБЩНОСТЬ ИНТЕРЕСОВ АРМЕНИИ И АРЦАХА
      2022-12-07 10:31
      1061

      В Научно-учебном центре экологического права им.А.Искояна ЕГУ 1 декабря состоялась презентация 3-го за этот год и 14-го по счету номера журнала «Научный Арцах». Дата проведения мероприятия выбрана не случайно: именно в этот день в 1989 г. Верховный Совет Армянской ССР и Национальный совет Нагорного Карабаха приняли совместное постановление «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха».

    • «ПТИЦА ВДОХНОВЕНИЯ» - ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОВЧЕГ ДЛЯ АРМЕНИИ И РОССИИ
      2022-12-05 09:16
      1488

      Союз писателей Армении презентовал сборник прозы и поэзии армянских авторов, обративших свой литературный интерес к России. Книга названа «Птица вдохновения» и стала очередным выпуском серии «Мы и мир», издаваемой по инициативе СП.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НА ЭКРАНЕ И ЗА КУЛИСАМИ 19-го КИНОФЕСТИВАЛЯ «КИН»
      2022-11-30 12:19
      2478

      В первый день зимы в Ереване зажжется экран Международного фестиваля женских фильмов «КИН», который в этом году пройдет в 19-й раз. Ценители кино, созданного режиссерами-женщинами, найдут в программе фестиваля продукцию на самые разнообразные темы – от женских мечтаний и проблем до шутливых историй про мужчин и политической сатиры.

    • "РАССВЕТ АВРОРЫ" ПОКАЗАН В ЕРЕВАНЕ
      2022-07-27 09:28
      10877

      В рамках прошедшего в Ереване 19-го МКФ "Золотой абрикос" один из главных призов – "Серебряный абрикос" в номинации "Международное кино" был вручен полнометражной анимационной картине "Рассвет Авроры". Автор фильма, режиссер Инна Саакян (Германия) принимала награду под шквал аплодисментов – такой же, который охватил переполненный зал столичного кинотеатра "Москва" после показа.

    • "ЗОЛОТОЙ АБРИКОС" - В ПРЕДДВЕРИИ 100-летия НАЦИОНАЛЬНОГО КИНО
      2022-07-09 15:59
      3797

      Стартует 19-й Ереванский Международный кинофестиваль «Золотой Абрикос» - пока мы будем смотреть фильмы, фильмы будут смотреть нас. В этом году в разнообразной программе фестиваля появилась новая рубрика «Арцах: Невиданная Республика» - картины о нашей последней войне, снятые не только армянами, но греками, аргентинцами, уругвайцами, египтянами. Наш разговор с арт-директором "Золотого Абрикоса" Кареном АВЕТИСЯНОМ и о новой рубрике тоже, а еще о фестивальных премьерах, свежачке из Канн, гостях, которые "пароходы и человеки", и всем том, что делает "Абрикос" главным кинособытием страны.

    • "ЗОЛОТОЙ АБРИКОС" ВЕРНУЛСЯ В ЛЕТО
      2022-06-25 09:19
      3401

      Международный кинофестиваль "Золотой абрикос" наконец возвращается к своему традиционному календарю. Перенесенный в последние два года с лета на осень, в этом году этот праздник кино пройдет с 10 по17 июля, когда завершится сбор урожая сочного символа фестиваля.