Последние новости

ВТОРАЯ ВСТРЕЧА С КВАРТЕТОМ "АМАДИНДА"

Июнь подарил нам несколько ярких встреч с музыкантами мирового класса в рамках международного фестиваля "Ереванские перспективы", среди которых - венгерский квартет "Амадинда". Первая встреча с этим всемирно известным коллективом произошла в 2007 году, завоевав массу поклонников в Ереване. Вот и в этот раз, спустя 12 лет после первого выступления, квартет подарил нам в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна необыкновенный, яркий вечер.

ИНАЧЕ И НЕ МОГЛО БЫТЬ. Ведь международный фестиваль "Ереванские перспективы" - это десятки знаменитых коллективов и новые имена для Армении, но известные на весь мир, созвездие ярких имен. Неимоверная энергия его организаторов (председатель - композитор Степан Ростомян и главный менеджер - Сона Ованесян), рядом с которыми один-два помощника, напоминает Perpetuum mobile, а все проблемы (а они есть везде и всегда) разрешаются с феерической легкостью, хотя бог знает, чего это стоит! Фестиваль проходит под патронатом премьера Пашиняна.

Этот коллектив достаточно известен в музыкальном мире - много гастролирует, выступает на разных престижных фестивалях. Он был основан в 1984 году выпускниками Будапештской музыкальной академии им. Ференца Листа. Его название означает "звучащие клавиши". Своеобразие и оригинальность группы заключается в том, что это единственный в мире коллектив, воспроизводящий мелодию ударными инструментами. Члены этого ансамбля - Золтан Рац, Золтан Ваци, Карой Бойтош, Аурель Холло - замечательные музыканты. Они удивляют новизной звуковых экспериментов, ярчайшим мастерством. Квартет играет превосходно. О технике я и не говорю - фантастическая! Никакие слова не способны передать впечатления от исполнения. И вообще слова не нужны, надо слушать и слышать: квартет во всем неповторим и индивидуален.

Музыканты "Амадинды" занимаются как серьезными исследованиями музыкальных культур различных стран мира, так и  созданием новых произведений и переложениями шедевров мировой музыки для перкуссионных инструментов. В итоге квартет создает уникальную программу, не имеющую аналогов во всем мире. Квартет "Амадинда" записал около 30 дисков и за эти годы побывал в более чем 30 странах мира.

СВОИМ СУЩЕСТВОВАНИЕМ ансамбль вдохновляет современных венгерских и иностранных композиторов на создание новых произведений. Уже не одно произведение современных композиторов написано в расчете на игру этого неординарного ансамбля. Так, например, одна из самых влиятельных фигур американской композиторской школы XX века - Джон Кейдж посвятил свое произведение этому квартету. Название сочинения Кейджа - Four в Токио.

 Венгерский квартет 'Амадинда'Блестящую виртуозность и огромную инструментальную оснащенность, удивительную фантазию музыканты квартета продемонстрировали в ереванском концерте в переполненном Большом зале им. А. Хачатуряна. Благодаря совершенно индивидуальной трактовке, самобытной, освобожденной от многих исполнительских штампов, исполнение произведений композиторов Орландо Гиббонса ("Звучащие клавиши"), Стива Райха ("Маллет"-Квартет, Deumming Part-One, музыки для ударных инструментов), Джона Кейджа  ("Придуманные пейзажи"), Отея (национальная музыка Таити) и других открыло перед слушателями совершенно иной мир - музыки ритма. Казалась, музыка создавалась на наших глазах, в атмосфере вдохновенной, самозабвенной игры.

В репертуаре "Амадинды" совершенно особую роль играют произведения Стива Райха, дружба с которым длится на протяжении всего творческого пути коллектива. Одно из своих сочинений - Mallet Quartet, которое с блеском прозвучало и на нашем вечере, композитор посвятил 20-летию "Амадинды". Кстати, в этом году "Амадинде" уже 25 лет, и ереванским концертом организаторы фестиваля отмечали юбилей коллектива.

МУЗЫКАНТЫ ансамбля импровизировали, сплетали сложнейшие инструментальные многоголосия, создавали музыкальную ткань такой причудливой красоты, что заворожили всех своим темпераментом, ритмическим пульсом. Завораживало и необычное звучание их инструментов, издающих под их волшебными руками какие-то таинственные, шелестящие шорохи.

Многих сидящих в зале концерт покорил чем-то новым, неожиданным и оригинальным. На смену стихии ритма приходит звукопись с красивыми импрессионистскими эффектами. Приглушенные "матовые" краски, осторожные перестуки темпе-блоков действительно рождают в воображении таинственные образы. Многие сыгранные произведения объединяет темпераментный, зажигательный, экстравагантный характер.

Необычайно многолика палитра тембральных эффектов, особенно в музыке Ральфа и Отеа, где встречаются и шелест фольги, и игра на каких-то банках от красок - словом какой-то изощренный ритмический рисунок, обилие ритмов - начиная от обрядовых таитских и кончая современными шумами улиц. Эти сочинения образно и стилистически как бы дополняют друг друга, но в то же время основа их различна.

В ходе концерта складывалось ощущение, что сидишь на спектакле, потому что чувствовалась драматургическая цельность с учетом психологии слушателей. Перед нами возникло увлекательное представление своеобразного инструментального театра, где каждое музыкальное произведение выступает в роли носителя смысловой функции. Совсем по-иному (возможно, это только мое восприятие) предстал американский авангардист послевоенного времени Джон Кейдж, одним из центральных принципов которого стала случайность, истоки которой надо искать в древнем трактате И-Цзин "Книга перемен". Не берусь говорить о собственных ассоциациях от прослушанного. Кейджа надо просто услышать хоть раз...

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • САТИ СПИВАКОВА В РОЛИ МАРИИ КАЛЛАС - ЛУЧШИЙ ПОДАРОК В ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИК
      2024-03-08 11:05

      "Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии.  Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!

    • Сергей КОСЕМЯН: Я НИКОГДА НЕ ТЕРЯЛ СВЯЗИ С АРМЕНИЕЙ
      2023-04-20 10:01

      Обладатель Золотой медали ЮНЕСКО, лауреат международных конкурсов признанный виолончелист Сергей Косемян широко известен не только в Армении, но и за рубежом. С сольными концертами он выступал во Франции, Мексике, США и других странах. Сегодня Сергей живет и работает в Америке, но не теряет связи с родиной. Более того, будучи вовлеченным в разные международные проекты за пределами Армении, он несколько лет назад получил предложение стать одним из участников балетной мегапостановки в Ереване.

    • В «ОЖИДАНИИ» МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА
      2023-03-08 10:20

      Микаэл Таривердиев известен широкой публике как композитор кино, создатель музыки к таким знаковым фильмам советского кинематографа, как «Семнадцать мгновений весны», «Король-олень», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Земля, до востребования» и многих других. На его счету более 70 фильмов, музыка к которым до сих пор согревает сердца.

    • "ВЕРЮ В СВОЮ ЛЮБОВЬ К РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ"
      2023-02-08 10:08

      Параллельно со спектаклем "Дикое танго" Компании Хермана Корнехо из Аргентины на открытии Шестнадцатого Московского Международного Театрального фестиваля им. А. П. Чехова стоит спектакль "МУМУ " - коллаборация Театра на Таганке и Чеховского МТФ.