КОРАБЛЬ, ПЛЫВУЩИЙ В БУДУЩЕЕ
Недавно в Ереване на улице Сарьяна, по соседству с бывшим книжным магазином "Бюрократ", открылся Музей одного из блестящих скульпторов второй половины XX и начала нового столетия - Николая НИКОГОСЯНА. Ровно год назад, на пороге столетия, его не стало. Свое последнее пристанище он нашел в Пантеоне им. Комитаса, среди самых светлых и великих имен Армении.
ОТКРЫВШИЙСЯ МУЗЕЙ выдающегося скульптора - лучший подарок не только для ереванцев, но и гостей столицы, поскольку известность мастера была планетарной. Его скульптурные, живописные и графические работы, заряженные энергией армянской земли, познаниями мастерства в России, опытом всей жизни, составили золотой фонд изобразительного искусства. Их можно увидеть во многих городах бывшего Союза и за рубежом, в родной Армении и в близкой его сердцу Москве. Никогосян всегда находился в центре заразительного, обжигающего бурения - в Ленинграде, Москве, но ни к кому не примкнул. У него всегда была демонстративно своя тема и свой метод. У него было совершенно иное видение мира - бунтарское, жизнерадостное.
Он родился в Армении в селе Налбанд и, питая призвание свое, поднявшись над мелочностью и непрезентабельностью быта, опоэтизировал скудное то житие, вдохновенно и полно перемешивая сказку с действительностью, прошлое - с настоящим. Кто знает, может быть, если бы он не увез с собой свое прошлое в Россию, болезненно и сладко дорожа впечатлениями детства и юности, увидели бы мы его иные темы и иные образы? Кто знает...
В каждой работе Никогосяна, как, впрочем, и у всякого большого мастера, есть нечто от него самого. И все его творчество, каким оно разворачивается перед нами сегодня, - автопортрет потрясающей силы и сходства. В образе Чаренца, погруженного в тяжкие думы, портрете академика Петра Капицы, построенном на прекрасно найденном сопряжении пластического мотива и острого своеобразия человеческого характера, в трагической духовности Майи Плисецкой, энергично суровом облике академика Артема Алиханова, в великолепном памятнике Микаела Налбандяна, принадлежащем к числу лучших монументов Еревана, живет и дух их создателя.
ГЛЯДЯ НА ЕГО БОЛЬШУЮ портретную галерею, монументальные скульптурные образы, включенные в архитектурный ансамбль на фасаде высотного здания на Кудринской площади в Москве, скульптурное оформление Дворца науки и культуры в Варшаве, мемориальный памятник погибшим воинам в родном селе Налбанд, замечательный памятник Исаакяну в Гюмри и Чаренцу - в Ереване, понимаешь, что они живут страстной, исступленной жизнью эпохи, которая заставила их возникнуть. Должно быть, одному только автору этих творений и было ведомо, как он постигал жизнь, чтобы взять у нее сгустки образов.
И сегодня, в любом живом времени, он останется с нами. Об этом свидетельствует и открывшийся в Ереване музей, где разместились его работы, - живопись, некоторые скульптурные образы, графика, открывающие мастера совсем с иной стороны. Николай Никогосян еще при жизни мечтал о музее в Армении. Но осуществила мечту выдающегося скульптора его дочь Гаяне Никогосян, директор Галереи Нико. Она не может пренебречь всем, что связано с памятью отца, со стремлением, насколько в ее силах, помочь пропаганде творчества отца и его современников, внедрению эстетического восторга в жизнь людей. Для этого берет на себя много забот по устройству выставок в Галерее Нико, а сейчас в Ереване.
- Итак, как создавался Музей Николая Никогосяна в Ереване?
- НАЧНУ СЛЕГКА ИЗДАЛЕКА, - говорит Гаянэ Николаевна. - Когда отец окреп, став уже известным скульптором, он получил участок земли на улице Грачья Кочара, где тогда еще не было асфальта, это была окраина города. Там он построил дом, в основном для того, чтобы у отца - Баграта - был большой дом, где он практически занимал весь первый этаж. К сожалению, в этом доме дед прожил недолго - у него был рак, и в 1968 году его не стало. Ему было 85 лет. Потом к этому дому отец пристроил мастерскую, где работал. И те скульптурные работы, которые вы видите в музее, привезены из его мастерской.
Какое-то время в этом доме на Кочара жила моя старшая сестра, и постепенно туда вселилась семья брата отца. После землетрясения в доме появилась большая трещина, в мастерской протекала крыша, разбиты стекла, и вода текла всюду. Со всем этим надо было что-то делать. Сколько я себя помню, отец всегда хотел иметь в Армении музей, строились разные планы. У него были хорошие отношения с руководством республики. К нему относились с большим уважением, и поэтому дискутировались разные варианты государственных музеев. Один проект касался того, чтобы сделать музей в его родном селе. И слава богу, что это не получилось.
Следующий вариант касался дома на улице Кочара. Но для этого надо было обустроить семью брата. И вот наконец мы подходим к окончательному варианту, к недавнему времени, когда отец уже был немощен, дом требовал особого ухода. Нужны были огромные средства, чтобы переселить родственников на новую квартиру. Но самое главное, из-за чего нельзя было там устраивать музей, - это то, что весь район превратился в торговый рынок, где во всем районе отсутствовала культурная инфраструктура. И потому, пока жив был отец, мы создали галерею в Москве.
В 2016 году Галерея Нико уже работала. Это огромная площадка. И отец сам сделал проект выставочного зала, невероятно красивого. Когда мы стали им пользоваться, то обнаружилось, что в нем великолепная акустика. И мы стали проводить там помимо выставок концерты классической музыки, иногда и джазовые вечера, какие-то армянские мероприятия. В галерее есть и выставочный зал для временных экспозиций. И эта структура уже начала работать. Там же готовилась выставка отца к его столетию в Третьяковской галерее. Она прошла 1 марта еще при его жизни, и он ее посетил. Об этой выставке снят фильм, который мы демонстрируем и в ереванском музее отца.
- С СОГЛАСИЯ ОТЦА И С ДОВЕРЕННОСТЬЮ ОТ НЕГО на все дальнейшие действия, - продолжает Гаянэ, - я приехала в Армению. Большую часть скульптур я с величайшим трудом перевезла в Москву (нужна была реставрация), некоторые работы нужно было показать и на выставке в Третьяковке. Я вывезла отсюда 70 ящиков работ, а 80 остались, с тем чтобы их показать в этом музее. После этого продала дом, обеспечила родственников жильем, а на оставшиеся средства стала срочно искать площадку для музея. После усиленных поисков нашла наконец вот этот подвал рядом с "Бюрократом", еще при его владельце Самвеле Ованесяне. В этом месте свои недостатки, но здесь по крайней мере культурная среда. Только потом узнала, что бывший хозяин этого подвала Александр Баграмян - художник, которого я хорошо знала, и потому уже напрямую с ним решала все вопросы.
Все делалось при поддержке отца и его супруги Этери. Она мне помогала. И знаете, здесь поблизости отец жил, когда приезжал в Армению, у него здесь было много друзей. Мы создали фонд, которому он сам дал официальное название: Фонд Николая Никогосяна. И передал в собственность фонду более 80 скульптурных работ. С Самвелом Ованесяном мы договаривались, что какие-то большие работы мы поставим на открытой площадке во дворе.
Ереванский музей скульптора уже имеет своего директора - художника Саркиса Оганесяна, который здесь постоянно работает. Здесь будут устраиваться выставки не только Никогосяна, но и его современников, будут проводиться мастер-классы и различные концерты. Сейчас здесь в основном зале развернута выставка живописи и графики. В музее будут жить многие произведения художника. И если для одних это истинная радость от жизнелюбивой палитры художника, от темпераментного сочетания чистых цветов, рождающего эмоциональный взрыв восприятия, от острого резца скульптора, то для других это еще возможность освоения его опыта и продолжения его поисков в искусстве. И пусть те, кто придет сюда через многие годы, найдут здесь свидетельство художественных исканий ушедшего времени, полных сил, смелости и предвидения... Этот музей - корабль, плывущий в будущее.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-07-31 10:07
Под самый занавес сезона Национальный академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова представил на своей сцене громкую премьеру – одноактные балеты "Пробуждение Фавна" на музыку Клода Дебюсси, "Болеро X" Мориса Равеля и "Весна священная" Игоря Стравинского, композитора-новатора, который, как никто в XX веке, умел быть современным вне злободневности, сумевший "не устареть" до глубокой старости. Хореографическое воплощение осуществили истинные личности: "Пробуждение Фавна" и "Болеро X" поставил талантливый израильский исполнитель и хореограф Шахар Биньямини, а "Весну священную" - известный словенский балетмейстер Эдвард Клюг. Инициатор постановок балетов – руководство Национального театра в лице Карена Дургаряна, он же и дирижер спектаклей, одно присутствие которого за пультом оркестра уже гарантирует успех. В спектакле заняты артисты балетной труппы театра.
-
2025-07-26 10:26
Подошедший к своему завершению сезон был отмечен важнейшей датой, - 100-летием любимого коллектива, Национального филармонического оркестра, чья славная история неразрывно связана со становлением национальной музыкальной культуры, композиторского и исполнительского творчества. Родившийся благодаря усилиям ректора Ереванской консерватории Аршака Адамяна в 1925 году из педагогов и студентов оркестр вскоре становится популярным коллективом, известным далеко за пределами Армении. С 1932 по 1941 год он выполнял двойную функцию - был симфоническим и оперным оркестром. В 1939 году он принял участие в Первой декаде армянского искусства в Москве, обеспечив высокий уровень оперных спектаклей, которыми дирижировали Константин Сараджев, Микаел Тавризян, Георгий Будагян и Рубен Степанян. В 1942 году в исполнении объединенного оркестра Госоперы и Армфилармонии под управлением М. Тавризяна прозвучала Седьмая симфония Шостаковича, воспринятая как событие огромной художественной значимости.
-
2025-07-16 10:37
Судьбы художников складываются по-разному. Если живописцы известны нам обычно по выставкам, то художники кино вниманием публики не избалованы. Их работа как бы заслонена сюжетом, актерами, режиссерским замыслом, поэтому зритель не всегда способен осмыслить, что вложено в картину художником. Этой участи в какой-то мере избежал замечательный художник кино, один из первых мультипликаторов Валентин ПОДПОМОГОВ. Он был очень популярен в кинематографических кругах, но вот по-настоящему широкая публика его узнала значительно позже, когда он создал свои живописные неординарные работы в пятидесятилетнем возрасте. За плечами художника были уже долгие годы работы над декорациями для фильмов, мультипликации, по созданию надгробий и т.д.
-
2025-07-14 10:01
К 95-летию со дня рождения Фрунзе МКРТЧЯНА Талант – это отсвет детства в человеке. Ярким свидетельством тому был Фрунзе Мкртчян, один из самых любимых, узнаваемых актеров кино и театра недавнего прошлого. Но время и мода не властны над этой любовью. Он был рожден для театра и кино по самому складу своего характера – восприимчивого, общительного, по всему тому, чем его так щедро наделила природа. Удивительная легкость воображения, сценическое обаяние, острое ощущение формы, поразительная пластичность, яркий темперамент, юмор – все это соединялось в нем с той великой мерой, какая только и порождает крупные творческие индивидуальности.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2025-07-25 10:50
Из-за вымытого до блеска стекла витрин уже можно разглядеть детские работы тех, кто сегодня стал признанным в стране, а местами и за ее пределами мастером живописи, графики, керамики... В нижнем помещении - большой зал с дизайнерски оформленной стеной-хранением - краски, кисти, рулоны цветной бумаги, клубки шерсти... Директор Национального центра эстетики имени Генриха Игитяна Ваан БАДАЛЯН сдержал слово. Вразрез с некоторыми товарищами, он не согласился с притерпелостью и потратил 5 лет жизни на возвращение Центру его законных владений. Вместо бутиков, магазинов и винотеки на проспект Саят-Новы теперь смотрит развеска Музея детского искусства, открытия которого осталось ждать совсем недолго.
-
2025-06-05 10:14
Пашинян помогает голодающим в Африке, а Папикян принимает в дар старые покрышки Пашинян и его бесславное правительство из кожи вон лезут, чтобы представить международному сообществу якобы благополучную Армении, хотя в стране полмиллиона едва сводящих концы с концами пенсионеров, 341 тысяча безнадежных должников, 188 тысяч безработных, 391 тысяча работников с зарплатой менее 150 тысяч драмов и другие социально уязвимые группы населения. И эти совсем не благоухающие цифры - в стране с населением всего в 3 млн человек…
-
2023-11-24 10:25
О чем рассказывают деньги 25 ноября в Музее истории Армении откроется новая выставка под названием «Драм в Армении: времена и отношения», посвященная 30-летию национальной валюты Армении.
-
2023-06-17 10:36
В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.