Последние новости

МЕРЦАЮЩИЙ СВЕТ АРТО

Его судьба, его личность и созданные им картины при жизни художника вызывали противоречивые оценки - от восхищения до полного неприятия. Арто недооценивали художники, но им восхищались писатели, чьи книги он оформлял, о нем с увлечением писал публицист Грачья Мартиросян, очень ценил искусствовед и директор Музея народного искусства Саро Саруханян. Он признался, что богемная жизнь, которую вел художник, мешала серьезному восприятию его искусства. И вот сейчас, освобожденное от бытовой шелухи, оно по-новому раскрывается перед зрителем, представляя живописца, искреннего и непосредственного.

 МЕРЦАЮЩИЙ СВЕТ АРТОСВЕТ ЯРАЛЯНА не очень яркий, а как бы приглушенный, словно гаснущий, но он заполняет все полотно и при этом прозрачен. Это словно взгляд сверху, откуда несовершенство нашего мира кажется странной нелепостью. Картины отражают движение времени - мимолетное и постоянное, вечное и преходящее. Художник словно вырвался из конкретного времени и отразил взгляд из глубокой дали, где время течет не по земным законам. Мир для него - это сияние света, торжество звука. Поэтичность сказывается во всем: в цветовых сочетаниях, в легких и нежных прикосновениях кисти к холсту.

Он действительно был поэтом в живописи. А поэт, как известно, - тот, кто не теряет в себе детства. Арто всегда смотрел на мир глазами изумленного детства, предпочитая бесхитростные, доступные для понимания картины, выполненные без какого-либо кокетства и демонстрации виртуозности кисти.

Думается, вряд ли художник сумел преодолеть конфликт, от которого мало кто уберегся в наше время: конфликт между тем, что вовне, и тем, что внутри реальности. Но в живописи он жил по иным меркам. Арто воспринимал природу, человека, весь окружающий мир только как источник вдохновения и выразил это на холсте в самой откровенной форме. Это попытка объединить две неопровержимые реальности - конкретную и абстрактную. В результате их столкновения и рождались его картины.

В живописи Арто мне ближе его камерные холсты. В них концентрируются лучшие черты его живописи: свобода исполнения, полнота выражения мыслей и переживаний автора, динамика сочиненного художником мира. Живое и условное, возвышенное и печальное - все, что волновало художника, нашло отражение в этих небольших полотнах, где царит безмятежная, легкая грусть.

Изображенные им села, городские виды, улочки манящи и таинственны. В некоторых из них обобщенность доходит до знака, кажется, что живописец только наметил контуры, что он еще допишет. Нет, в это касание кисти он вложил всего себя, всю свою любовь.

 МЕРЦАЮЩИЙ СВЕТ АРТОЧАСТО АРТО писал работы, которые уже сложились в его воображении, были выверены памятью, мысленно разработаны. И вместе с тем мы видим, что он импровизировал на холсте. Несмотря на всю дисгармонию реальной жизни, он видел мир гармоничным и таким его изображал, выше всего ценя краткость, цельность. Это проявлялось в любом жанре, к которому обращался художник, - будь то портрет, пейзаж или натюрморт.

В пейзажах Арто нет обычной натурной созерцательности, выписанности, но есть нечто большее - глубоко эмоциональный образ природы, соотнесенный с человеческим настроением. Таковы его осенние пейзажи (к сожалению, почти все работы представлены без названия), где великолепно переданы мотив увядания, печаль расставания. Пейзаж написан с такой искренностью и глубиной, что невольно думаешь: картина отразила его тоску по радости. Вот почему этот скромный холст непременно остановит зрителя, заставит его душевно встрепенуться.

Рассматривая полотна, приходишь к выводу, что Арто всегда обращался к темам и вопросам, по-настоящему волнующим его, без каких бы то ни было поправок на текущий момент, господствующие вкусы или что-нибудь в этом роде. Поэтому, может быть, его искусство живет сегодня более напряженно, чем при жизни его создателя, являясь достоянием и новых зрителей, входя в общее культурное наследие. Художник, хорошо знавший, что значит боль и страдание, хотел, чтобы в будущем отметили не его невольную угрюмость, а его любовь к свету и добру, для которых он был рожден.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ ФРАНКОФОНИИ
      2024-03-27 10:45

      Этот неординарный концерт Армянского государственного симфонического оркестра под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Сергея Смбатяна в Большом зале имени Арама Хачатуряна был посвящен знаковому событию – Дню Франкофонии. Звучала исключительно французская музыка – сочинения Мориса Равеля, Франсиса Пуленка, Клода Дебюсси. Собравшаяся в огромном зале публика тоже была несколько необычной: представители посольств, Национального собрания (согласитесь, явление не столь частое!), широкая общественность, гости столицы. В зале также царила торжественная атмосфера.

    • СОВРЕМЕННИКИ НАВСЕГДА
      2024-03-22 10:46

      Второй концерт в рамках XV фестиваля армянского композиторского творчества, проводимого Государственным симфоническим оркестром Армении под управлением Сергея Смбатяна при содействии Министерства образования, науки, культуры и спорта РА, состоялся 19 марта в Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна. Зал был переполнен: недостатка в слушателях у этого оркестра никогда не бывает. Дело не только в интересной и яркой программе, но и в том, что почти в каждом концерте слушателей ждут особые артистические открытия.

    • ГЛУБИНА ВОПЛОЩЕНИЯ
      2024-03-19 09:48

      Стартовал 15-й фестиваль армянского композиторского творчества Знаменательной традицией Государственного симфонического оркестра Армении под управлением Сергея Смбатяна стали фестивали, посвященные творчеству армянских композиторов. Особый интерес вызван тем, что в фестивале нередко наиболее явственно прослеживаются процессы внутренней жизни музыки, подчас мимолетные, меняющиеся, но многогранно отражающие психологию, эмоциональный строй, характер нашего современника. Не секрет, что большинство наших исполнительских коллективов отдает предпочтение скорее классике, чем современной новейшей музыке. А в том, что яркие и интересные произведения создаются и сегодня, сомневаться не приходится, особенно когда слушаешь новейшие произведения современных авторов не просто в хорошем, а в превосходном исполнении.

    • В ПРОГРАММЕ – ФРАНЦУЗСКАЯ МУЗЫКА
      2024-03-14 10:05

      Этот концерт в Доме камерной музыки вызвал особый интерес публики. Впрочем, как и всегда, когда на сцене Государственный камерный оркестр (художественный руководитель и главный дирижер Ваан Мартиросян). Примечательным было то, что вся программа вечера состояла из произведений французских композиторов: "Павана" фа-диез минор Габриэла Форе, "Meditation" из оперы "Таис" Массне, "Последний сон Богородицы" Массне, "Кармен-сюита" Бизе-Щедрина. За пультом – главный приглашенный дирижер из Германии, наш соотечественник Рубен Казарян. Концерт прошел в рамках мероприятий, посвященных Франкофонии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НАША ВИКТОРИЯ НА БИЕННАЛЕ В ИТАЛИИ
      2023-08-26 10:35

      Известный художник-дизайнер Анна Арутюнян на днях вернулась из Италии, где представляла армянское изобразительное искусство. Около 40 полотен зрелых мастеров, имена которых вписаны в историю отечественной живописи, и порядка 70 работ юных художников – воспитанников разных культурных центров Армении Анна представила широкой международной публике в рамках проходящей в Римской Ривьере I Биеннале по искусству (I Biennale d’Art Della Riviera  Romana).

    • АРТ СТУДИЯ «СЕДРАКЯН» ПРИГЛАШАЕТ НА ВЫСТАВКУ
      2023-07-01 09:54

      Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.

    • СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНАТОЛИЯ АВЕТЯНА
      2023-06-17 10:36

      В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.

    • ГОГЕН, ПИРОСМАНИ И... ПАШИНЯН
      2023-06-14 13:07

      Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".