Последние новости

"ТИХИЙ ГЕНИЙ" ВАГРАМ ГАЙФЕДЖЯН

Ваграм Гайфеджян - из стаи славных. Его влияние на армянское изобразительное искусство, по-гайфеджяновски разветвленное и всепроникающее и в то же время трудно постигаемое, огромно. Он занимал особое, отмеченное печатью глубокого своеобразия место в ряду самых выдающихся мастеров армянской живописи.

"Тихий гений", как его называл Генрих Игитян, художник небывалого артистического склада, яркая индивидуальность, Гайфеджян определял ритм и внутренний строй армянского изобразительного искусства, знаменуя пример высокой мысли и великой совестливости. Природный талант, трудолюбие, высокая профессиональная честь роднили его с самыми яркими представителями творцов первой половины XX столетия.

Многое, что живо до сих пор в армянской живописи, носит печать Гайфеджяна. Редко кому из художников удалось пройти мимо этого выдающегося мастера. Все его творчество, изысканные красочные полотна, пейзажи, композиционные картины, портреты, натюрморты - все это искусство такого художественного уровня, что его значение не только не уменьшается со временем, а все возрастает. К сожалению, несмотря на обилие статей, исследований о мастере, мы еще не в полном объеме оценили творчество художника, хотя и понимаем ценность его художественных исканий и принципов.

Современникам Ваграма Гайфеджяна, знавшим его в жизни и творчестве, и тем, кто не застал его, особенно важно, чтобы образ художника и человека предстал в правдивом свете. Думается, именно эту цель в большей степени выполняют исследования дочери художника - искусствоведа Элен Гайфеджян. Объемную общую книгу-альбом о мастере она опубликовала несколько лет назад. И вот теперь перед нами не менее масштабная работа - второе издание графики и рисунков художника. Каталог вышел в ереванском издательстве "Гаспринт" совсем недавно и посвящен памяти Николая Левоновича Оганесяна, неоценимого помощника в работе по каталогизации художественного наследия В.Гайфеджяна. Как отмечает Элен, предлагаемый каталог ставит целью представить во всем объеме и разнообразии его станковую графику, станковый рисунок, рисунок с натуры, подготовительные этюды и эскизы к картинам, образцы книжно-журнальной графики. Материал каталога охватывает всю первую половину XX века. Большинство сосредоточенных в нем произведений из собрания Национальной галереи Армении, семьи художника и частных коллекционеров никогда не экспонировалось и не публиковалось, определенная часть затеряна на страницах журналов и книг многолетней давности. Тем важнее ввести этот пласт художественного наследия В.Гейфеджяна в орбиту искусствоведческого исследования, познакомить с ним заинтересованного зрителя.

Держа в руках изданный с такой любовью каталог, испытываешь давно утраченную гордость за нашу историю художественного искусства и за профессию художника, славу которой составляли и поддерживали такие личности, как В.Гайфеджян, М.Сарьян, С.Аракелян, Е.Кочар и другие.

Очерк, представляющий объемный каталог, написан увлеченным и неравнодушным исследователем. Он с первых же строк властно втягивает и увлекает читателя. Поток исторических фактов, их достоверность, понимание и осмысление уникального наследия художника, а главное, позиция самого автора достойны особого внимания. Это не просто публикация, это огромный труд, проделанный талантливым искусствоведом. Элен с примерной основательностью на протяжении многих лет поисков и изучения истоков зарождения самобытного культурного наследия отца открывает и просто одаривает нас не только историческими фактами, но и глубоким анализом многих знаковых работ мастера.

Обширный очерк включает в себя не только живо написанные страницы, воссоздающие важнейшие этапы жизненного пути художника, но и сведения, по-новому освещающие его творчество, раскрывающие тайны создания картин и поднимающие завесу загадочности над самыми сложными замыслами художника или, наоборот, показывающие, сколь утонченны по внутренней структуре иные его творения, считающиеся досконально ясными.

Из работ Гайфеджяна

Нетрудно представить, что труд этот дался Элен не просто. И вот почему. Она слишком хорошо знала предмет исследования, не раз писала о работах отца. Его личность, творческое кредо, духовный облик, даже привычки, внешность, манера говорить уже давно составили для нее самой некую определенную и устойчивую модель. Теперь же предстояло заново познакомить с этой моделью других людей. Что акцентировать, как добиться ощущения живого художника? Какими средствами передать ту простую истину, что искусство творит свой собственный, новый, неожиданный мир?

У каждого, близко знавшего Гайфеджяна, в памяти свой образ художника. У Элен - свой, неповторимый. Этот образ динамично развивается в предисловии. С его страниц, будто отражаясь в тысячах зеркал, возникает перед нами редкостная по духовной цельности, по максимализму требований к себе фигура творца, величайшее значение деятельности которого давно уже осознано. Ни один исследователь творчества Гайфеджяна не пройдет мимо немногочисленных, но по-своему интересных страниц, где говорится об отношении современников - деятелей культуры к Гайфеджяну, - Е.Кочара, Н.Котанджяна, Г.Игитяна.

Анализируя творчество Гайфеджяна, определяя его роль в изобразительном искусстве и в воспитании замечательной плеяды армянских художников, выдающийся скульптор Ерванд Кочар пишет: "Гайфеджян сумел передать свое мастерство сотням учеников, которые сами уже стали мастерами. Многосторонне образованный художник, с которым (в этом смысле) может сравниться по времени разве что Вардкес Суренянц, человек утонченной культуры и высоких нравственных качеств, Гайфеджян учил своих учеников не только живописи... Он воспитывал в них благородство чувства, учил их своим личным примером не менее, чем словом, высоте помыслов. Творчество Гайфеджяна очень поучительно и ценно. В истории нашего отечественного искусства оно занимает свое, особое место. Свою партию в грандиозной симфонии армянского искусства Ваграм Гайфеджян провел на высоком художественном уровне. Под мягкую гайфеджяновскую сурдинку с тончайшим мастером он сыграл ее на своей лирической струнке. И также бесшумно и тихо свершил свой последний путь в 1960 году".

Работа В.ГайфеджянаВ каталоге, составленном Элен Гайфеджян, представлены образцы редкого мастерства художника-графика. Выразительная простота, пластичность техники, поэтическая мелодичность линий определяют их прекрасные качества. В них заложена драгоценная непосредственность, они дают представление об отношении мастера к рисунку в разные периоды творческого развития.

- Широкой общественности Ваграм Гайфеджян известен преимущественно как живописец, - отмечает Элен Гайфеджян. - Настоящий иллюстрированный каталог ставит целью представить художника в качестве менее известном - как графика и мастера рисунков. Главной задачей было выявление и систематизация его творческого наследия с максимально возможной полнотой и достоверностью. На пути ее решения стояло много самых разных препятствий. Прежде всего, художник редко подписывал, а тем более датировал свои произведения. Это особенно показательно в отношении графического наследия мастера. Что же касается рисунка, здесь можно найти лишь единичные автографы. Исключением является лишь книжно-журнальная графика художника.

Отсутствию авторских указаний сопутствует неполная и неточная информация, содержащаяся в каталогах выставок первой половины XX века, - продолжает Э.Гайфеджян. - В них, как правило, отсутствуют сведения о материально-технической характеристике экспонируемого художественного материала, названия произведений часто заменены тремя звездочками или обтекаемым словом "этюд", в разновременных каталогах одно и то же произведение нередко фигурирует под разными наименованиями. О времени исполнения можно судить лишь приблизительно, ориентируясь на год каталожного издания. Налагаясь друг на друга, все эти минусы создают неразбериху и путаницу. Систематизация художественного наследия Гайфеджяна в силу общего состояния его неисследованности требовала пристального изучения не только самого оригинального материала, но и кропотливой работы в архивах и библиотеках. Из-за многих обстоятельств она велась нерегулярно и оказывалась очень длительной. По крупицам собранные документальные сведения о художнике, изучение обширной библиографии, фиксация ценнейших мемуарных свидетельств современников, его учеников, коллег, извлеченная из эпистолярного материала, дневников информация, определение именной принадлежности оборотных надписей на работах художника, критический анализ всех собранных данных позволили восстановить более или менее безошибочно датировки многих работ Гайфеджяна. На очереди каталоги живописи маслом, живописи гуашью и пастелью и выделенного в отдельный блок цикла "Декоративных мотивов" и "Цветовых композиций".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • В ПРОГРАММЕ - ШОСТАКОВИЧ
      2024-05-10 10:35

      Из последних концертов Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна вечер 5 мая, безусловно, самый особенный. Несмотря на исполнение не самой популярной программы - Скрипичный концерт N1 ля-минор и Тринадцатая симфония Дмитрия Шостаковича на стихи Евгения Евтушенко, Большой концертный зал им. А. Хачатуряна был переполнен. Солировал в концерте выдающийся скрипач Сергей Хачатрян, выступления которого всегда сопровождаются повышенным градусом напряжения.

    • БЛАГОРОДСТВО ТАЛАНТА
      2024-05-03 11:07

      K 100-летию со дня рождения Петра АЙКАЗЯНА Армянская культура знает немало замечательных имен, которые вписаны золотыми буквами в ее историю, - имен людей, чьей наибольшей заботой всю жизнь было обогащение духовных сокровищ своего народа. Среди этих славных имен красиво и ярко светится имя Петра Асатуровича Айказяна - выдающегося педагога, "прораба духа", воспитавшего не одно поколение музыкантов-скрипачей.  Его жизнь, внешне очень спокойная, лишенная драматических событий, давала нам примеры огромной нравственной силы, каждодневной борьбы за свое право быть человекам и истинным Педагогом с большой буквы. Даже в старости (это определение никак не вязалось с его именем) самим своим  обликом молодого, стройного, с живыми глазами и жадностью к работе человека, Петр Асатурович утверждал излюбленную  мысль о том, что мудрость – это умение и в старости сохранить непосредственность восприятия мира.

    • ПРИНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЮ
      2024-04-29 11:37

      Интерес к этому концерту Армянского государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна был вызван  не новизной программы: шедевры, прозвучавшие в этот  вечер, исполнялись в Большом зале им. Арама Хачатуряна не раз. Свободных мест в зале не было. Особый ажиотаж был вызван не только участием талантливейшей солистки, скрипачки Дианы Адамян, живущей ныне в Европе, но и посвящением концерта. Этим концертом отмечалась знаменательная дата – 100-летие со дня рождения выдающегося педагога, кавалера медалей "За заслуги перед Отечеством II степени" и "Мовсес Хоренаци" Петра Асатуровича Айказяна.

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НАША ВИКТОРИЯ НА БИЕННАЛЕ В ИТАЛИИ
      2023-08-26 10:35

      Известный художник-дизайнер Анна Арутюнян на днях вернулась из Италии, где представляла армянское изобразительное искусство. Около 40 полотен зрелых мастеров, имена которых вписаны в историю отечественной живописи, и порядка 70 работ юных художников – воспитанников разных культурных центров Армении Анна представила широкой международной публике в рамках проходящей в Римской Ривьере I Биеннале по искусству (I Biennale d’Art Della Riviera  Romana).

    • АРТ СТУДИЯ «СЕДРАКЯН» ПРИГЛАШАЕТ НА ВЫСТАВКУ
      2023-07-01 09:54

      Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.

    • "ЖИВУ ИДЕЕЙ СДЕЛАТЬ НАШ МУЗЕЙ ЛУЧШИМ В МИРЕ"
      2023-06-23 10:09

      Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.

    • СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНАТОЛИЯ АВЕТЯНА
      2023-06-17 10:36

      В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.