БЕТХОВЕН И МАЛЕР: ПОЧТИ КАК СОВРЕМЕННИКИ
Что происходит, когда, преодолевая напряжение репетиций, талантливый артист вырывается на просторы свободной исполнительской импровизации? Что происходит, когда в руки дирижера попадает музыка композитора, духовно близкого? Цепь замыкается вспышкой ослепительной яркости, сметая напрочь прежние исполнительские штампы.
Такая вспышка произошла на недавнем концерте Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна в Большом зале филармонии им. А.Хачатуряна. Уже сама программа - необыкновенная и не заигранная - не оставляла сомнений: концерт должен быть интересным. В афише значились два масштабных сочинения - одно из редких в наследии Бетховена лирических произведений крупной формы - Четвертая симфония - в первом отделении и Четвертая симфония Малера, занимающая совершенно особое место в творчестве выдающегося австрийского композитора и дирижера, - во втором.
ОБЕ СИМФОНИИ ВЫЗВАЛИ БОЛЬШОЙ ИНТЕРЕС ПУБЛИКИ. ПОСЛЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОГО отсутствия (за дирижерским пультом стояли в это время в основном гастролеры) Эдуард Топчян дирижировал с каким-то особенным увлечением и радостью. Это была истинно творческая работа. Он продемонстрировал гармоничный дирижерский комплекс и артистическое обаяние, показал способность волевого воздействия на оркестр, замечательный дар пластической импровизации, тонкое ощущение природы мелодизма и динамической текучести музыкальных форм.
Нельзя было не восхититься удивительным звучанием оркестра, тонкой нюансировкой, слитностью, общим ощущением стиля, редкой контактностью. И качества эти внес прежде всего дирижер - настойчивый в требованиях, ясный в намерениях, отчетливый в их пластической передаче. А главное - перед нами зрелый мастер с определившейся творческой манерой. Никакого напряжения, жест - легкий, многое играет с полунамека. Темперамент, нередко бурно проявляющийся в жизни, за пультом ограничен чувством меры и вкуса. И оркестр, естественно, был на высоте.
Бетховенская симфония в интерпретации оркестра и его дирижера была озарена особым светом, идиллические картины согреты теплым искренним чувством. С самого вступления симфония захватывает романтической картиной с тональными блужданиями, неопределенными гармониями, отдельными таинственными голосами. Фагот, гобой и флейта словно переговаривались между собой. Особенно романтичным был финал, где в легких шуршащих пассажах чувствовалось кружение каких-то легкокрылых существ. Достойный уровень обеспечила духовая группа оркестра. Перекличка высоких деревянных и низких струнных инструментов подчеркивала шутливый, игровой склад побочных партий. Музыка Четвертой симфонии Бетховена глубоко тронула своим эмоциональным тоном. Оркестру удалось донести тонкую красочность партитуры, контрасты сочных звучаний тутти и прозрачно-прихотливых, как бы импровизационных сольных эпизодов.
Игра оркестра под управлением Топчяна выражает не только заложенные в партитуре чувства, но и мысли современного художника о той музыке, которую он исполнял, о времени и связи времен. О своем отношении к ней, музыке. И эти свойства отчетливо проявились и в исполнении другого монументального полотна - Четвертой симфонии Малера, для которой характерно соединение эмоциональной непосредственности и трагической иронии, жанровой зарисовки и символики.
ЭТУ СИМФОНИЮ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ УСЛЫШАТЬ ВПЕРВЫЕ В БОСТОНСКОЙ филармонии с ее феноменальной акустикой, в исполнении прославленного Бостонского симфонического оркестра под управлением знаменитого дирижера Хайтинга несколько лет назад. Впечатление непередаваемое! И, естественно, я испытывала некоторое напряжение, отправляясь на прослушивание этой симфонии в интерпретации нашего оркестра. Но прошло уже несколько лет, и ссылаться на игру Бостонского оркестра и дирижера Хайтинга как на мерило какого-то художественного критерия, невозможно. Нельзя запомнить манеру дирижера, темп, в котором играл оркестр, да и вообще многие другие особенности. Они не могут уложиться в памяти навсегда. Игру оркестра невозможно зафиксировать раз и навсегда, поэтому параллели несерьезны.
Четвертая симфония Малера была исполнена оркестром под управлением Топчяна зрело, с подкупающе строгой простотой. Главное - дирижер сумел заразить оркестр артистическим чувством любви к этой музыке, внутренней творческой наполненностью, "самым необъяснимым и самым действенным средством дирижера". Свою симфонию Малер называл юмореском, видавшим очень мало радости". В критике о ней сложилось мнение как о доброжелательно-юмористической, идиллистически шутовской. Поразил оркестр, осиливший эту неординарную партитуру, сыгранность и отчетливость деталей, особенности малеровского звучания, ясность общей концепции. Словом, оркестр, подвигнутый дирижером на большое дело, подчинившийся его твердой руке, определял его сдержанную манеру дирижирования в момент исполнения. Верный малейшему велению композитора, дирижер сумел стать и ироничным, и драматичным, не становясь при этом театральным. Дирижерские требования даже не подразумевают аккуратности в следовании тексту, они подразумевают незаурядное понимание. Поэтому звучание редкое. Каждый импульс дирижера, посланный оркестру, каждая эмоция, достигая публики, возрастают с каждым звуком. Эта эмоция принята и оркестрантами, и публикой как своя. При этом у оркестра свое неповторимое звучание, свой тембр - насыщенный, праздничный, легкий, подвижный, богатый оттенками. "Дыхание" - особое.
В ЧЕТВЕРТОЙ СИМФОНИИ ПРОБЛЕМА СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ ПОЛУЧАЕТ таинственно-причудливое воплощение - в финале звучит песня-притча. В качестве солистки выступила итальянское сопрано Барбара Фриттоли, хорошо известная в Европе. Известна она и в Ереване: в минувшем году она принимала участие в международном фестивале, посвященном памяти выдающегося певца Гегама Григоряна. Певицу тогда пригласил художественный руководитель Национального театра оперы и балета им. Спендиарова и организатор фестиваля Константин Орбелян.
После дебюта в Ла Скала певица проявила себя в качестве чуткого интерпретатора в моцартовских операх и как незабываемая Дездемона в "Отелло". Красивый голос певицы обработан на высочайшем уровне. Она - яркий представитель итальянской школы. В финале симфонии ее голос звучал естественно, легко, свободно, драматически завершенно. Жесты ее скупы, мимика одухотворенная. Чистота, лиризм сквозят в каждой фразе, в каждой ноте. Оркестр был понимающим собеседником певице, а зал стал свидетелем их беседы; контакт был установлен мгновенно. Шквал аплодисментов в финале - выражение искренней благодарности аудитории за радость общения с высокой музыкой.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-07-31 10:07
Под самый занавес сезона Национальный академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова представил на своей сцене громкую премьеру – одноактные балеты "Пробуждение Фавна" на музыку Клода Дебюсси, "Болеро X" Мориса Равеля и "Весна священная" Игоря Стравинского, композитора-новатора, который, как никто в XX веке, умел быть современным вне злободневности, сумевший "не устареть" до глубокой старости. Хореографическое воплощение осуществили истинные личности: "Пробуждение Фавна" и "Болеро X" поставил талантливый израильский исполнитель и хореограф Шахар Биньямини, а "Весну священную" - известный словенский балетмейстер Эдвард Клюг. Инициатор постановок балетов – руководство Национального театра в лице Карена Дургаряна, он же и дирижер спектаклей, одно присутствие которого за пультом оркестра уже гарантирует успех. В спектакле заняты артисты балетной труппы театра.
-
2025-07-26 10:26
Подошедший к своему завершению сезон был отмечен важнейшей датой, - 100-летием любимого коллектива, Национального филармонического оркестра, чья славная история неразрывно связана со становлением национальной музыкальной культуры, композиторского и исполнительского творчества. Родившийся благодаря усилиям ректора Ереванской консерватории Аршака Адамяна в 1925 году из педагогов и студентов оркестр вскоре становится популярным коллективом, известным далеко за пределами Армении. С 1932 по 1941 год он выполнял двойную функцию - был симфоническим и оперным оркестром. В 1939 году он принял участие в Первой декаде армянского искусства в Москве, обеспечив высокий уровень оперных спектаклей, которыми дирижировали Константин Сараджев, Микаел Тавризян, Георгий Будагян и Рубен Степанян. В 1942 году в исполнении объединенного оркестра Госоперы и Армфилармонии под управлением М. Тавризяна прозвучала Седьмая симфония Шостаковича, воспринятая как событие огромной художественной значимости.
-
2025-07-16 10:37
Судьбы художников складываются по-разному. Если живописцы известны нам обычно по выставкам, то художники кино вниманием публики не избалованы. Их работа как бы заслонена сюжетом, актерами, режиссерским замыслом, поэтому зритель не всегда способен осмыслить, что вложено в картину художником. Этой участи в какой-то мере избежал замечательный художник кино, один из первых мультипликаторов Валентин ПОДПОМОГОВ. Он был очень популярен в кинематографических кругах, но вот по-настоящему широкая публика его узнала значительно позже, когда он создал свои живописные неординарные работы в пятидесятилетнем возрасте. За плечами художника были уже долгие годы работы над декорациями для фильмов, мультипликации, по созданию надгробий и т.д.
-
2025-07-14 10:01
К 95-летию со дня рождения Фрунзе МКРТЧЯНА Талант – это отсвет детства в человеке. Ярким свидетельством тому был Фрунзе Мкртчян, один из самых любимых, узнаваемых актеров кино и театра недавнего прошлого. Но время и мода не властны над этой любовью. Он был рожден для театра и кино по самому складу своего характера – восприимчивого, общительного, по всему тому, чем его так щедро наделила природа. Удивительная легкость воображения, сценическое обаяние, острое ощущение формы, поразительная пластичность, яркий темперамент, юмор – все это соединялось в нем с той великой мерой, какая только и порождает крупные творческие индивидуальности.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-03-08 10:20
Микаэл Таривердиев известен широкой публике как композитор кино, создатель музыки к таким знаковым фильмам советского кинематографа, как «Семнадцать мгновений весны», «Король-олень», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Земля, до востребования» и многих других. На его счету более 70 фильмов, музыка к которым до сих пор согревает сердца.
-
2022-11-21 14:57
Отечественные ценители классической музыки всегда рады встрече с талантливыми музыкантами - выходцами из Армении, продолжившими карьеру за рубежом и добившимися немалых успехов. К таким музыкантам, несомненно, относится и известная пианистка, лауреат фортепианного конкурса Emmanuel Durlet Бельгии, обладатель Почетного диплома Academia Chigianain Siena Анаит Чаушян, которая на днях выступит с концертом в Ереване. Музыкальная встреча с Анаит Чаушян состоится во вторник, 22 ноября, в Большом зале «Арам Хачатурян» и будет посвящена памяти ее отца - именитого композитора, заслуженного артиста Армении Левона Чаушяна. Изначально концерт планировался как часть 14-го Ереванского международного фестиваля музыки, но из-за событий на границе Армении в сентябре его пришлось отложить на время. Сегодня Анаит Чаушян находится в Лондоне, откуда и согласилась дать онлайн интервью «Голосу Армении».
-
2022-05-30 10:05
Откровенно говоря, на этот концерт шла без особого настроя. Атмосфера вокруг Большого зала филармонии им. А. Хачатуряна – митинги, наличие многочисленных палаток, необычайная суета и шум - не лучший фон для восприятия классической музыки. А оглушающая песня-призыв "Зартнир, Лао", того и гляди, разбудит не того, кого надо. Подобный прецедент уже был в Театре оперы и балета, когда в момент кульминации спектакля "Гаянэ" в центре партера вдруг возник огромный флаг явно с митинга и чей-то громовой голос неожиданно обратился к публике и ошалевшим участникам спектакля с боевым призывом объединиться, чуть ли не лишив чувств перепуганных танцовщиц на сцене. Поэтому стечение народа к дверям филармонии в день концерта можно было принять за демонстрацию – ощущение, что весь город намерен ворваться в пространство Большого зала, который и без того был заполнен до отказа.
-
2022-05-17 10:47
В августе 2021 г. у подножия древнего храма Гарни в Армении российский квинтет Moscow Classic Ensemble организовал благотворительный концерт, посвященный детям и их семьям, оставшимся без крова и родины в результате 44-дневной войны против Арцаха. Концерт прошел с большим успехом, а его устроители выполнили свою миссию - сбор средств для музыкальной академической школы им.Д.Газаряна и Школы искусств города Шуши, которые восстанавливаются после войны 2020 г. с нуля и, к сожалению, вне родного города.